Принципы аграрной реформы

РАЗДЕЛ 1. ОТРАСЛЬ В УСЛОВИЯХ РЫНКА

Тема 1.1. Особенности и перспективы развития сельского хозяйства. Формирование рыночных отношений в сельском хозяйстве

Особенности сельского хозяйства

Принципы аграрной реформы - student2.ru

Агропромышленный комплекс – совокупность отраслей народного хозяйства, связанных между собой экономическими отношениями по поводу производства, распределения, обмена и потребления сельскохозяйственной продукции

           
  Принципы аграрной реформы - student2.ru   Принципы аграрной реформы - student2.ru   Принципы аграрной реформы - student2.ru
 
 

включает

           
 
Первая сфера – отрасли промышленности, обеспечивающие АПК средствами производства
 
Вторая сфера - сельское хозяйство
 
Третья сфера – отрасли, обеспечивающие транспортировку, хранение переработку, а также реализацию

Принципы аграрной реформы

Принципы реформы Сущность принципа
Свобода форм собственности и хозяйствования Каждый человек выбирает ту форму собственности, которая в наибольшей степени соответствует его интересам и возможностям
Добровольность в проведении преобразований Аграрная реформа осуществляется добровольно на основе материальной заинтересованности трудовых коллективов
Превращение крестьянина в реального собственника Использование собственником земельной доли и имущественного пая должно быть направлено на создание наиболее приемлемых форм хозяйствования с учетом сложившихся экономических условий
Последовательность проводимых преобразований Реорганизация АПК предполагает не только смену организационно-правовых форм хозяйствования, но и изменение структуры управления, внутрихозяйственных отношений.
Открытость аграрных преобразований Широкая пропаганда мероприятий, проводимых в агропромышленном комплексе

 
 
Рынок совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание обществом воплощенного в них труда




Принципы аграрной реформы - student2.ru Принципы аграрной реформы - student2.ru + -

       
 
- обеспечивает свободу действия потребителей и предпринимателей; - эффективное распределение ресурсов; - лучшее использование достижений НТП; - более полное удовлетворение потребностей общества
 
- приводит к дифференциации в уровне жизни населения; - не гарантирует права на жизнь и приводит к безработице; - не содержит защитных механизмов, препятствующих кризисам и инфляции

Функции рынка

Наименование функции Сущность
Информационная Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок
Посредническая Экономически обособленные товаропроизводители в условиях общественного разделения труда находят друг друга и обмениваются результатами своей деятельности
Ценообразующая На рынок поступают продукты и услуги одного назначения, но содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат
Регулирующая С помощью соотношения спроса и предложения происходит регулирование цены
Санирующая С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц

 
  Принципы аграрной реформы - student2.ru

Виды конкуренции

Виды конкуренции Характерные признаки
В зависимости от количества соперников
Совершенная Наличие большого числа продавцов и покупателей; стандартная, однородная продукция; отсутствие возможности у покупателей и продавцов влиять на цены; возможность для продавцов и покупателей свободно входить на рынок и покидать его.
Несовер-шенная монополистическая Большое число предпринимателей, производящих дифференцированный продукт, однако ни один из них не имеет большой доли на рынке (пример: в АПК – рынок продовольствия)
олигополия Наличие небольшого числа конкурентов – крупных предприятий, доступ на рынок новых товаропроизводителей значительно затруднен.
монополия Только один производитель, который полностью контролирует объем предложения.
В зависимости от применяемых средств
Ценовая Соперничество предпринимателей за извлечение прибыли путем маневрирования ценами на продукцию без изменения ее ассортимента и качества.
Неценовая Соперничество на основе изменения свойств и качества продукции, применения более эффективных методов сбыта, использование маркетинга.
В зависимости от принадлежности соперников к одной или нескольким отраслям
Внутриотраслевая Соперничество между предпринимателями, занятыми производством и реализацией одинаковой продукции, т.е. соперничество между предприятиями одной отрасли
Межотраслевая Соперничество между предприятиями разных отраслей, в результате чего происходит перераспределение капитала.

Структура аграрного рынка

 
  Принципы аграрной реформы - student2.ru

Наши рекомендации