Транспортная логистика и internet

Современные транспортно-логистические возможности сети. Internet и связанные с ней технологии продолжают активно и весьма эффективно втор­гаться в сферу бизнеса, торговли, рекламы, производства. Свидетельством тому недавний коммерческий и финансовый успех известной на рынке интерактив­ных информационных услуг компании American On-Line (AOL), победившей в конкурентной борьбе представителей традиционных форм продажи информа­ции через печатные издания, теле и радио каналы. Сегодня Internet - это совре­менный рынок перспективной структуры с множеством коммерческих возмож­ностей, новых эффективных способов продажи услуг. Благодаря высокой попу­лярности сети и достигнутым успехам в Internet-Intranet-технологиях, развива­ется виртуальная информационно-консалтинговая и торговая сеть, в том числе на транспорте и в товарораспределении.

Логистические технологии немыслимы без интенсивного информацион­ного обмена. Именно благодаря своевременно поступающей информации обес­печивается высокая точность, скорость и согласованность товарообращения в логистических цепях. Поэтому транспортная логистика, как современное науч­но-практическое направление в товарораспределении, также быстро осваивает эти технологии и по-своему обустраивается в сети. За сравнительно небольшой период времени, прошедший с момента начала «логистического бума» на ми­ровом рынке транспортных и товарораспределительных услуг, картина логи­стического пространства Internet изменилась существенным образом. Причём не только за счёт количества страниц информационно-логистического содер­жания, но, главным образом, по причинам качественных, содержательных трансформаций логистически ориентированных сайтов. Если раньше в сети до­минировали рекламные страницы американских транспортных компаний, на которых логистика, по сути, просто декларировалась, то теперь в достаточном количестве представлены организационные, справочные, проектные услуги. Причём нередко - в интерактивном исполнении. Так, в сети совершенно естественно появились специальные службы по проектированию логистических це­пей и каналов доставки товаров (www.miebach.com), информационно-аналити­ческие центры и базы бизнес-партнёров (www.baltics.ru, www.publico.fi), служ­бы поиска, продажи и аренды транспортной техники и оборудования (www.zunderttrucks.com, www.voho.com), прототипы виртуальных экспедитор­ских служб (www.teleroute.com), интерактивные планировщики маршрутов пе­ревозки (www.autoroute.com, www.autotransmfo.ru), юридические и таможенные консультации (www.gtk.ru). Уже сегодня, благодаря организованным видеоок­нам (www.tieh.fi), диспетчер транспортной компании имеет возможность на­блюдать за ситуацией на пограничных переходах Финляндия-Россия, а владе­лец груза может контролировать его транспортировку по запросам (www.tmxon.com/dlh.htm). Подобные проекты удачно дополняют реализуемую финской и российской сторонами международную логистико-телематическую программу TEDIM (www.tedim.com).

Для Internet характерно и оперативное отражение особенностей динамич­но развивающейся концепции логистики на рынке товарораспределительных услуг. Отражение, диктуемое требованием времени и всё возрастающим спро­сом на виртуальные логистические услуги. Благодаря активному информаци­онному обмену в сети, логистика всё теснее связывается и всё чаще ассоцииру­ется с разработкой сложных проектов доставки-распределения товаров, ресур­сов. Начинают создаваться центры по разработке и продаже таких проектов. Причём предметная область проекта может быть совершенно разной - от раз­работки системы управления транспортно-экспедиторской компанией (www.shercargo.ru, www.integprog.ru, www.argussoft.ru) до организации выстав­ки в другой стране, на другом континенте (www.twiglobal.com). Иными слова­ми, публикации в Internet свидетельствуют о начале нового этапа в развитии логистики и транспортной логистики, в частности. Этот этап характеризуется не только широким использованием на практике Internet-Intranet-технологий (www.sap.com), но и активизацией исследований в области логистического про­ектирования (tli.isye.gatech.edu, www.elitelog.com, www.miebach.com), реновации (www.amdahl.com), интерактивного обеспечения инфраструктуры (окружения) логистических цепей (www.ale.com, www.htsc.com), реализации методологии CALS (www.cals.ru, www.cals.nato.be). Отличительной особенностью нынешне­го периода развития практической транспортной логистики является усложне­ние Logistics Environment (логистической инфраструктуры) за счёт активизации деятельности интерактивных Internet-служб. Функциональная и структурная сложность современных транспортчо-логистических сетей обусловливают осо­бые требования к объёмам, качеству и скорости передачи и обработки инфор­мации. Эти требования удовлетворяются путём внедрения электронного доку­ментооборота (EDI) на локальном и глобальном (www.tedim.com, www.editrans.ru) уровнях, а также за счёт существенного расширения специали­зированного информационно-организационного сервиса в Internet.

Виртуальные службы и центры. Сегодня процесс накопления транс-портно-логистических ресурсов в сети достиг уровня, позволяющего говорить о возможности формирования коммерческих и условно-коммерческих виртуаль­ных логистических центров (VLC - Virtual Logistics Center) с функциями элек­тронного маркетинга, консалтинга и фрахта. Последующая интеграция VLC с информационными службами официальных организаций и транспортных ассо­циаций позволит в конечном итоге сформировать в Internet логически единое транспортно-логистическое информационно пространство.

Активное использование Internet для повышения интенсивности потока зая­вок на услуги ТЛК и создания условий для самоорганизации потребителей транспортных услуг - очевидная примета времени. Без обеспечения высокоин-тенсивного потока заявок на услуги автоматизация производственных процес­сов и делопроизводства не будет экономически эффективной. Internet - как тех­нология глобальных открытых сетей - наилучшее средство для привлечения широкого круга потребителей транспортно-логистических услуг.

Решаемые с помощью этой технологии задачи:

• Реклама компании.

• Предоставление перечня услуг и прайс-листов.

• Учёт постоянных клиентов и компаньонов.

• Предоставление потребителям необходимых документов на платной и бесплатной основе.

• Интерактивная консультационная служба.

• Служба поиска контрагентов. Реестры ТЛК и база информационно- логистических ресурсов в сети.

• Электронный фрахт.

• Мониторинг грузов и транспортных средств.

• Справочная система для клиентов.

• ТЛК-магазин в Internet.

• Система самозаказа на транспортные услуги.

" Виртуальное агентирование и экспедирование.

Сегодня в Internet реально формирование общетранспортного информа­ционного пространства, например, в виде представлена виртуального транс­портного центра (VTC - Virtual Transport Center), схема которого представлена на рис.11 15.

Internet-локализации. С появлением новых направлений в логистике, расширением и усложнением логистического пространства в Internet возникает ряд серьёзных проблем практического характера. Прежде всего, существенно затрудняется поиск нужных ресурсов в сети. И если раньше эта проблема была связана с недостатком сетевых ресурсов, то теперь, зачастую, с избыточностью несущественной информации, зашумленностью и усложнением доступа к нуж­ным данным и услугам. Очевидно, это проявление синергетических эффектов в открытых информационных системах, требующее серьёзного осмысления и разработки новых технологий активной работы в них. Применительно к Inter­net, такая технология может базироваться на проблемной или проблемно-тематической (в данном случае транспортно-логистической)Internet-локализации.

Под Internet-локализацией в логистике понимается интеграция логистиче­ских и информационно-логистических ресурсов сети в специальные проблем­но-ориентированные ссылочно-аннотационные базы или тематические катало­ги, размещаемые на страницах коммерческих или условно коммерческих VLC (табл: 11.3-11.17). Работоспособность и эффективность такой технологии будет обеспечиваться политикой актуализации баз, наличием качественных инфор­мационных каналов и профессионализмом логистиков-аналитиков из группы обеспечения центра. Примером простейшей реализации этой технологии явля­ется размещённая в российском логистическом Internet-кольце справочная сис­тема для транспортников "Инфотранс" (www.logistics.ru).

Безопасность и правовое регулирование. Серьёзной и уже актуальной для практической логистики проблемой является обеспечение надёжности и га­рантий в коммерческих сетевых операциях. Вообще проблема правового регу­лирования интерактивных отношений в Internet может оказаться определяющей для перспективы активного коммерческого использования этой технологии в логистике и на транспорте. Особенно в системах электронного фрахта, приоб­ретения техники, планирования, внешнего документооборота и платежей. Имеющаяся практика свидетельствует о не всегда добросовестном отношении клиентов открытых виртуальных служб и партнёров по фрахтовым операциям к обязательствам. В силу неразвитости систем коммерческой безопасности и пра­вовой базы в этой сфере деятельности, пострадавшие могут прибегать порой к весьма острым и не бесспорным формам защиты. В частности, практикуется публикация "чёрных" списков недобросовестных, по мнению пострадавших, партнёров, отказ нарушителям в регистрации на сайте и другое {www.cargo.ru). Возможно, плодотворным может оказаться развиваемая компанией "Кодекс" практика публикаций в сети Internet разборов арбитражных споров с коммента­риями специалистов (www.kodeks.ru).

Таблица 11.12

Наши рекомендации