Транспортная логистика
Логистика сервисного обслуживания ЛС
В современных условиях недостаточно просто выпускать качественный товар по сходной цене. Стараясь полностью удовлетворить максимум потребностей потребителя, в процессе поставки товара, производитель оказывает ему определенные сопутствующие услуги.
Объектом ЛС являются различные потребители материального потока. ЛС осуществляется либо самим поставщиком, либо экспедиторской фирмой. В ЛС выделяют группы:
Предпродажные работы по формированию ЛС (планирование его уровня) Осуществляемые в процессе продажи:
o наличие товарных запасов на складе для быстрого реагирования на запросы потребителя
o подбор ассортимента, упаковка, формирование грузовых единиц и др. операции
o обеспечение надежности доставки
o сокращение сроков доставки
o предоставление информации о происхождении грузов
Послепродажное обслуживание (гарантийное обслуживание, обмен, рассмотрение претензий)
Уровень ЛС можно оценить по ряду критериев. Оценка производится по формуле:
S=m/M*100% -уровень ЛС
m- количественная оценка фактически оказываемого объема ЛС
M- количественная оценка теоретически возможного объема ЛС
Для оценки уровня ЛС применяют критерии:
· надежность поставки
· полное время от получения заказа до поставки партии товаров;
· гибкость поставки;
· наличие запасов на складе поставщика;
· возможность предоставления кредитов и др.
На доход организации ЛС влияет поскольку:
- Большинство рынков требует от продавца наличия минимального уровня ЛС, иначе предприятие не будет принято рынком.
- После достижения определенного уровня сервиса рынок становится нечувствительным
к его дальнейшему увеличению.
Улучшить уровень сервиса посредством выполнения максимального числа заявок можно двумя способами:
-увеличения размера запасов (требует роста затрат связанных с их содержанием)
-создание системы быстрого реагирования на полученную заявку (доставка) конкурентоспособность возрастает за счет четкой логистики продвижения информации и материала.
Производственная логистика. ПЛ
Цель – оптимизация материальных потоков внутри предприятия, создающие материальные блага или оказывающих услуги. Характерная черта объектов изучения в производственной логистике – их территориальная компактность.
К производственным логистическим системам можно отнести:
· промышленные предприятия
· оптовое предприятия
· узловую грузовую станцию
· узловой морской порт
В макрологистической системе создается ритм работы микросистем, являющихся источниками материальных потоков. На микроуровне – это ряд подсистем находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целосность: закупка, склады, запасы, производство, информация, сбыт, кадры… Эти подсистемы обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы.
Управление МП в рамках ПЛ может осуществлятся двумя способами:
1) «Толкающая система» организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственны участок, непосредственно у этого технологического звена не заказываются. МП «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством.
2) «Тянущая система» организации производства, , в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости. Управление не вмешивается в обмен МП между различными участками предприятия, не устанавливая для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Централизованная система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.
Транспортная логистика
ТЛ обеспечивает большую часть продвижения МП в пространстве. Затраты на выполнение транспортных операций составляют до 50% общих затрат на логистику. Транспортная система включает:
Транспорт общего пользования – отрасль народного хозяйства удовлетворяющая потребности всех отраслей в перевозках грузов и пассажиров.
Транспорт необщего пользования включает внутрипроизводственный транспорт, а так же транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным компаниям.
К задачам ТЛ относят те, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса:
*обеспечение технического соответствия участников транспортного процесса. (согласованность параметров транспортных средств, которая позволяет работать с контейнерами и пакетами)
*обеспечение технологического соответствия участников транспортного процесса (единая технология транспортировки, прямые перегрузки)
*согласование экономических интересов участников транспортного процесса(общая методология построения тарифной системы)
а так же: создание транспортных коридоров, выбор вида транспорта, выбор маршрута транспортировки грузов, выбор вида транспорта, выбор маршрута транспортировки груза, выбор типа транспортного средства и др.
транспортный процесс может быть:
традиционный – где единая функция управления сквозным материальным потоком отсутствует, согласованность звеньев в вопросах продвижения и финансов низка, так как отсутствует координация.
При логистическом подходе к смешанной перевозке появляется новый участник – единый участник мультимодальной перевозки, что дает возможность планировать продвижение МП и добиваться заданных параметров на выходе.
Выбор транспортного средства с учетом логистики.
Оптимальное для конкретной перевозки транспортное средство определяется информацией о характерных особенностях различных его видов:
Вид транспорта | Преимущества | Недостатки |
Автомобильный транспорт – традиционно используется для перевозок на короткие расстояния | высокая маневренность | сравнительная высокая себестоимость, возможность хищения груза и угона транспорта, сравнительно малая грузоподъемность |
Железнодорожный. | хорошая приспособленность для перевозки любых партий грузов при любых погодных условиях; возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния; невысокая себестоимость перевозки | ограниченные возможности доставки к пунктам потребления, монопольное положение. |
Речной | Низкие грузовые тарифы | Малая скорость, низкая географическая доступность. |
Воздушный | Большая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов | Высокие тарифы, зависимость от метеоусловий |
трубопроводный | Низкая себестоимость при высокой пропускной способности, высокая сохранность грузов | Узкая номенклатура товаров подлежащих транспортировке грузов |
Выделяют шесть факторов влияющих на выбор вида транспорта:
Вид транспорта | Факторы, влияющие на выбор транспортного средства | ||||
Время доставки | Частота отправлений | Надежность соблюдения графика | Способность перевозить разные грузы в любую географическую точку | Стоимость перевозки | |
Ж/Д | |||||
Водный | |||||
Авто | |||||
Трубопровод | |||||
Воздушный |
Логистические расходы на транспорте, прежде всего, складываются из стоимости транспортировки грузов на различных видах транспорта, определяется – тарифом или фрахтовой ставкой.
Тариф – цена за перевозку грузов, установленная перевозчиком на определенный период времени.
Фрахт - цена за перевозку грузов, установленная по согласованию по согласованию между грузовладельцем и перевозчиком на каждую конкретную перевозку
Принцыпы установления цен:
Железнодорожный транспорт – устанавливается централизованно министерством путей сообщения и публикуется в Прейскуранте №10-01. Зависят от скорости перевозки: грузовой, большой скоростью и с пассажирскими поездами.