Себестоимость продукции
Себестоимость продукции представляет выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на производство и реализацию продукции (работ, услуг)
На ЗАО »Молоко» различают цеховую, производственную и полню себестоимость.
Цеховая себестоимость представляет собой затраты цеха, связанные с производством продукции.
Производственная себестоимость помимо затрат цехов, включает общепроизводственные и общехозяйственные расходы.
Полная себестоимость отражает все затраты на производство и реализацию продукции, слагается из производственной себестоимости и коммерческих расходов.
Рассчитаем калькуляцию 1 тонны молока, которое содержит основные статьи расходов:
Сырье и материалы 9585 руб.
Возвратные отходы 349 руб.
Покупные полуфабрикаты 563 руб.
Топливо и энергия на технологические цели 210 руб.
Заработная плата рабочих 590 руб.
Отчисление на социальное страхование и обязательное медицинское (30%) 177 руб.
Расходы на содержание и эксплуатацию оборудования 305 руб.
Расходы на очистку выбросов в атмосферу 169 руб.
Цеховые расходы 204 руб.
Общезаводские расходы 148 руб.
Внепроизводственные расходы 330 руб.
Цеховая себестоимость равна сумме девяти статей калькулирования:
Сц = 9585-349+563+210+590+177+305+169+204=11454 руб.
Производственная себестоимость равна сумме одиннадцати статей калькулирования:
Спр= 11454+148+210=11812 руб.
Полная себестоимость равна сумме всех статей калькулирования:
Сп=11812+330=12142 руб.
На ЗАО «Молоко» решающим условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная механизация и автоматизация производственных процессов, совершенствование технологии. Так же резервом снижения себестоимости продукции является расширении специализации и кооперирования. Снижение себестоимости продукции обеспечивается за счет повышения производительности труда.
На предприятии важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия, сокращение расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и других непроизводственных расходов. Изучение причин от брака, выявление их виновников дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов производства.
Розничная цена реализации продукции
Цена - денежное выражение стоимости товара. На предприятии различают следующие виды цен: розничная, оптовая, закупочная.
Розничной называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый в личное потребление в малых количествах. Розничная цена определена как цена товара, реализуемого непосредственно населению для личного, семейного, домашнего использования по договору розничной купли-продажи.
Розничные цены включают издержки производства и обращения, прибыль предприятий, налоги и складываются с учётом ситуации на рынке.
Оптовой называется цена, которая устанавливается на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). Оптовая цена определена как цена товара, реализуемого продавцом или поставщиком покупателю с целью его последующей перепродажи или профессионального использования.
Закупочная цена, вид оптовой цены применяемой при закупках сельскохозяйственной продукции государством навнутреннем рынке.
Произведем расчет розничной цены реализации в магазине «Молоко» по схеме ценообразования по следующим данным:
Рисунок 3 - Схема ценообразования
Найдем прибыль, закладываемую в цену:
121420∙,23%=2792,66 руб.
Найдем отпускную цену:
12142+2792,66=14934,66 руб.
Найдем налог на добавочную стоимость, который составляет 10% от оптовой цены:
14934,66∙0,1%=1493,47 руб.
Найдем отпускную цену фирму с учетом НДС:
14934,66+1493,47=16428,13 руб.
Найдем издержки реализации, которые составили 22% от отпускной цены с учетом НДС:
16428,13∙0,22%=3614,19 руб.
Найдем оптовую цену в торговле:
16428,13+3614,19=20042,32 руб.
Найдем торговую наценку, которая составляет 25 % от оптовой цены:
20042,32∙0,25%=5010,58 руб.
Найдем розничную цену реализации молока в магазине:
20042,32+5010,58=25052,9 руб.
Для снижения цен на продукцию ЗАО «Молоко» открывает собственные магазины для снижения торговой наценки, так же с этой целью постоянно увеличивается обьем партии продукции. Это улучшает оборачиваемость и позволяет снизить цену на продукцию.
Прибыль предприятия
Прибыль это конечный финансовый результат деятельности предприятия, определяется как разность между выручкой и затратами.
На ЗАО «Молоко рассчитываются валовая и чистая прибыль.
Валовая прибыль это разность между доходами и расходами фирмы до уплаты налогов.
Чистая прибыль рассчитывается на основе данных балансовой прибыли и нормы налогообложения.
Таблица 6- Образование прибыли на ЗАО «Молоко» за 2011 год (тыс. руб.)
Кварталы за 2010г. | По факту, т.р. | По плану, т.р. | Выполнение плана, % | Отклонение плана, т.р. | ||||||||||||
Прибыль от реализации товарной продукции | 108,3% | 104,6% | 103,3% | 110,4% | ||||||||||||
Прибыль от реализации прочей продукции | 132,2% | 106,7% | 114,4% | 118,1% | ||||||||||||
Внереализационная прибыль (пени, штрафы) | 40,6% | 49,7% | 119,7% | 115,0% | -261 | -497 | ||||||||||
Результаты: + прибыль - убыток | 109,4% | 107,1% | 105,5% | 115% | ||||||||||||
Итого: | 109,4% |
Рассчитаем процент выполнения плана по следующей формуле:
Выполнение плана = (Факт/ План)∙100%; (16)
I квартал вып. = 19649/18139∙100%=108, 3%
II квартал вып. = 18170/17368∙100%=104, 6%
III квартал вып. =18650/18042∙100%=103, 3%
IV квартал вып. = 21745/19689∙100%=110, 4%
Рассчитаем отклонение плана по следующей формуле:
Отклонение от плана = Факт - План; (17)
I квартал вып. = 19649-18139=1510тыс. руб.
II квартал вып. = 18170-17368=802 тыс.руб.
III квартал вып. =18650-18042=608 тыс.руб.
IV квартал вып. =21945-19689=2256 тыс.руб.
Построим график изменения балансовой прибыли на ЗАО «Молоко» в течение 2011г. по кварталам
Из вышеприведенного графика можно сделать вывод что балансовая прибыль по фату и по плану имеет одинаовую траекторию, с 1 по 2 квартал происходит спад продукции,это связано с тем, что рабочие не хотят работать из-за маленькой заработной платы, также преобладает конкуренция с завозом продукции других предприятий. С 3 по 4 квартал виден стремительный рост продажи продукции, это связано с усовершенствованием производства,внедрением новой техники, повышением заработной платы рабочим, подходящими условиями работы.
Таблица 7- Выплаты из прибыли в течении 2011 года (тыс. руб.)