Структура службы качества
В отечественной и мировой практике для решения вышеперечисленных задач (функционирования элементов) создавались специальные службы (в ранге отделов, бюро, лабораторий и пр.)
На крупных предприятиях служба качества может иметь следующую структуру, т.е. состоять из следующих подразделений:
· технического контроля;
· испытаний;
· входного контроля (работы с поставщиками);
· метрологического обеспечения;
· работы с потребителями;
· стандартизации и управления качеством.
Ниже даны предполагаемые функции перечисленных подразделений.
9.3.1. Технического контроля.
Организация бездефектного изготовления на этапе производства и технический контроль на этом этапе
Обеспечивающие системы - 6,7,8,9,4 - подготовка и разработка процессов в части согласования технологий контроля, 5 - управление документацией в части контроля документации на производственном этапе.
Функциональные системы - 2,3,4,5,6,7 на производственном этапе.
9.3.2. Испытаний.
Проводит все виды испытаний серийной и вновь разрабатываемой продукции, в том числе сертификационные (безопасность продукции).
Обеспечивающие системы - 7,2 (проектирование) в части испытаний.
9.3.3. Входного контроля (работы с поставщиками).
Входной контроль и работа с поставщиками по повышению качества.
Обеспечивающая система – 4.
9.3.4. Метрологического обеспечения.
Организация метрологического обеспечения на предприятии и метрологический контроль документации.
Обеспечивающие системы – 2,3,5,7.
9.3.5. Работы с потребителями.
Проводит работы с потребителями и у потребителей по монтажу, эксплуатации, техническому обслуживанию, утилизации, а также работы по повышению надежности.
Функциональная система – 7.
Обеспечивающая система –10.
9.3.6. Стандартизации и управления качеством.
Проводит работы по стандартизации и нормоконтролю технической документации, по разработке и развитию системы качества, экономические работы, осуществляет планирование качества и программно – целевые методы его обеспечения, разрабатывает и контролирует процедуры системы бездефектного изготовления, разрабатывает и контролирует систему корректирующих и предупреждающих действий, оценки качества труда и материального стимулирования, проводит работу по внедрению статистических методов, обучение персонала по качеству, проверкам функционирования системы.
Таким образом этот отдел разрабатывает и совершенствует систему на базе стандартизации, разрабатывает и внедряет функциональные системы (инструменты качества).
Это подразделение в той или иной степени ведет все функциональные системы.
В этом подразделении (если это отдел) могут быть бюро:
· Стандартизации.
Ведет все работы по стандартизации.
· Развития системы.
Ведет работы по совершенствованию системы, разработке и совершенствованию методов и процедур.
· Экономическое бюро.
Ведет работы по экономике, нормированию контрольных работ, материальному стимулированию, планирует и контролирует работы по обучению.
· Аудита и управления.
Проводит проверку функционирования системы, планирование качества, программно – целевые методы его обеспечения, сбор, анализ информации о качестве, оценку качества труда и работы, разрабатывает и планирует корректирующие и предупреждающие действия на основе информации по качеству.
· Статистических методов.
Разрабатывает и внедряет статистические методы для различных работ.
Предлагаемая структура службы качества может подойти для крупного предприятия.
Возглавлять ее может заместитель генерального директора (директор по качеству, начальник управления) – ответственный представитель руководителя (подчеркиваю руководителя, а не руководства) в области качества (ОПР).
На небольшом предприятии это может быть один отдел, выполняющий те же работы.
Этот отдел состоит из следующих подразделений:
1. Бюро (лаборатория) работы с поставщиками и входного контроля.
2. Цеховые бюро технического контроля и испытаний.
3. Метрологическое бюро (лаборатория).
4. Бюро работы с потребителями.
5. Бюро стандартизации и управления качеством.
6. Техническое бюро.
Этот отдел может возглавлять начальник, ответственный представитель руководителя ОПР.
В зависимости от величины предприятия, объема, номенклатуры и сложности выпускаемой продукции и прочих факторов, разрабатывается и соответствующая структура.
Предлагаемая система качества и структура службы качества опубликована в ряде статей и научных докладов [38, 39, 40].
Варианты системы и структуры в той или иной форме опробировались на предприятиях Удмуртии и других. Оружейный и автомобильный заводы, радиозавод, Воткинский машиностроительный завод, Сарапульские электро-генераторный и радиозавод.
Эти предприятия сертифицировали системы качества на соответствие международным стандартам ИСО, получив как отечественные, так и зарубежные сертификаты, добились значительных успехов в качестве продукции.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Огвоздин В.Ю. Управление качеством. – М.: ДИС, 2007.-288с.
- Международные стандарты. Сборник новых версий стандартов ИСО 9000 – М.: ВНИИС, 1995.
- Glossary of temps rsed in the Management of Quality. Sixth edition. European org for Quality VI, 1989.
- ГОСТ РВ 15.002 – 2000 СРППП ВТ. Требования к СК предприятий. –М.: Госстандарт. 2001
- Фейгенбаум А. Контроль качества продукции. – М.: Экономика, 1986.
- Окрепилов В.В. Управление качеством. – М.: Экономика, 2005.
- Свиткин И.З., Мацута В.Д., Рахлин К.М. Менеджмент качества и обеспечение качества на основе МС ИСО. – С. Пб., 2000.
- ГОСТ 15467-70. КС УКП. Термины и определения. М.: Госстандарт, 1994.
- Словарь ИСО 8402.
- TQM – Проблемы, опыт, перспективы-XXI. – М.: Москва, 1997.
- Лапидус В.А. «Болезни российского менеджмента качества», журнал Методы менеджмента качества №2, 2000.
- Лапидус В.А., Реклинский А.Н. Диалог консультанта с руководителем. – Н. Новгород: Приоритет, 2000
- Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством.-М.: издательство Омега-Л, 2006.-400с.
- Методы менеджмента качества, журнал №2, 2000.
- Спицнадель В.Н. – Системы качества. – С. Пб., 2000.
- Стандарты и качество №6, 2002 – статья. Насколько точно «русское лицо стандартов ИСО – 9000 - 2000».
- Будищева И.А., Плоткин Я.Д. Регулирование затрат на обеспечение качества продукции. – М.: 1989.
- В.С. Коньков. Вопросы определения численности контролеров. «Стандарты и качество». - Москва №5, 1981.
- ГОСТ 24297 –80. Входной контроль качества продукции. Основные положения.
- В.С. Коньков. Организация входного контроля качества на предприятии. «Стандарты и качество» №4, 1981.
- В.А. Дубовиков. Основы научной организации управления качеством.-Москва,1966.
- В.С. Коньков. Опыт внедрения стат. методов. Стандарты и качество №7, 1983.
- В.А. Павлов, В.С. Коньков. Применение статистических методов в серийном производстве. Отраслевой опыт. Вып.3, М., 1986.
- Применение стат. методов при производстве продукции. СМУ «Приоритет». Н. Новгород, 2000.
- ГОСТ 16768–71. Статистический приемочный контроль качества. Правила приемки.
- ГОСТ 18242 – 72. Статистические приемочный контроль по альтернативному признаку.
- Нив Г.Р. Пространство доктора Деминга. – Тверь,1998.
- ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001. СМК. Основные положения и словарь. - Москва, 2001.
- ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001. СМК. Требования. Москва, 2001.
- Статистическое управление процессами (SPS). Руководство М.
- ГОСТ 16490–70. Качество продукции. Контроль качества приемочный статистический с учетом процента принятых партий с первого предъявления.
- ГОСТ 16493 – 70. Качество продукции. СПК по альтернативному признаку. Случай недопустимости дефектных изделий в выборке.
- ДК 60 – 5 / 3029 (Д – 9467 - 69). Диссертация. В. И. Гербуз – Статистический приемочный контроль качества изделий с учетом сдачи партий с первого предъявления.
- Рекомендации по совершенствованию системы контроля качества. ВНИИС. М., 1992 г.
- КС УКП. Рекомендации по разработке и внедрению. – М.: издательство стандартов, 1976г.
- ИСО/ТО10017 – 2003. Руководство по статистическим методам применительно к ГОСТ Р ИСО 9001-2001 г. М.: 2003г.
- А.У.Ибрагимов, В.С.Коньков. «Организация подготовки специалистов по качеству в ИжГТУ», журнал «Качество и жизнь» №6 2005г.
- А.У.Ибрагимов, В.С.Коньков. Повышение эффективности систем менеджменте качества. Материалы 1 международной конференции. М.: 2003г.
- А.У.Ибрагимов, В.С.Коньков. Эффективная система качества – основа успешной работы предприятия. Материалы международного симпозиума. 4.3 Хабаровск. 2005г.
- А.У.Ибрагимов, В.С.Коньков. Методы повышения эффективности служб качества – материалы Всероссийской конференции. Ижевск 2003г.