Эластичность предложения
Эластичность предложения по ценехарактеризует степень чуткости производителей к изменению цены и показывает относительное изменение объема предложения под влиянием изменения цены на один процент.
,
где %∆QS - процентное изменение величины предложения, %∆P - процентное изменение цены.
Коэффициент эластичности предложения по цене показывает на сколько процентов изменяется величина предложения, если цена изменилась на 1%.
Различают дуговую и точечную эластичность. Дуговая эластичность – это эластичность между двумя точками функции. Точечная – эластичность в одной конкретной точке.
Коэффициент дуговой эластичности предложения по цене:
Коэффициент точечной эластичности спроса по цене:
Если функция спроса линейна: QS = c + dP, тогда коэффициент точечной эластичности спроса по цене
Знак коэффициента эластичности предложения по цене всегда, как правило, положительный, так как зависимость между ценой и величиной предложения прямая.
Предложение называют эластичным, когда >1 (это означает, что величина предложения растет или падает быстрее цены), и неэластичным (жестким), когда <1, то есть величина предложения растет (падает) медленнее, чем изменяются цены. Если =1 (величина предложения изменяется также как и цена), то это предложение единичной эластичности.
Если изменение цены не вызывает никакого изменения величины предложения, то = 0, предложение абсолютно неэластично. Если бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение величины предложения, то = ∞, предложение абсолютно эластично (см. рис. 2.4).
Важнейшим фактором, влияющим на эластичность предложения, является время. Для объяснения данной зависимости рассматриваются три периода: мгновенный, кратко- и долгосрочный.
В мгновенном периоде производитель не в состоянии отреагировать на изменение цены. В мгновенном периоде под предложением принято понимать то количество товара, которое может быть произведено на данных производственных мощностях при неизменности объема материальных и трудовых ресурсов. В этом случае все факторы производства рассматриваются как постоянные. В течение этого периода предприятие имеет минимум свободы выбора и не может изменить в ту или другую сторону объем выпускаемой продукции. Кривая предложения S1 параллельна оси цен, предложение совершенно неэластично.
Рис. 2.4. Кривая предложения в трех временных периодах.
В коротком периоде предложение означает уже объем товара, который может быть произведен на существующих производственных мощностях, но при изменении (увеличении или уменьшении) объема привлеченных материальных и трудовых ресурсов. Например, можно нанять дополнительных рабочих, увеличить закупки сырья и на том же оборудовании организовать работу в третью смену. В этом случае одни факторы (оборудование) рассматриваются как постоянные, другие (рабочая сила, сырье, материалы) - как переменные. Кривая предложения S2 для данного периода имеет положительный наклон. Предложение неэластично.
В длительном периоде предложение - это тот объем продукции, который можно произвести на всех мощностях, включая дополнительно созданные. В этом случае все факторы производства рассматриваются как переменные. Продолжительность длительного периода такова, что предприятие имеет возможность пересмотреть все стороны своей политики, выполнить действующие к началу периода контракты, заменить устаревшее оборудование. Кроме этого, можно выделить так называемые "веховые" движения, порожденные ростом знаний и капитала, изменениями условий спроса и предложения от поколения к поколению. Наиболее типична кривая предложения (S3) в долгосрочном периоде, она более эластична.
Факторы, определяющие эластичность предложения:
1. Временной фактор. Ранее уже отмечалось, что наличие долговременных тенденций в изменении цен приводит к росту эластичности предложения.
2. Динамика цен на другие товары. Речь идет, прежде всего, о товарах-субститутах и товарах-комплементах. Если в силу каких-то причин возрастает рыночная цена, скажем, на кофе, то это при прочих равных условиях приведет к сокращению объема предложения
чая. Ведь в соответствии с законом предложения рост цены на один из товаров вызовет рост его производства и предложения, в том числе за счет того, что часть производителей перепрофилирует свое производство с других товаров на товар, пользующийся повышенным спросом (разумеется, если это технологически возможно и экономически оправдано). И наоборот, рост цены на один из взаимодополняемых товаров (например, фотоаппараты) приведет к росту предложения другого (фотопленок). Как видим, речь здесь идет о перекрестной эластичности предложения. Ее коэффициент будет тем больше, чем легче продавцы переключаются с поставок одного товара на поставки другого.
3. Достигнутый уровень использования производственных факторов. Если в данном производственном процессе возможности расширения применяемых природных, материальных и людских ресурсов близки к исчерпанию, то при неизменных технологиях, способность предложения реагировать на изменение внешней среды довольно ограничена.
4. Если в силу определенных причин (например, наличия монополизации производства) окажется затруднительной межотраслевая миграция производственных факторов, то это, как привило, будет способствовать сужению параметров манипуляции объемом предложения.
5. Технологическая специфика отрасли. В тех сферах хозяйственной деятельности, где высок удельный вес основного капитала в структуре всего капитала, время оборота последнего отличается значительной продолжительностью. В этих условиях довольно затруднительно оперативно изменять величину товарного предложения в зависимости от изменяющейся конъюнктуры рынка.