Модуль 3. Основы оперативного управления производством

Модуль 3. Основы оперативного управления производством

Организация диспетчерской деятельности для нужд производства.

Для организации и проведения работ по регистрации информа­ции на местах ее появления в цехах, складах (кладовых) создаются пункты сбора информации, на которых осуществляется не только регистрация информации о результатах производственной деятель­ности цеха, но и производится некоторая предварительная ее об­работка.

Диспетчерский контроль и регулирование хода производства осуществляется на основе собранной информации о выполнении производственных программ и заданий. Данные о ходе производства сопоставляются с плановыми, затем анализируются выявленные отклонения и определяются меры по обеспечению равномерного и комплексного выполнения програм­мы выпуска деталей, сборочных единиц и изделий.

Контроль за ходом производства осуществляется диспетчерами цехов предприятия по направлениям: контроль выполнения номенклатурного плана выпуска изделий; контроль комплектующих изделий, контроль межцеховых заделов; контроль оперативной подготовки и обеспечения производства; наблюде­ние за работой отстающих подразделений и др.

Система диспетчерского регулированияхода производства дол­жна отвечать следующим требованиям:

– опираться на четкую организацию оперативного планирова­ния производства, непосредственным продолжением которого она является;

– обеспечивать непрерывность контроля и наблюдения за ходом производства;

– осуществлять быстрое и четкое выполнение распоряжений руководства;

– базироваться на четкой ответственности и преемственности оперативного руководства производством.

Вся текущая работа по диспетчерскому руководству производ­ством в масштабе предприятия лежит на службе главного диспетчера, который, в свою оче­редь, подчиняется заместителю руководителя по производству, и осуществляющей следующие функции:

– контроль хода выполнения производственной программы по основным видам изделий и по стадиям производственного процесса;

– принятие мер по предупреждению перебоев в производстве;

– учет и анализ внутрисменных простоев оборудования;

– учет и контроль обеспечения рабочих мест всем необходимым.

Тема 2. Организация и управление производственной инфраструктурой предприятия.

1. Задачи и основные направления развития ремонтного хозяйства.

2. Организационная структура управления ремонтным производством предприятия.

3. Система технического обслуживания и ремонта оборудования.

4.Особенности энергохозяйства как объекта производственного менеджмента.

5. Организационная структура управления энергохозяйством предприятия.

6. Основы организации управления энергетическим хозяйством

7. Организация и управление производства транспортным обслуживанием.

8. Организация и управление складским хозяйством предприятия.

Планирование и организация ремонтных цехов и служб предприятия

Ремонтные службы и цехи являются важнымиобъектамипроизводственного менеджмента.Это связано с тем, что в процессе эксплуатации технологическое оборудование подвергаетсяфизическому и моральному износу и требует постоянного технического обслуживания.Работоспособность оборудования восстанавливается путем его ремонта. Экономической основой существования ремонта является неравнопрочность деталей и узлов техники. Действительно, экономически необоснованно и технически невозможно изготовить машину, механизмы, агрегат с деталями и узлами с одинаковойпрочностью, равномерностью износа, спримерноравнымисроками службы.

Ремонт(франц. remonter – поправить, пополнить, снова собрать) – совокупность технико–экономических и организационных мероприятий, связанных с поддержанием и частичным (или полным) восстановлением потребительской стоимости основных фондов (средств производства) или предметов общего пользования.Согласно действующимстандартам ремонт – это комплекс операций по восстановлениюисправности или работоспособностиизделий или их составныхчастей. Значение ремонта основных производственных фондов, повышение эффективности его планирования и организации обусловливается следующими важнейшими факторами:

– капитальный ремонт является одним из способов простого воспроизводстваосновных фондов;

– на ремонт основных фондов затрачиваются ежегодно огромные средства;

– ремонтомосновных фондов в стране занята значительная часть трудовыхресурсов;

– затраты на ремонтосновных фондов в себестоимости продукции достигают 10–14%;

– простой техники в ремонте оказывает существенное влияние на конечные результаты деятельности предприятий и организаций;

– удельный вес неисправной техники в разных отраслях материального производства составляет от 4 до 12–15% – это приводит к большим потерям. В ремонте постоянно находится до 40% автомобилей, 25% строительных машин, 10% металлорежущих станков;

– в сфере ремонта занято более трети станочного парка страны. Средства, затрачиваемые на ремонт станка за времяегоработы, превышают стоимость нового в шесть с лишним раз;

– доля ручного труда на ремонте составляет 75–80% против 30% в маши- ностроении;

– ресурс отремонтированной техники не достигает проектных показателей.

В связи с этим задачи организации ремонта оборудования становятся весьма актуальными. Основными задачами ремонтного хозяйства предприятия являются:

– поддержание технологического оборудования в постоянной эксплуатационной готовности и его обновление;

– увеличение сроков эксплуатации оборудования без ремонта;

– совершенствование организации и повышение качества ремонта оборудования;

– снижение затрат на ремонт и техническое обслуживание технологичес- кого оборудования.

Эти задачирешаются путем:

– разработки рациональной системы производственного менеджмента по техническому обслуживанию оборудования в процессе его эксплуатации в целях предупреждения прогрессирующего износа и аварий;

– своевременности качественного планово–предупредительного ремонта оборудования;

– модернизации устаревшего оборудования;

– повышения организационно–технического уровня ремонтного производства.

Это может быть обеспечено на основелогистического подхода к управлению техническим обслуживанием средств производства. Содержание этого подхода заключается в следующем:

– установление определенного порядка выполненияфункциональных обязанностей путем рациональногораспределения работ по исполнителям во времении объемах в установленной последовательности;

– разработка технологической, нормативной и организационно–методической документации, на основе которой функции технического обслуживания увязываются с режимом и графиком работы основных производственных подразделений;

– постоянное соизмерение затрат натехническое обслуживание средств производства с полученнымэкономическим эффектом, в целом по предприятию, за счет увеличения межремонтных периодов работы оборудования и сокращенияего простоев по винеремонтников.

Практические занятия

Рассмотрения вопросов:

1. Задачи и содержание оперативного управления производством.

2. Организация диспетчерской деятельности для нужд производства.

3. Организация и обслуживание рабочих мест

4. Зарубежный опыт оперативного планирования и управления производством и сбытом

5. Задачи и основные направления развития ремонтного хозяйства.

6. . Организационная структура управления ремонтным производством предприятия.

7. .Система технического обслуживания и ремонта оборудования.

8. Особенности энергохозяйства как объекта производственного менеджмента.

9. Организационная структура управления энергохозяйством предприятия.

10. Основы организации управления энергетическим хозяйством

11. Организация и управление производства транспортным обслуживанием.

12. Организация и управление складским хозяйством предприятия.

13. Сущность и задачи управления качеством продукции.

14. Показатели качества и методы их оценки.

15. Функции управления качеством продукции

16. . Организация управления качеством продукции на предприятии.

Тест для самопроверки.

Литература

1. Организация производства: Учеб. для вузов / О.Г. Туровец, В.Н. Попов, Б.Н. Родионов и др.; Под. ред. О.Г. Туровца. – Воронеж, 2003. – 384 с.

2. Макаренко М.В., Махалина О.М. Производственный менеджмент: Учеб. пособие для вузов. – М.: «ПРИОР», 2004. – 384 с.

3. Гинзбург Е.Г., Кац И.Я. Теоретические основы организации промышленного производства. Ярославль, 2007.- 215 с.

4. Котел К. Организация производства на предприятии. М.: Экономика, 2004. – 384 с.

5. Фатхутдинов Р.А. Производственный менеджмент // Учебник для вузов. М.: Экономика, 2007. – 258 с.

Справочник директора предприятия / Под ред. М.Г. Лапусты. М.: 2006.

8. Букерель Ф, Ланкар Р., Оллье Р., Ксардель Д., Оливье А., Урсе Р. Академия рынка: маркетинг – М.: Экономика. 2003. – 572 с.

9. Васильев В.И. Основы теории систем: конспект лекций. – М.: МГТУ ГА, 2004. – 104 с.

Модуль 3. Основы оперативного управления производством

Наши рекомендации