Понятие чистая монополия
Управление в электроэнергетики
Закон о ОАО, о конкуренции, о монополии
Понятие рынков
Рынки: чистой конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии.
Параметры рынков
параметры Тип рынка | Кол-во участников | Тип товара | Барьеры вступления в отрасль | Неценовая конкуренция |
Чистая конкуренция | Более 1000 фирм | однородный | Почти нет | отсутствует |
Монополистическая конкуренция | От 100 до 1000 | Однородный, дифференцированный | Требования к лицензии, патентам, | Существует в форме раскрутки бренда |
Монополия | уникальный | Вход заблокирован | отсутствует | |
Олигаполия | Более 2-х | Однородный, дифференцированный | В форме больших кап. Вложений, патенты на виды деятельности | присутствует |
Основные признаки модели чистая конкуренция
В условиях чистоц конкуренции существует большое кол-во покупателей и компаний, которые производят стандартный товар. На этот рынок легко войти и легко выйти. Так как доля компаний на рынке велика, то каждая отдельная компания не может оказывать существенного влияния на рыночную цену, цена устанавливается на основе совокупного спроса и предложения и каждая Компания приспосабливается к той цене, которая формируется на рынке.
MC – линия предельных затрат (переменные и постоянные)
АС – это удельные средние затраты (включающие норму прибыли в расчете на единицу продукции)
MR – линия предельного дохода или доход, получаемый с каждой единицы продукции
Pmax MC*MR
При модели чистая конкуренция имеет место 2 типа эффективности:
1. эффективное распрямление ресурсов – распределение, при котором ресурсы распределяются таким образом, чтобы состав произведенной продукции наилучшим образом соответствовал предпочтению потребителей.
2. Эффективность производства требует, чтобы каждый из товаров производился с наименьшими затратами
В течение долгосрочного периода конкуренция вынуждает компании производить объемы, соответствующие минимальным, удельным суммарным затратам на производство и устанавливает ту цену, которая соответствует этим затратам, кроме того, при конкуренции складывается ситуация, в которой не только производство становится экономически эффективным, но и товары производятся в тех объемах, которые нужны потребителям.
Польза или удовлетворение, которые потребители получают от дополнительной единицы продукции называется ценой товара, а предельные затраты измеряют потери для общества других товаров, в случае использования ресурсов на производство дополнительной единицы данного товара. В зоне W1 < W opt компания недополучает прибыль, в силу недозагруженности мощностей, есть стимул к увеличению объемов производства. В зоне W1 > W opt компания терпит убытки, имеет место перепроизводства товаром.
Условия модели чистой конкуренции выполняется при соблюдении следующих допущений и ограничений:
- модель приводит к оптимальному распределению ресурсов, при действий механизма оптимального распределения дохода
- есть ряд услуг, которые обществу нужны, но конкуренция при их производстве нецелесообразна
- в условиях конкуренции производители заинтересованы нести те затраты, которые быстро окупаются
- компании работают с минимальными удельными затратами, следовательно в условиях чистой конкуренции отсутствует сверхприбыль как источник развития компаний
Понятие чистая монополия
Существование монополии связано с наличием 4-х основных условий:
1. одному продавцу противостоит большое кол-во покупателей
2. отсутствие совершенных заменителей товара, монополист выступает единственным производителем у которого нет заменителей, что вынуждает приобретать товар только у него
Эластичность – от цены не зависит объем
3. отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда компания представляется не в выгодном, когда не возможно войти в отрасль, входные барьеры многочисленны и разнообразны в форме наличия патентов, лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров
4. монополия может быть оправдана с точки зрения экономической эффективности, когда экономия от масштаба производства на столько велика, что единственная компания может обеспечить продукций весть рынок при меньших издержках, чем несколько открыто-конкурирующих между собой компаний. Отрасль, в которой такая ситуация может быть называется естественной монополией. В силу низкой эластичности спроса по цене в условиях естественной монополии требуется наличие государственного регулирования и контроля.
Закон о естественной монополии
Функции органов регулирования естественных монополий:
- определение методов регулирования методов
- ведение реестра субъектов естественной монополии
В отличие от обычной монополии, в естественной монополии структура издержек более сглажена. В условиях естественной монополии линия средних затрат является более сглаженной в силу доминирования постоянных затрат, если бы отсутствовало гос. Регулирование, то цена устанавливалась бы аналогично монополии в получении сверх прибыли. Цели регулирования- установление такой цена, чтобы она окупала затраты и давала экономически обоснованной нормы прибыли.
Аргументировать почему для той или иной стадии производства имеет то или иную модель рынка?
Рис.
d- спрос
MC – линия предельных затрат (переменные и постоянные)
АС – это удельные средние затраты (включающие норму прибыли в расчете на единицу продукции)
MR – линия предельного дохода или доход, получаемый с каждой единицы продукции
Pmax MC*MR
Заштрихованная зона- зона сверхприбыли
Цена и объем продукции определяется при соблюдении равенства предельного дохода и предельных затрат, монополия считает для себя выгодным продать объем меньше, но повысив цену, чем в условиях конкуренции. Цена значительно превышает предельные затраты (МС) , это означает что общество оценивает дополнительное кол-во монополизированного продукта более высоко, чем оно оценивает продукцию, которая могла бы быть произведена на использованных ресурсах. Таким образом, в условиях монополии имеет место недораспределение ресурсов и недопроизводство товаров. По вопросам о том, способствует ли монополия научно-техническому прогрессу существуют 2 точки зрения:
- монополия более прогрессивна, чем чистая конкуренция, так как она имеет возможность иметь большую прибыль, что обеспечивает большую возможность к финансированию инноваций
- отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста использовать свои производственные мощности для финансирования инноваций
В условиях чистой монополии существует ценовая дискриминация, то есть одинаковые товары компания продает различным покупателям в зависимости от их платежеспособности. Цены могу различаться от качества товара, объема потребления (скидки оптовикам), времени покупки (энергетика). Таким образом на один и тот же товар существует множество цен.
Лекция