Сущность и роль стратегии предприятия
Стратегия развития предприятия вырабатывается в ходе реализации процесса стратегического управления и планирования, проводимого на предприятии.
Стратегия предприятия - это упорядоченная во времени система приоритетных направлений, форм, методов, средств, правил, приемов использования ресурсного, научно-технического и производственно-сбытового потенциала предприятия с целью экономически эффективного решения поставленных задач и поддержания конкурентного преимущества.
В качестве отличительных черт стратегии следует назвать такие:
1. Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Устанавливаются общие направления развития бизнеса фирмы, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций предприятий.
2. Стратегия должна быть использована для разработки стратегических планов и программ методом прогнозирования с учетом тенденций изменений факторов рынка и поиска альтернатив развития. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы сосредоточить внимание на определенных участках и реальных возможностях; отбросить все остальные варианты как несовместимые со стратегией.
3. В ходе формулирования стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий развития бизнеса. Поэтому приходится пользоваться обобщенной, неполной информацией о различных альтернативах. Вместе с тем нельзя пренебрегать предположениями, гипотезами, интуицией.
4. В настоящее время все больше необходим пристальный, свежий взгляд в будущее на основе стратегического мышления, а закономерности и гипотезы прошлого возводятся в вечную истину.
5. Успешное использование стратегии невозможно без обратной связи.
Существует множество определений стратегии, но их можно свести к одному: «стратегия» - это установленная на определенный период времени совокупность норм, ориентиров, направлений развития бизнеса, сфер, способов и правил деятельности, обеспечивающих рост и высокую конкурентную способность организации, укрепляющих позиции на рынке, повышающих способность к выживанию в конкретной ситуации.
Одна из важных задач стратегии состоит в том, чтобы путем разработки комплексного плана с учетом влияния факторов внешней и внутренней среды максимально повысить возможность достижения поставленных целей.
По форме стратегия - это разновидность управленческих документов, которая может быть представлена в виде логической модели, графиков, таблиц, описаний и т.д.
По содержанию стратегия - это модель действий, инструмент для достижения стратегических целей организации.
Стратегия выступает в качестве инструмента обоснования, выработки решений по реализации долгосрочных целей и задач социально - экономического и организационного характера. не только как фактор, регулирующий деятельность организации, но одновременно и как средство связи предприятия с внешней рыночной средой.
Стратегия в той или иной форме присуща любой системе управления, хотя и будет отличаться спецификой в зависимости от специализации и ее типа: портфельная (или корпоративная); конкурентная (или бизнес-стратегия) и функциональная.
Выделяются соответственно и уровни стратегических решений.
Корпоративные (портфельные) решения касаются деятельности предприятия в целом. Основной целью портфельной стратегии является выбор тех подразделений, в которые следует направлять инвестиции. Главные моменты такой стратегии охватывают:
распределение ресурсов между подразделениями на основе портфельного анализа;
диверсификацию производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии;
изменение организационной структуры корпорации;
выработку единой стратегической ориентации фирмы и подразделений.
Конкурентные решения распространяются на хозяйственные подразделения предприятия. Цель их - обеспечить бизнес-план, показать, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, кому и по каким ценам будет продаваться продукция, как ее рекламировать, как побеждать конкурентов и т.д.
Функциональные решения принимаются в интересах отделов и служб предприятия. Это базовые стратегии производства, маркетинга, финансов, персонала, инноваций и т.д.
Их цель - рациональное распределение ресурсов отдела (службы), а также поиск эффективного поведения в рамках заданной функции.
Исходным пунктом формирования стратегии предприятия является, прежде всего, осознание его руководством невозможности сохранить и укрепить позиции фирмы, действующей в условиях перенасыщенного рынка, опираясь на традиционную политику. Отсюда следует переориентация методов управления развитием предприятия с опоры на уже достигнутые результаты, освоенные товары и используемые технологии (внутренние факторы).
Основной акцент при разработке стратегии фирмы делается на анализ конкретных сегментов рынка для оценки благоприятного проникновения в намеченные сферы, их использования для укрепления своих позиций, а также обеспечения конкурентоспособности. Учитываются также возможности успешной деятельности в том или ином секторе рынка, выпуска новых товаров, освоения прогрессивных технологий, направлений деятельности, зон хозяйствования.
На разработку стратегии помимо потенциала организации влияет ряд факторов, среди которых важнейшими являются миссия и цели организации; состояние рынка: конкурентные преимущества; организационная культура; продукция; компетентность высшего менеджмента и уровень его притязаний.
Итогом процедуры разработки стратегии организации является предварительный проект или план развития фирмы на перспективу. Он, как правило, включает выбор конкретных сфер рынка, на деятельность которых должна быть ориентирована фирма; определение источника и типа используемых ресурсов; выбор технологий, планируемых к пользованию; выбор способов финансирования, отраслей и направлений будущей деятельности, а также вида производимого продукта. В совокупности это и составляет стратегию организации.
Выбор стратегии начинается с анализа стратегических альтернатив. Существует система так называемых эталонных или базовых стратегий роста (развития), которая включает основные виды стратегий, выверенные практикой и освещенные в специальной литературе.
Эти стратегии касаются всей организации и отражают различные подходы к росту фирмы, связанные с изменением одного или нескольких следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, технология.
Выработка стратегии осуществляется на высшем уровне управления и основана на решении вышеописанных задач. На этой стадии принятия решения менеджеру необходимо оценить альтернативные пути деятельности фирмы и выбрать оптимальные варианты для достижения поставленных целей. На основе проведенного анализа в процессе разработки стратегии происходит формирование стратегического мышления путем обсуждения и согласования с управленческим линейным аппаратом концепции развития фирмы в целом, рекомендация новых стратегий развития, формулирование проектов целей, подготовка директив для долгосрочного планирования, разработка стратегических планов и их контроль.
Этапы стратегии:
1. Выбор основных направлений бизнеса:
Ø выбор видов и разработка стратегии бизнеса;
Ø выбор сегмента рынка;
Ø анализ и оценка рейтинга конкурентов;
Ø расчет параметров бизнес - плана;
Ø оценка конъюнктуры рынка;
1. Установление критериев результативности. (Результативность – качественный критерий эффективности.) Что мы получим от данного вида бизнеса в заданном сегменте рынка?
2. Разработка организационного поведения включает:
разработку правил коммерческой деятельности в рынке, ценовой политики, конкурентных преимуществ, имиджа, миссии и социальной ответственности (Миссия – то, как воспринимает фирму общество).
Тема 16. Контроллинг в системе стратегического планирования и управления на предприятии.
Практика антикризисного управления показывает что кризисные явления и процессы могут наступить когда фирма находится в достаточно стабильном положении и при весьма благоприятной экономической обстановке.
Каждое предприятие имеет собственные ритмы развития и различные признаки кризисной ситуации. Однако, существуют общие ранние признаки приближающегося банкротства:
1) отрицательная реакция партнеров к рынку (потребителя к товару, рекламе, кредиторов, поставщиков сырья)
2) характер изменений финансового состояния предприятия (задержка оплаты труда, неплатежеспособность, задолженность, изменение в балансе)
3) нарастание нервозности в команде управления, нарушение микроклимата, конфликты, отрицательные межличностные коммуникации.
Внешние факторы характеризуют экономическую обстановку, в которой функционирует организация.
Для каждой организации имеется определенное соотношение внутрифирменного потенциала и внешних воздействий. Факторы возникновения кризиса в организации различны, следовательно важно определить симптомы и причины кризиса.
Симптомы проявляются в показателях и тенденциях их изменений. Это как состояние показателя, так и тенденция его изменения. Симптом – это внешние проявление кризисных явлений, которые еще не характеризуют истинные причины кризиса. Причина кризиса – это события, в следствии которых появляются факторы кризиса (например, инфляция – фактор, а причина – увеличение массы денег).
Факторы кризиса внутри организации::
- снижение качества;
- старение технологий, оборудования;
- большая задолженность;
Причины:
- низкая квалификация работников;
- налоговая политика;
- экономические реформы.
Таким образом, необходимо выявить показатели, которые подвержены кризисным процессам:
1. стратегические показатели (доля на рынке, объем продаж, размер прибыли, доходность акций);
2. конкурентные переменные (изменения качества, концептуальные характеристики товара, производственные факторы, сбытовая сеть, издержки по сравнению с конкурентами, финансовое состояние)
По данным показателям менеджер выявляет признаки кризисных явлений, разрабатывает антикризисную стратегию, концепцию антикризисного управления и координирует политику предприятия.
Менеджер должен принять решение: сможет ли фирма в рамках своей прежней миссии выйти из кризиса и достичь конкурентного преимущества?
3. Стратегия антикризисного управления – сложный комплекс локальных стратегий, которые формируются по конкретным признакам.