Характеристики модели конкуренции
Управление в электроэнергетики
Закон о ОАО, о конкуренции, о монополии
Понятие рынков
Рынки: чистой конкуренции, монополии, монополистической конкуренции, олигополии.
Параметры рынков
параметры Тип рынка | Кол-во участников | Тип товара | Барьеры вступления в отрасль | Неценовая конкуренция |
Чистая конкуренция | Более 1000 фирм | однородный | Почти нет | отсутствует |
Монополистическая конкуренция | От 100 до 1000 | Однородный, дифференцированный | Требования к лицензии, патентам, | Существует в форме раскрутки бренда |
Монополия | уникальный | Вход заблокирован | отсутствует | |
Олигаполия | Более 2-х | Однородный, дифференцированный | В форме больших кап. Вложений, патенты на виды деятельности | присутствует |
Основные признаки модели чистая конкуренция. В условиях чистоц конкуренции существует большое кол-во покупателей и конманий, которые производят стандартный товар. На этот рынок легко войти и легко выйти. Так как доля компаний на рынке не велика, то каждая отдельная компания не может оказывать существенного влияния на рыночную цену, цена устанавливается на основе совокупного спроса и предложения и каждая Компания приспосабливается к той цене, которая формируется на рынке.
МС
АС
MR=d
W1 Wopt W2
MC – линия предельных затрат
АС – это удельные средние затраты (включающие норму прибыли в расчете на единицу продукции)
MR – линия предельного дохода или доход, получаемый с каждой единице продукции
Pmax MC*MR
При модели чистая конкуренция имеет место 2 типа эффективности:
1. эффективное распрямление ресурсов – распределение, при котором ресурсы распределяются таким образом, чтобы состав произведенной продукции наилучшим образом соответствовал предпочтению потребителей.
2. Эффективность производства требует, чтобы каждый из товаров производился с наименьшими затратами
В течение долгосрочного периода конкуренция вынуждает компании производить объемы, соответствующий минимальным, удельным суммарным затратам на производство и устанавливает ту цену, которая соответствует этим затратам, кроме того, при конкуренции складывается ситуация, в которой не только производство становится экономически эффективным, но и товары производятся в тех объемах, которые нужны потребителям.
Польза или удовлетворение, которые потребители получают от дополнительной единицы продукции называется ценой товара, а предельные затраты измеряют потери для общества других товаров, в случае использования ресурсов на производство дополнительной единицы данного товара. В зоне W1 < W opt компания недополучает прибыль, в силу недозагруженности мощностей, есть стимул к увеличению объемов производства. В зоне W1 > W opt компания терпит убытки, имеет место перепроизводства товаром.
Условия модели чистой конкуренции выполняется при соблюдении следующих допущений и ограничений:
- модель приводит к оптимальному распределению ресурсов, при действий механизма оптимального распределения дохода
- есть ряд услуг, которые обществу нужны, но конкуренция при их производстве нецелесообразна
- в условиях конкуренции производители заинтересованы нести те затраты, которые быстро окупаются
- компании работают с минимальными удельными затратами, следовательно в условиях чистой конкуренции отсутствует сверхприбыль как источник развития компаний
Понятие чистая монополия.Существование монополии связано с наличием 4-х основных условий:
1. одному продавцу противостоит большое кол-во покупателей
2. отсутствие совершенных заменителей товара, монополист выступает единственным производителем у которого нет заменителей, что вынуждает приобретать товар только у него
Эластичность – от цены не зависит объем
3. отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда компания представляется не в выгодном, когда не возможно войти в отрасль, входные барьеры многочисленны и разнообразны в форме наличия патентов, лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров
4. монополия может быть оправдана с точки зрения экономической эффективности, когда экономия от масштаба производства на столько велика, что единственная компания может обеспечить продукций весть рынок при меньших издержках, чем несколько открыто-конкурирующих между собой компаний. Отрасль, в которой такая ситуация может быть называется естественной монополией. В силу низкой эластичности спроса по цене в условиях естественной монополии требуется наличие государственного регулирования и контроля.
Рис.
Заштрихованная зона- зона сверхприбыли
Цена и объем продукции определяется при соблюдении равенства предельного дохода и предельных затрат, монополия считает для себя выгодным продать объем меньше, но повысив цену, чем в условиях конкуренции. Цена значительно превышает предельные затраты (МС) , это означает что общество оценивает дополнительное кол-во монополизированного продукта более высоко, чем оно оценивает продукцию, которая могла бы быть произведена на использованных ресурсах. Таким образом, в условиях монополии имеет место недораспределение ресурсов и недопроизводство товаров. По вопросам о том, способствует ли монополия научно-техническому прогрессу существуют 2 точки зрения:
- монополия более прогрессивна, чем конкуренция, так как она имеет возможность иметь большую прибыль, что обеспечивает большую возможность к финансированию инноваций
- отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста использовать свои производственные мощности для финансирования инноваций
В условиях чистой монополии существует ценовая дискриминация, то есть одинаковые товары компания продает различным покупателям в зависимости от их платежеспособности. Цены могу различаться от качества товара, объема потребления (скидки оптовикам), времени покупки (энергетика). Таким образом на один и тот же товар существует множество цен.
Лекция
Характеристики модели конкуренции
Для этой модели характерно множество небольших компаний, естественно в этом случае отдельная компания производит относительно небольшую часть общей продукции, а соответственно имеет небольшие возможности влиять на цену товара. Многочисленное число компаний в отрасли делает практически невозможным ситуацию тайного сговора между фирмами, в то же время компании являются относительно независимыми, что позволяет им не обращать внимания на реакцию других конкурирующих фирм при принятии решений. Товары компаний конкурентов похожи, но не идентичны, дифференциация товаров может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах , которые связаны с его потреблением.
Причины выбора продавца могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение, лучшее обслуживание посетителей, наличие скидок. Важное значение приобретает не только цена, но и не ценовые факторы: реклама, покупка товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного обслуживания. Вход в отрасль при монополистической конкуренции относительно свободен, однако существуют такие барьеры, как патенты, лицензии, больший объем капитальных вложений, чем у компаний в условиях чистой конкуренции.
Цена и объем производства в условиях монополистической конкуренции строится следующим образом:
Рис.
Если в условиях совершенной конкуренции, кривая спроса параллельна оси абсцисс, то при монополистической конкуренции она приобретает наклон, это означает, что кривая спроса менее эластична, чем при совершенной конкуренции, но более эластична ем у чистой монополии.
В краткосрочном периоде компании будет выбирать цену и объем выпуска, максимизирующие прибыль или минимизирующие убытки, исходя из принципа равенства предельного дохода и предельных затрат.
В долгосрочном периоде компании, терпящие убытки предпочтут выйти из отрасли, а высокие экономические прибыли станут стимулом вступления фирм в отрасль. В условиях долгосрочного равновесия компаний, действующих в условиях монополистической конкуренции, является безубыточности, то есть цена будет покрывать затраты и будет давать экономически обоснованную норму прибыли. В условиях монополистической конкуренции объем производства компаний меньше, чем он бы был в условиях чистой конкуренции, а удельные суммарные затраты и цена как правило выше. Производство меньшего объема продукции по более высоким ценам означает, что монополистическая конкуренция теоретически менее эффективна, чем чистая, однако, если оценивать эффективность с точки зрения удовлетворения потребителей, то многообразие товаров, отражающее индивидуальные потребности людей, является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по низким ценам и больших объемов. Чем больше в отрасли конкурентов и слабее дифференциация товаров, тем больше рыночная модель приближается к чистой конкуренции.