Объем дисциплины и виды учебной работы. экономика организации (предприятия)
ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения
специальность 030503.52 «Правоведение»
Москва 2011
Автор
Сыщикова Е.Н. старший преподаватель кафедры Экономики Российской академии правосудия, канд.эконом.наук
Рецензент
Шкарупета Е.В. доцент кафедры экономики и управления на предприятии машиностроения Воронежского государственного технического университета, канд.эконом.наук
Экономика организации (предприятия): Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения (специальность 030503.52 «Правоведение») - М.: РАП, 2011.-57c.
СОДЕРЖАНИЕ
Государственные требования к минимуму содержания дисциплины 4
Введение 5
Объем дисциплины и виды учебной работы 9
Тематический план 10
Программа 11
Тематический план семинарских (практических) занятий 17
Планы семинарских (практических) занятий 18
Методические рекомендации по изучению дисциплины 47
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов 48
Примеры тестовых заданий для проведения рубежной аттестации 49
Примерная тематика рефератов 51
Литература 53
Вопросы к зачету 55
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Основные экономические концепции функционирования предприятия, сущность и классификация производственных ресурсов, пути повышения эффективности их использования, сущность финансовых ресурсов, доходов, расходов и финансовых результатов предприятия, производственные ресурсы предприятия: основные средства, материальные, трудовые и показатели их использования; организация производства: производственный процесс и принципы его организации, типы, формы и методы организации производства; производственная структура предприятия, содержание управленческой, инновационной и инвестиционной деятельности предприятия, факторы развития предприятия,. нормативные правовые акты, регулирующие деятельность предприятия.
ВВЕДЕНИЕ
Целью изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)» является освоение студентами общих положений экономики предприятия и на этой основе – овладение специальной экономической терминологией и приобретение практических навыков расчета экономических показателей деятельности предприятия.
Задачами изучения дисциплины являются:
· получение теоретических и прикладных знаний о месте предприятия в рыночном хозяйстве, факторах его конкурентоспособности и развития, производственных ресурсах и путях эффективного их использования, доходах, расходах и финансовых результатах предприятия, основах организации и управления производством, ведения учетной, аналитической, инвестиционной и инновационной деятельности предприятия;
· овладение специальной экономической терминологией, методами расчета потребности в производственных ресурсах, определения доходов, расходов и финансовых результатов и получение практических навыков по их применению;
· усвоение правил и процедур расчета экономических показателей деятельности предприятия.
Процесс изучения дисциплины «Экономика организации (предприятия)» направлен на формирование у студентов компетенций:
общекультурных:
· ОК - 1, владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
· ОК -5, . умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
· ОК - 9, способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
· ОК -11 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
· ОК -12, способен понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества.
· ОК -13, владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях ;
· ОК -14, владеет одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного;
профессиональных:
· ПК -1,способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
· ПК- 2, способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
· ПК- 4способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
· ПК -5,способен выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы;
· ПК -9, способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
· ПК-12,способен использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии;
В результате изучения дисциплины«Экономика организации (предприятия)»студент должен:
знать:
· основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микро- и макроуровне;
· основные особенности российской экономики, её институциональную структуру, направления экономической политики государства.
· основные нормативные и правовые документы
уметь:
· применять методы и средства познания для интеллектуального развития, повышения культурного уровня, профессиональной компетентности;
· ориентироваться в системе законодательства и нормативных правовых актов, регламентирующих сферу профессиональной деятельности;
· использовать правовые нормы в профессиональной и общественной деятельности;
· рассчитывать на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы экономические и социально-экономические показатели;
· использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
· осуществлять выбор инструментальных средств, для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы.
владеть:
· навыками применения современного математического инструментария для решения экономических задач;
· современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
· современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микро- и макроуровне;
· навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста на иностранном языке по проблемам экономики и бизнеса;
ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
Вид занятий | Всего часов |
Общая трудоемкость | |
Аудиторные занятия | |
Лекции | |
Семинары | |
Рубежи контроля знаний | Контрольная работа |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Темы | Виды учебных занятий | |
Лекции | Семинары | ||
Предприятие как объект и субъект предпринимательской деятельности | 0,5 | ||
Основы организации производства | 1,5 | ||
Основы управления предприятием | 0,5 | ||
Основные фонды предприятия и производственная мощность | |||
Оборотные средства предприятия | |||
Трудовые ресурсы предприятия и оплата труда | |||
Издержки производства и себестоимость продукции | |||
Доходы, расходы и финансовые результаты деятельности предприятия | |||
Инвестиционная и инновационная деятельность предприятия | 1,5 | ||
Планирование на предприятии | |||
Учет, отчетность и аналитическая деятельность на предприятии | 1,5 | 0,5 | |
Всего |
ПРОГРАММА