Предохранительные устройства. Для авто откл агрегатов и машин при вых какого-либо параметра оборудования за пределы
Для авто откл агрегатов и машин при вых какого-либо параметра оборудования за пределы доп знач, что искл аварийные режимы работы. Сигнализирующие устройства
Дают информацию о работе технолог оборудования, об опасности и вредных факторах, которые при этом возникают. По назначению:
Опер сигнализация: предупредительная, опознавательная
По способу передачи:
- звуковая
- комб
- визуальная(табло,флажки)
- одоризационная (по запаху)
Для визуальной используются источники искусственного света: табло, цветовая окраска, флажки (ручная). Оперативная применяется при испытаниях на стендах для согласования действий персонала, автоматически включается. Предупредительная - указатели, плакаты, система знаков (запрещающие, предупреждающие - желтого цвета), опознавательная (служит для выделения отдельных видов технологич оборудования, его наиб опасных узлов и мех-змов.
Системы д уконтроль и управление работой оборудования осущ-ся с участков, удаленных от опасной зоны.
Наблюдение производится либо визуально, либо с помощью телеметрии. ДУ use, где присутствуют взрывоопасные, токсичные вещ
Основные требования безопасности к системам находящимся под давлением.
Широко применяются в производстве и представляют собой сосуды, заполненные сжатыми, сжиженными и растворенными газами и жидкостями, компрессоры, баллоны, паровые котлы, а также трубопроводы, предназначенные для их транспортировки.
Системы под давлением – объекты повышенной опасности, так как при нарушении герметичности и режимов эксплуатации возможны взрывы большой мощности, за счет высвобождения потенциальной энергии сжатого газа и превращение ее в кинетическую энергию.
Причины взрывов сосудов:
-неправильное изготовление -нарушение режимов работы и правил эксплуатации -неисправность арматуры и контрольно-измерительных приборов –коррозия -механические удары -превышение давления -высокие температуры, воздействие пламени
Устройство и эксплуатация систем под давлением должны отвечать требованиям «Правил устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением». Для каждого вида сосудов имеются свои правила безопасной эксплуатации.
Техническое освидетельствование
Сосуды под давлением свыше 70кПа в соотв. с правилами подвергаются техническому освидетельствованию (гидроиспытания, внутренний осмотр) допуска в работу, периодически и досрочно.
Гидроиспытания проводят пробным давлением, регламентированным соотв. правилами, в зависимости от конструкции сосудов и рабочего давления, а также допустимых напряжений для материалов сосуда.
Баллоны на заводе-изготовителе испытывают пробным гидродавлением, указанным на баллоне и пневматическим испытанием давлением, равным рабочему.
В период эксплуатации испытания:
· внутренний осмотр( не реже 1 раз в 4 года)
· гидроспытания ( не реже 1 раза в 8 лет)
· ежегодный осмотр сосудов в рабочем состоянии
Баллоны подвергаются освидетельствованию не реже 1 раза в 5 лет (наружный и внутренний осмотр поверхности, проверка массы и объема). Гидроиспытания проводятся с давлением в 1,5 раза, превышающем номинальное.
Стальные баллоны для транспортировки горючих газов проверяются через 3 года после ввода в эксплуатацию, а далее каждые 5 лет.
Чугунные газопроводы – раз в 5 лет, проверки на плотность ежегодно.
Меры безопасности систем под давлением
Обеспечиваются предохранительным устройствами: рычажными и пружинными клапанами, а также мембранами, которые используются для защиты оборудования при аварийном росте давления.
Давление измеряется манометрами, температура – термометрами и термопарами.
Безопасность компрессора
Давление сжатого воздуха в компрессоре регулируется и контролируется автоматически. Регулятор давления при его повышении переводит компрессор на хх, а предохранительный клапан снижает давление до нормального, выпуская избыток воздуха в атмосферу.
На компрессорных станциях во избежание взрыва применяется воздушное и водяное охлаждение сжатого воздуха, на случай прекращения подачи охлаждающей водой предусмотрена сигнализация и блокировка работы системы. Смазка цилиндров осущ. компрессорным маслом с температурой вспышки не менее 216 градусов и температурой самовоспламенения более 400 градусов.
Безопасность баллонов
Обеспечивается механической прочностью, контролем состояния, а также соблюдением правил их наполнения, транспортировки, хранения.
Для предупреждения ошибки в наполнении горючих и негорючих газов баковые штуцеры на баллонах имеют разную резьбу, что создает невозможность ошибки.
Баллоны с разными носителями окрашиваются в разные цвета (горючие газы красные, углекислый газ черные). В баллонах со сжатыми газами после использования должно быть остаточное давление не менее 49 кПа для предотвращения подсоса воздуха в баллон с образованием конденсата. Перевозка баллонов осущ. на специальных автомобилях с фиксацией баллонов. Хранение баллонов осущ. на спец. складах либо под навесом не ближе 5 м от открытых источников тепла, не ближе 1 м от закрытых.
Для обнаружении утечки горючих газов к ним добавляются одоранты (этил меркоптан).
3. Безопасность трубопроводов
Оборудываются водяными затворами или пламяпреградителями для защиты от взрывной волны и пламени, а также от проникновения кслорода. В зависимости от содержимого, на трубопроводы наносятся спец. знаки и полосы.