Сущность и необходимость разработки стратегии предприятия

Сущность и необходимость разработки стратегии предприятия.

Классификация стратегий предприятия.

Этапы разработки стратегии предприятия.

СУЩНОСТЬ И НЕОБХОДИМОСТЬ РАЗРАБОТКИ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

Одна и та же цель может быть достигнута различными методами и средствами. В связи с этим, естественно, возникает вопрос: как намеченная цель может быть практически реализована и какими способами? Стремясь дать ответ на эти вопросы, каждое предприятие обязано разработать несколько вариантов стратегии.

Формирование стратегии – это процесс разработки целей развития и функционирования предприятия на определенный период времени, а также способов использования средств для достижения поставленной цели.

Выбор стратегии зависит от множества условий:

внешних факторов, не зависящих от деятельности предприятия:

- формы конкурентной борьбы и степень ее жесткости;

- темпы и характер инфляции;

- экономическая политика правительства;

- сравнительные преимущества национальной политики на мировом рынке и др.

внутренних факторов, связанных с возможностями самого предприятия:

- производственные ресурсы;

- сущность и необходимость разработки стратегии предприятия - student2.ru финансовые ресурсы и др.

В экономической литературе существует достаточное количество подходов к определению сущности понятия «стратегия предприятия». Так, под «стратегией» понимают:

- обобщающую модель действий, которые необходимы для достижения определенных целей путем координации и распределения ресурсов предприятия;

- набор правил, необходимых для принятия решений, которые предприятие использует в своей деятельности;

- формирование системы долгосрочных целей деятельности предприятия и выбор наиболее эффективных путей их достижения;

- целостную систему взаимосвязанных решений, направленных на развитие процессов взаимодействия условий внутренней и внешней среды и определения на этой основе качественно новых целей.

Обобщая результаты исследований дадим определение стратегии предприятия.

Стратегия – это генеральная комплексная программа перспективного развития предприятия, направленная на достижение главных его целей, путем согласования внутренних возможностей предприятия с условиями внешней среды и разработки комплекса мер по их достижению.

Она формулирует цели и основные пути их достижения таким образом, чтобы предприятие развивалось в выбранном им направлении.

Степень соответствия избранной предприятием стратегии общим тенденциям, происходящим в предпринимательской среде, в решающей степени определяет конкурентоспособность предприятия.

Особенности стратегии:

1. Процесс выработки экономической стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым должно обеспечить прирост уровня конкурентного статуса предприятия и, как следствие, - уровня конкурентного преимущества предприятия.

2. В ходе формирования экономической стратегии нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении конкретного стратегического проекта. Поэтому приходится пользоваться обобщенной, неполной и неточной информацией о различных альтернативах, что приводит к росту неопределенности целей. Поэтому экономическая стратегия вырабатывает своеобразную “зону неопределенности” - множество вариантов развития предприятия, каждый из которых оптимален при некотором реально возможном сочетании внешних условий.

3. Разработка экономической стратегии представляет собой циклический процесс с постоянной корректировкой первоначальных целей по мере уточнения информации о факторах, определяющих конкурентный статус предприятия в исследуемой перспективе.

4. При разработке стратегии очень трудно определить абсолютные показатели полезности тех или иных стратегических решений. Это приводит к необходимости пользоваться для выбора предпочтительных решений относительными показателями.

По своему содержанию стратегия является долгосрочным плановым документом, результатом стратегического планирования.

Наши рекомендации