Региональные межправительственные организации гражданской авиации

Региональные межправительственные организации гражданской авиации решают проблемы воздушного транспорта соответствующих регионов и координируют деятельность соответствующих государств, а также авиакомпаний и аэропортов в этих регионах. Координацию деятельности этих организаций осуществляет ИКАО. Основными региональными организациями являются:

Европейская конференция гражданской авиации, ЕКАК (European Civil Aviation Conference, ECAC). Создана в 1954 г. на Страсбургской конференции по инициативе Совета Европы и при активной поддержке ИКАО. Она явилась первой региональной межправительст­венной организацией, созданной для координации деятельности гражданской авиации в Западной Европе;

Европейская организация по безопасности аэронавигации, Евроконтрол (European Organization for fhe Safety of Air Navigation, Eurokontrol). Создана в 1963 г. с вступлением в силу подписанной в 1960 г. Между­народной конвенции о сотрудничестве в обеспечении безопасности воздушной навигации. Основными целями являются: совместная деятельность в области воздушного сообщения с учетом требований обороны и при одновременном обеспечении большей свободы для пользователей воздушным пространством; разработка согласованной и скоординированной системы контроля воздушной навигации в Европе; реализация Европейской программы гармонизации и инте­грации аэронавигационного контроля (European Air Traffic Control Harmonisation and Integration Programe, EATCHIP) и др.;

Африканская комиссия гражданской авиации (АФКАК). Создана в 1969 г., ее членом может стать любое африканское государство — член Экономической комиссии по Африке (ЕКА) или Организации африканского единства (ОАЕ). Членами АФКАК являются 32 госу­дарства;

Латиноамериканская комиссия гражданской авиации (ЛАКАК). Является региональной группировкой государств Южной и Цент­ральной Америки, созданной в 1973 г. Членами этой организации могут быть только государства Южной и Центральной Америки, а также Карибского бассейна. Членами ЛАКАК являются 19 государств;

Совет гражданской авиации арабских государств (КАКАС). Создан в 1967 г. для координации усилий по решению экономических про­блем воздушного транспорта арабских государств в ИКАО. Членами КАКАС в настоящее время являются 20 государств.

МЕЖДУНАРОДНАЯ АССОЦИАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА (ИАТА)

ИАТА — это ассоциация авиакомпаний, выполняющих регулярные коммерческие авиаперевозки. ИАТА была основана в 1945 г. в Гаване после подписания Чикагской конвенции 1944 г., учредившей ИКАО. Ассоциация является фактическим правопреемником Международной ассоциации воздушных перевозок, основанной в 1919 г. в Гааге.

Основными задачами ИАТА являются развитие безопасных регу­лярных и экономичных воздушных сообщений, содействие воздуш­ной коммерции и изучение связанных с этим проблем и др.

В соответствии с назначением ИАТА действует как международ­ное агентство, при помощи которого авиакомпании стремятся об­щими усилиями решать те проблемы, которые они не смогли бы решить индивидуально в таких областях, как воздушные перевозки, финансы, юридические и технические вопросы, медицина и пуб­личная информация. Кроме того, ИАТА действует как центральный банк информации и технических знаний для авиакомпаний — чле­нов этой организации, содержит такое предприятие, как Центр меж­дународных расчетов, руководит деятельностью различных комитетов, объединяющих экспертов авиакомпаний, представляет авиаком­пании в международных организациях.

Высшим органом ИАТА является Генеральная ассамблея, которая созывается ежегодно. Кворум Ассамблеи составляют активные чле­ны Ассоциации, при этом каждый из них имеет один голос. В функ­ции Генеральной ассамблеи входят: выборы президента ИАТА и чле­нов Исполнительного комитета; рассмотрение и утверждение отчета Исполнительного комитета и других комитетов Ассоциации; утверж­дение финансовых отчетов и бюджета; утверждение технических и других комиссий, назначенных Исполнительным комитетом и др.

В промежутках между ежегодными генеральными ассамблеями руководство организацией осуществляется Исполнительным комите­том, избираемым Генеральной ассамблеей и состоящим из 21 члена. Исполнительному комитету подчиняются пять постоянных комите­тов: воздушного транспорта, финансовый, юридический, техничес­кий и медицинский. Каждый комитет образует различные подкоми­теты и рабочие группы; часть подкомитетов действует постоянно, другая часть созывается по необходимости. Всеми этими органами ИАТА управляет генеральный директор, назначаемый Исполнитель­ным комитетом и утверждаемый в должности Генеральной ассамб­леей. Рабочим органом при генеральном директоре является секре­тариат ИАТА.

Членство в ИАТА подразделяется на две категории: активное и ассоциированное. Ассоциированное членство предоставляется регу­лярным внутренним авиакомпаниям. Это членство не дает права голоса на конференциях или других собраниях ИАТА. Активное членство предоставляется только тем авиакомпаниям, которые вы­полняют регулярные международные полеты, и тем государствам, которые являются членами ИКАО.

Тарифные конференции ИАТА. Земной шар поделен ИАТА на три тарифные зоны, внутри каждой из которых устанавливается тариф­ная конференция.

Конференция (тарифная зона) 1 включает континент Северной и Южной Америки и прилегающие к нему острова.

Конференция (тарифная зона) 2 охватывает всю Европу (вклю­чая Европейскую часть России), всю Африку и прилегающие к ним острова, часть Азии к западу от Ирана (включая Иран).

Конференция (тарифная зона) 3 включает всю Азию и прилегаю­щие к ней острова, за исключением той части, которая относится к зоне 2, Австралию, Новую Зеландию и острова Тихого океана (за исключением островов, входящих в зону 1).

Конференции ИАТА занимаются проблемами, касающимися международных воздушных сообщений в соответствующих зонах, в частности анализом эксплуатационных расходов, тарифов, ставок и сборов за перевозки пассажиров и грузов, расписаниями полетов, на­значением агентов и контролем за их деятельностью и др. Задачи кон­ференций чрезвычайно сложны. Особенно это касается разработки уровня тарифов и условий их применения. Поэтому все принимаемые конференциями резолюции требуют единодушного одобрения и со­гласования со всеми перевозчиками данной конференции.

Наши рекомендации