Инфляция и занятость в Республике Беларусь

В соответствии с законодательством Республики Беларусь занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, как правило, приносящая доход. С точки зрения экономических позиций общества занятость – это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода. Как экономическая категория занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.

К занятому населению относятся в первую очередь работники по найму, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью и т.д. Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учёба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др.

Однако с точки зрения развития самого общества решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяется как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.

В занятости как экономическом явлении выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Предоставления всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале полной занятости.

Эффективная же занятость означает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность в каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных благ, предполагает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.

При полной и эффективной занятости решаются две задачи:

- создается достаточное количество рабочих мест;

-обеспечиваются необходимой рабочей силой предприятия и организации;

Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости – задача хозяйственных единиц, а полной занятости – задача государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости определяет рациональную занятость.

Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д.

Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам:

1. По характеру деятельности: · работа на предприятиях всех видов и общественных организациях; · служба в армии; · индивидуальная трудовая деятельность; · личное подсобное хозяйство и т.д.

2.По принадлежности занятых к определенному классу и социальному слою: · рабочие; · инженерно-технические работники и служащие; · управленческий персонал; · предприниматели; · крестьяне.

3.С учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов.

4.По территориальному признаку: · по регионам; ·по областям; · экономическим районам и т.д.

5. По уровню урбанизации.

6. По профессионально – квалификационному признаку: · уровень образования; · стаж работы; ·степень механизации труда и т.д.

7. По половозрастному признаку.

8.По формам организации труда: · соотношение между занятыми, охваченными индивидуальной и коллективной формами организации труда.

9. По видам собственности.

Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающимися нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня: - регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; - местом выполнения работы (на предприятиях или на дому), статусом деятельности. Следовательно, формы занятости классифицируются с учетом следующих признаков:

1)Формы организации рабочего времени:

- полная (работа на условиях полного рабочего дня);

- неполная (работа на условиях сокращенного дня, сокращенной рабочей

недели или неполного рабочего дня при сокращенной рабочей неделе);

- надомная (когда лица трудоспособного возраста по ряду причин не

могут трудиться на производстве. Надомный труд организуется в домашних условиях).

2) Значимости для рабочего: - первичная; - вторичная.

3) Стабильности: - постоянная (с относительно стабильным местом работы); - временная (с временным, эпизодическим или сезонным характером работы).

4) Форм правового регулирования использования рабочей силы:

- основная (реализуется трудовым законодательством);

- специальная (нуждается в специальном трудовом регулировании.

В условиях рыночных отношений рост занятости имеет объективно существующий экономический предел. Достижение полной занятости может являться стратегической целью соответствующей политики государства. Но при этом полная занятость в соответствии со стандартами Международной организации труда (МОТ), рассматривается не как всеобщая для трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а как обеспеченность предложения рабочей силы в количественном и качественном отношении спросом на нее, т.е. каждый желающий работать и активно ищущий работу может удовлетворить свою потребность в рабочих местах (должностях). Следовательно, в этих условиях очевидна неизбежность такого явления, его объективность. Показатели занятости - одни из основных макроэкономических показателей рыночной экономики. Именно они позволяют оценить возможности по дальнейшей стабилизации и росту экономики. В Беларуси условиях искусственного поддержания занятости, этот показатель оказывается вторичным по отношению к другим.

Анализ экономической ситуации в РБ показал, что инфляция является одним из основных дестабилизирующих факторов экономики. Она оказывает значительное влияние на динамику экономического развития страны и уровень жизни населения, тормозит естественное расширение производственной активности экономики. Условно выделяются несколько этапов развития инфляционных процессов в нашей стране и проведения соответствующей экономической политики.

Таким образом , экономическая, в том числе и антиинфляционная политика РБ нацелена на закрепление положительных тенденций макроэкономической стабилизации в стране, создание условий для устойчивого социально-экономического функционирования реального сектора экономики.

Заключение

Люди боятся инфляции. Это факт неоспоримый. Почему это происходит? Сказать сложно.

Одно из возможных объяснений – состояние неопределенности создаваемое инфляцией.

Но перехода от умеренной к галопирующей, или того хуже к гиперинфляции, можно избежать. Для этого правительствами всех стран создаются антиинфляционные программы и денежные реформы.

Главные из пунктов таких антиинфляционных программ:

- введение жестких лимитов на приросты денежной массы,

- сокращение дефицита бюджета, в идеале его полное отсутствие,

- погашение инфляционных ожиданий.

К денежным реформам относят следующие методы:

- нуллификация, это аннулирование сильно обесцененной единицы и введение новой валюты,

- реставрация (ревальвация), восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы,

- девальвация, снижение золотого содержания денежной единицы, а после Второй мировой войны – официального валютного курса к доллару США и его золотого содержания,

- деноминация, метод «зачеркивания нулей», т.е. укрупнение масштаба цен.

Есть мнение, что умеренная (ползучая) инфляция необходима для эффективного экономического развития. Она позволяет корректировать цены применительно к изменению условий производства и спроса.

При отсутствии инфляции экономическая и деловая активность, в каком-то смысле, приближается к нулю. А ведь, между тем, спокойствия людям не прибавится. Ведь после долговременного «затишья», даже мизерное повышение цен приведет к панике и ажиотажу.

Резюмируя все выше написанное, можно сказать: инфляция – это сложный экономический процесс. В умеренных проявлениях которого есть доля пользы и выгоды, в критических же его выражениях есть немалая угроза экономической политике государства, и его гражданам, в частности.

В настоящее время инфляция – один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции – в различных его проявлениях – носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них – стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов.

Литература

1. www.ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BB%D1%8F%D1%86%D0%B8%D1%8F

2. www.works.tarefer.ru/99/101798/index.html

3. www.referat.yabotanik.ru/jekonomika/inflyaciya-i-zanyatost-v-respublike-belarus/228761/214768/page1.html

4.

Наши рекомендации