Психолог в гражданской авиации

Появление первых психологов, работающих в системе гражданской авиации, было обусловлено запросами практики. Сначала возникла потребность в психологическом образовании бортпроводников (стюардов), позже для бортпроводников возникла специальная система преподавания. Поле деятельности психологов расширялось, охватывая все большее количество специалистов.

Сегодня в сфере гражданской авиации работают специалисты разных профессий: пилоты, члены летного экипажа, бортпроводники, инженеры-техники самолета, авиадиспетчеры, билетные кассиры и многие другие. Все эти специалисты являются объектом труда практического психолога.

В чем же заключается деятельность психолога в системе гражданской авиации, а именно, работающего в группе психологического анализа человеческих ресурсов ОАО «Аэрофлот – Российские международные линии»? Прежде всего, в проведении психологической беседы с кандидатами на должность бортпроводника. Психолог должен определить психологическую готовность кандидата к работе в системе обслуживания авиапассажиров, а также в экстремальных условиях риска для жизни. Беседы проводятся не только с желающими быть бортпроводниками, но и с уже работающими специалистами.

Другое важное направление деятельности психолога-практика заключается в консультационной работе. Наиболее распространенные темы консультаций – это производственные конфликты (в частности, с начальством), семейные отношения, а также проблема профессиональной адаптации сотрудников Аэрофлота к новой профессии, к новым условиям труда. Проблемы, даже личного характера, негативно влияют на качество труда сотрудников, поэтому важная задача психолога состоит в том, чтобы помочь им справиться со своими затруднениями. Кроме этого, в рамках практической работы психолог может вести научные исследования.

Конечная цель психологов состоит в том, чтобы поднять на более высокий уровень производительность труда как рядовых сотрудников, так и руководителей авиакомпании. Именно поэтому первоочередными задачами психологов являются: выработка критериев профессиональной пригодности различных категорий работников на борту самолета, обучение работников службы сервиса основам психологии межличностного общения, исследование взаимоотношений в группе сотрудников и их влияния на качество обслуживания пассажиров (сервиса).

Если специалист работает в системе обслуживания людей (сервиса), важно научить его быть ориентированным на пассажира. Например, если это диспетчер по регистрации авиабилетов, то в центре его внимания должен стоять не билет, а человек, желающий зарегистрировать свой билет.

Важно отметить, что опыт иностранных авиакомпаний уже показывает успешность и эффективность применения научно-психологических подходов в решении проблем управления предприятием и сервиса на борту самолета. Для того, чтобы российским авиакомпаниям занять достойное место в ряду ведущих авиакомпаний мира, в их структуру также необходимо ввести психологическую службу.

Работа практического психолога в сфере авиации – это, прежде всего, работа с людьми. Этот факт определяет набор качеств, необходимых психологу в работе по специальности. Психолог-профессионал должен уметь следить за своей внешностью, быть приятным в общении человеком. Также психологу очень пригодятся такие качества как сильный, подвижный тип нервной системы и высокая работоспособность. Однако есть и самые главные требования, предъявляемые к личности практического психолога – это самодостаточность, уверенность в себе и в необходимости своей работы. Наравне с этим, психолог должен быть ориентирован на людей, с которыми он работает.

Основными противопоказаниями к выбору данной специальности являются, во-первых, наличие грубых дефектов внешности, а во-вторых, комплексы (личных качеств) человека, заставляющие его постоянно самоутверждаться за счет своей работы.

Режим труда психолога на производстве зависит от особенностей производства: обычно это полный 8-часовой рабочий день, хотя определенная авиакомпания может предоставить психологу гибкий график работы. Несмотря на то, что психолог трудится преимущественно в кабинете, его работу нельзя назвать «сидячей».

В системе профессиональных ценностей любого практического психолога, в том числе, работающего в сфере гражданской авиации, стоит его профессионализм как специалиста-психолога. Надо признать, что в наше время есть много дилетантов, да и просто шарлатанов, охотно присваивающих себе статус квалифицированного психолога, которые подменяют систему научно-психологических знаний астрологией и элементарными познаниями в области житейской психологии. Истинный профессионал должен досконально знать то, что он делает, учитывая специфику производства, на котором работает. Обязательным является соблюдение этических принципов психолога.

Известно, что, заканчивая факультет психологии университета, выпускник обладает многими необходимыми знаниями и навыками в области своей специализации, которые затем могут быть применены как в сфере научной, так и практической работы. Однако, даже уже работающий специалист-психолог может продолжать свое образование, повышать квалификацию. Например, практическому психологу, работающему в сфере гражданской авиации, и являющемуся специалистом в области психологии труда и инженерной психологии, полезно получить дополнительные знания из области менеджмента и психологии управления. Возможно продолжение образования за рубежом.

Конечно, дальнейшее образование специалиста зависит от его личности: желания личностно расти и развиваться, но есть и другие реальные ограничения, порой не зависящие от самого психолога. Одним из таких ограничений является высокая стоимость дополнительного образования. Другим, не менее важным препятствием, которое необходимо учитывать, может стать отсутствие запросов со стороны авиакомпании (или другого производства, от которого зависит работающий психолог).

Наиболее типичные конфликтные ситуации, с которыми сталкивается практический психолог в сфере гражданской авиации – это конфликты по результатам его собственного труда. Очень часто это внутренний конфликт между мнением психолога как специалиста и мнением психолога как человека. Например, психолог работает с человеком, претендующим на занятие определенной вакансии (того же бортпроводника или другого работника). Результаты проведенного интервью, выполненных тестов и методик, показывают, что человек не совсем подходит для данной работы. В этом случае психолог может чувствовать противоречие между своим профессиональным долгом и сочувствием человеку, желанием ему помочь.

Надо признать, что часто трудные ситуации в работе практического психолога связаны с низким уровнем психологической культуры, невежественностью в вопросах психологии отдельных руководителей авиакомпании. Вплоть до настоящего времени процесс признания социальной и профессиональной психологии в работе с персоналом идет медленно и тяжело.

Несмотря на все обозначенные выше сложности, система гражданской авиации – это новая перспективная область, предоставляющая молодым специалистам-психологам большие возможности для приложения своих сил и реализации творческих планов. Дополнительными доводами в пользу выбора данной сферы профессиональной деятельности (психолога в системе гражданской авиации) могут служить достаточно высокая для практического психолога заработная плата, а также возможность пользоваться льготами, предоставляемыми авиакомпанией своим сотрудникам.

Текст подготовлен студенткой факультета психологии МГУ – Е. Пупыревой на основе интервью с Т. В. Филипьевой – руководителем группы психологического анализа человеческих ресурсов в ОАО «Аэрофлот –Российские международные авиалинии».

Психолог – эксперт

(в гражданской авиации)

С каждым годом круг деятельности психологов все больше разрастается. Одним из направлений их практической деятельности является экспертная деятельность. Психолог может принимать участие в решении следующих экспертных задач:

· судебно-психиатрическая экспертиза;

· судебно-психологическая экспертиза;

· врачебная экспертиза;

· трудовая экспертиза;

· военно-медицинская экспертиза.

Задачи, которые ставят перед психологом эти различные виды экспертиз, разнообразны и сложны. Установление диагностических критериев, анализ степени снижения психических функций субъекта деятельности (подлежащего экспертизе) - всё это осложняется особым отношением обследуемого к самой процедуре экспертизы, как к травмирующей его ситуации. Нередко встает задача определения критерия симуляции болезненных проявлений, например, для разграничения истинной некритичности от симулятивного поведения.

Познакомимся поближе с работой психолога при проведении трудовой экспертизы на примере деятельности психолога как члена экспертной комиссии, которая освидетельствует летчиков на предмет их профессиональной пригодности к летной работе. Экспертная комиссия включает помимо психолога широкий круг врачей-специалистов (терапевт, окулист, невропатолог и пр.). Эта комиссия осматривает летчиков 1 раз в год. Психолог участвует, кроме того, в предполетной экспертизе, состоящей из нескольких этапов.

На 1 этапе происходит знакомство психолога и обследуемого (если он приходит к психологу впервые). Психологу важно сформировать правильную позицию обследуемого к ситуации тестирования, снять у него лишнее волнение. Здесь могут обсуждаться различные темы, которые психолог выбирает по своему усмотрению, основываясь на данных наблюдения за поведением летчика, его высказываниями, пожеланиями, возможными жалобами (беседы о работе, увлечениях, семье и т.д.).

На втором этапе проводится собственно предполетная экспертиза, которая включает оценку выполнения летчиком различных методик, тестов. Набор диагностических методов включает методики, разработанные в общей психологии, нейропсихологии, патопсихологии, а также специальные «летные» методики, моделирующие задачи и ситуации профессиональной деятельности летчиков. В целом обследованию подлежат три блока психических образований:

· оценка памяти и внимания (заучивание 15 слов, запоминание с помощью пиктограмм, корректурная проба, «черно-красная таблица»);

· оценка мышления (задачи на простые и сложные аналогии, «компасы», «установление закономерностей»);

· оценка ситуативной и личностной тревожности (личностные тесты, опросники).

Результаты экспертизы очень важны для летчика потому, что именно от этих результатов зависит, будет ли он работать или нет. В связи с этим, летчик, конечно, проявляет беспокойство, и психологу важно наблюдать за летчиком, наблюдать за тем, насколько он владеет своим состоянием, как он себя ведет, как он справляется с собой. Наблюдение дает сведения не менее важные, чем формальные данные тестирования, дополняет сухие количественные данные.

Заключительный этап экспертизы тоже очень важен, здесь психолог знакомит летчика с результатами обследования. Психолог старается снять возможное негативное впечатление летчика от ситуации тестирования, представить данные обследования корректно и конструктивно, ведь результаты обследования важны не только психологу или невропатологу для последующего заключения, но и самому летчику, важны для его жизни, для самооценки, для понимания себя.

Рабочий день данного специалиста начинается с того, что он узнает, сколько человек записаны на прием. После этого он готовит необходимые документы для проведения тестирования. Если человек приходит на прием впервые, то обследование занимает 3-4 часа и его результаты сообщаются лишь на следующий день, т. к. требуется время для обработки данных. Если летчик приходит не в первый раз, а уже обследовался многократно в течение многих лет, то в этом случае психолог ставит иные задачи, он старается отслеживать процессы развития психических функций, выявлять симптомы их снижения, старения. В любом случае набор методик корректируется в зависимости от уже имеющихся данных о данном человеке, а не применяется механически и единообразно.

Чем может быть интересна эта работа для профессионала? Психолог может не ограничиваться только задачами обследования, диагностики, прогнозирования пригодности, контроля состояния, но выявлять пути коррекции возникших трудностей, помогать профессионалу их преодолевать. Можно накапливать эмпирический обследовательский материал и устанавливать закономерности, важные для оптимизации труда летчиков, для экспертной психологической практики, можно ставить перед собой в этом плане научно-исследовательские цели, методические задачи. Можно также осваивать параллельно и методы психотерапевтические, методы психологической помощи профессионалам в конфликтных, стрессовых трудных жизненных ситуациях, разрабатывать новые тренинговые программы, важные для специалистов.

Какими качествами должен обладать психолог, занимающийся экспертной практикой? Самые важные качества – неравнодушное отношение к человеку, который проходит обследование, доброжелательность, неподдельный интерес к человеку, его труду, профессиональной судьбе. Недопустимо проявление грубости, какого-либо насилия, давления на личность обследуемого со стороны психолога. Психологу важно справляться с ситуациями возможного негативизма и даже агрессии со стороны обследуемых и справляться с ними терпеливо и доброжелательно. Такое поведение нередко требует душевных затрат со стороны психолога и поэтому ему самому важно обладать хорошим физическим и психическим здоровьем. Но успех работы психолога в главном определяется его квалификацией, глубокими знаниями в области фундаментальных основ психологии, биологии, и связанных с ними возможностей частных диагностических методик. Психологу важно быть в курсе последних достижений науки, практики, совершенствоваться, развиваться, а не стоять на месте.

Для работы в области экспертной практики необходимо высшее образование по специальности 22700 – «клиническая психология» или по специальности 020400 – «психология». В последнем случае предпочтительны профили специализации в области психологии труда, психофизиологии, психологии личности.

Текст подготовлен студенткой факультета психологии МГУ А. Коротковой на основе интервью с профессионалом.

Наши рекомендации