Организация работ по контролю качества

Работы по контролю качества и их оптимальная организация, в значительной степени, определяют обеспечение качества.

Эти работы организуются и проводятся согласно системе контроля предприятия, которая определяется (согласно ГОСТ 16504), как совокупность средств контроля, исполнителей и объектов контроля, взаимодействующих по правилам, устанавливаемым документацией.

Главная задача системы контроля – обеспечение соответствия процесса и уровня качества изготовляемой продукции требованиям технической документации.

В составе работ технического контроля следует также предусматривать:

· Проведение контроля технологической дисциплины;

· Выполнение летучего контроля;

· Участие в работах по отработке на надежность технологических процессов.

Порядок и правила проведения указанных работ должны регламентироваться соответствующими методиками и стандартами предприятия.

Общие положения проведения этих работ отражены в методических разработках института ВНИИС г. Москва: РД 50-540-85, Р 50-110-89, РД 50-581-85 [34].

Основными объектами системы контроля являются:

1. входной контроль;

2. операционный контроль;

3. приемочный контроль;

4. контрольные испытания.

Входной контроль качества продукции – комплекс мер, обеспечивающих уверенность в том, что поставляемые предприятию комплектующие изделия (заготовки, полуфабрикаты) соответствуют требованиям НТД, договорам на поставку и направленных на предотвращение выдачи в производство несоответствующей продукции.

Для проведения входного контроля разрабатывается перечень изделий, подлежащих проверке и технология проведения этого контроля.

Для проведения этих работ на предприятии создается специальное подразделение.

Общие положения проведения этих работ регламентированы в ГОСТ 24297-80 [19].

На отечественных предприятиях накоплен большой опыт по организации контроля, который и отражен в государственном стандарте [19].

На ряде предприятий, например, Ижевском механическом заводе, разработаны и применяются передовые средства и методы проведения входного контроля, в том числе статистические [20].

Операционный контроль – комплекс мер, обеспечивающих своевременное выявление и предотвращение пропуска дефектной продукции на последующие операции, а также повышение эффективности производства за счет сокращения непроизводительных потерь, обусловленных поздним обнаружением брака.

Для проведения операционного контроля должна разрабатываться технология его проведения, при разработке которой следует руководствоваться Р 50-609-40.

Приемочный контроль – контроль продукции, по результатам которого принимается решение о ее пригодности к поставкам (использованию) по назначению.

Приемочный контроль проводится в соответствии с технологией контроля. При организации приемочного контроля следует руководствоваться Р 50-110-89.

Контрольные испытания – испытания выпускаемой продукции, проводимые в объемах и сроки, установленные в НТД с целью контроля стабильности качества продукции и возможности продолжения ее выпуска.

Испытания проводятся, как правило, специальным испытательным подразделением, согласно специальных методик и программ испытаний.

Данные испытаний оформляются в виде протокола, результаты испытаний должны регистрироваться и сохраняться на предприятии.

При обработке данных испытаний на надежность следует руководствоваться требованиями РД 50-690-89.

Качество функционирования системы контроля определяется выполнением ряда процедур, таких как:

1. состояния документации (операционных карт, инструкций, методик и т.п.);

2. регистрации результатов контроля (испытаний, проверок, анализа и.п.);

3. действий с несоответствующей продукцией;

4. соответствия квалификации исполнителей выполняемым работам;

5. соблюдению технологической дисциплины;

6. соответствия параметров окружающей среды установленным требованиям;

7. действий, обеспечивающих прослеживаем ость продукции;

8. применяемых статистических методов контроля.

Эти процедуры универсальны и типичны для всех предприятий, но на отдельных предприятиях могут быть необходимы и другие процедуры.

Ниже приведена краткая характеристика вышеперечисленных работ.

1. Требования к документации.

Для объектов системы контроля должны быть разработаны:

· Документы, регламентирующие порядок и организацию проведения работ (СТП, методологические инструкции и т.п.);

· Технологическая документация на выполнение контрольных операций (составная часть технологического процесса);

· Необходимые методики выполнения контрольных работ для технически сложных операций и всех видов испытаний.

Документы, регламентирующие порядок и организацию проведения работ обычно разрабатываются в рамках системы качества и, как правило, службой качества.

Контрольные операции и методики выполнения работ являются частью технологического процесса, разрабатываются обычно технологической службой предприятия и по существующей практике согласовываются со службой качества.

Карта контрольной операции должна содержать все необходимые данные для проведения контроля: эскиз с проверяемыми параметрами, средства и методы контроля, трудоемкость контроля.

В проектировании контрольных операций для операционного контроля, который на отечественных машиностроительных предприятиях занимает до 80% от всего объема контроля, продолжают иметь место проблемы, четко не решенные до настоящего времени.

При выборе номенклатуры контролируемых параметров, методов проверки практически не применяются научно обоснованные методики, не рассчитывается трудоемкость контроля.

При разработке процессов контроля обычно за основу принимают требования, чтобы каждый параметр подлежал контролю ОТК, независимо от его важности и других факторов, что приводит к значительному завышению объема контроля.

Методика контроля обычно предусматривает необоснованно высокий объем контроля. В результате этого объем (трудоемкость) контроля может превышать трудоемкость изготовления.

Это приводит к тому, что технический контроль не способен выполнить требования документации по объему, а стало быть, обеспечить должное качество. В тоже время эти вопросы достаточно хорошо проработаны отечественными специалистами. На ряде предприятий, например, ижевском механическом заводе, применяется расчет трудоемкости контроля и численности контролеров, на основе научно-обоснованных выборок, статистических методов [18, 23].

При назначении номенклатуры контрольных операций можно рекомендовать рекомендации ВНИИС г. Москва [34].

В операциях технологического процесса должна указываться стабильность операции (коэффициент КТ) и соответствующий КТ уровень дефектности.

В контрольной карте необходимо указывать уровень дефектности, план статистического приемного контроля и соответствующую этому плану величину выборки.

По нормативам времени контроля и планируемой величине выборки рассчитывается трудоемкость контроля.

Выше приведенная схема в практике предприятий применяется редко, хотя и является единственно правильной и научно обоснованной.

Однако расчеты параметров по такой схеме на стадии проектирования технического процесса можно считать ориентировочными.

Все они должны подтверждаться и корректироваться в процессе производства.

Лишь в процессе производства при соблюдении определенных условий может быть установлена действительная стабильность процесса и коэффициент КТ.

В зависимости от фактической стабильности и ее соответствия планируемой может быть выбран оптимальный метод контроля.

При выборе метолов контроля можно исходить из следующих положений:

1. Если стабильность процесса (коэффициент КТ) выше установленного допустимого уровня, приемочный контроль (на контрольном посту) не нужен.

2. Если стабильность процесса ниже планируемого, то приемка производится на контрольном посту.

Стабильность процесса с подсчетом КТ определяет контролер.

В зависимости от стабильности процесса должна уточняться и необходимая трудоемкость контроля.

Вся работа системы контроля должна быть направлена на достижение и поддержание необходимой стабильности, что дает возможность минимизировать брак и трудоемкость контроля.

2. Требования к регистрации результатов контроля.

Основные результаты, полученные в процессе функционирования системы контроля должны регистрироваться на предприятии и сохраняться в течении определенного периода времени.Формы документов (ведомости, журналы, протоколы, акты и т.п.) для регистрации результатов входного, операционного и приемочного контроля и периодических испытаний и порядок их оформления следует устанавливать в соответствующих стандартах предприятия.

Регистрируемые результаты контроля должны обрабатываться, периодически обобщаться, анализироваться и использоваться для разработки необходимых корректирующих воздействий, результаты которых также следует регистрировать.

При разработке правил и порядка регистрации результатов следует учитывать требования ГОСТ 24297 [19].

3. Требования к действиям с несоответствующей продукцией.

Продукция (сырье, полуфабрикаты, комплектующие, узлы, детали, готовые изделия ) не соответствующая требованиям НТД, должна в обязательном порядке изолироваться и идентифицироваться.

Изоляцию несоответствующей продукции следует осуществлять в специальные места ее складирования («изоляторы брака», спецтара, стеллажи, контейнеры и т.п.).

Идентификацию несоответствующей продукции следует выполнять путем ее специальной маркировки (таблички, бирки, надписи и т.п.), должна обеспечиваться ее специальная идентификация для исключения ее использования (до принятия окончательного решения о ее качестве).

Правила идентификации несоответствующей продукции должны регламентироваться соответствующим стандартом предприятия.

4. Требования по обеспечению соответствия квалификации исполнителей установленным требованиям.

Квалификация исполнителей, занятых выполнением контрольных операций и испытаний должна соответствовать сложности выполняемых работ и подтверждаться наличием соответствующего документа (квалификационные свидетельства, дипломы и т.п.).

Специальные требования к квалификации испытателей, занятых выполнением сложных технических измерений и (или) испытаний могут устанавливаться в соответствующих методиках на выполнение указанных работ.

Квалификация исполнителей должна периодически проверяться и подтверждаться в порядке, установленном на предприятии.

5. Требования по обеспечению соблюдения технологической дисциплины.

Под соблюдение технологической дисциплины следует понимать соответствие выполняемых действий и приемов при проведении контроля (испытаний) требованиям, установленным в технологической документации (операционных картах, методиках, инструкциях и т.п.).

Требования к соблюдению технологической дисциплины должны распространяться на все виды выполняемых работ по контролю и испытаниям.

Соблюдение технологической дисциплины должно периодически проверяться специалистами службы технического контроля.

Результаты проверок и реализация мероприятий по ее соблюдению должны регистрироваться в порядке, установленном на предприятии.

6. Требования по обеспечению соответствия параметров окружающей среды установленным требованиям.

Требования к параметрам окружающей среды при контроле (испытаниях) в необходимых случаях должны регламентироваться в технической документации (инструкциях, методиках и т.п.) на выполнение соответствующей операции.

Для контроля регламентируемых параметров окружающей среды и поддержание их значений в заданных пределах следует иметь в наличии необходимые технические средства, установить периодичность контроля и порядок проведения работ.

Результаты работ должны регистрироваться и по ним приниматься соответствующие решения.

7. Требования по обеспечению прослеживаем ости продукции.

Под прослеживаемостью понимается возможность проследить предысторию изготовления продукции (результаты, время выполнения и исполнителей операций технологического процесса), обеспечиваемую соответствующими процедурами идентификации.

Прослеживаемость продукции может обеспечиваться путем:

· маркирования продукции после выполнения операции;

· регистрации результатов входного, операционного и приемочного контроля в журналах, ведомостях и т.п.;

· применения специальной сопроводительной документации (маршрутные листы, сопроводительные ведомости, записки и т.п.).

Выполнение процедур, обеспечивающих прослеживаемость продукции должно регламентироваться стандартами (инструкциями) предприятия.

8. Требования по применению статистических методов.

При выполнении выходного, операционного и приемочного контроля, а также оценке стабильности процесса и наблюдением за его функционированием, должны применяться статистические методы.

Применяемые статистические методы должны соответствовать требованиям действующих Государственных Стандартов.

Соответствующие требования должны быть отражены в технологической документации и должны регламентировать все необходимые действия контролеров по удостоверению и обеспечению качества проверяемой продукции.

Результаты статистического контроля должны регламентироваться в соответствующих документах.

Результаты статистического контроля должны использоваться для оперативного управления процессами и статистического приемочного контроля.

Как уже неоднократно отмечалось, статистические методы мало и редко применяются на отечественных предприятиях, даже на тех, которые сертифицировали систему качества.

В системе ИСО 9000-94г. Статистические методы были введены обязательным элементом. Было рекомендовано применять эти методы на всех процедурах жизненного цикла продукции, что отражено в техническом документе ИСО, который вышел национальным стандартом [36].

В нашей стране методы статистического контроля стандартизированы (см. раздел 8.6.). их описание дается в работе [24], организацией – разработчиком этих методов в настоящее время «Приоритет», Н.Новгород. Тем не менее на ряде предприятий эти методы применяются долгое время и достаточно успешно [22, 23].

ГЛАВА IX. ЗАДАЧИ И СТРУКТУРА СЛУЖБЫ КАЧЕСТВА

Как уже неоднократно упоминалось, функциональные (обеспечивающие) системы в значительной степени выполняются службой качества.

Несколько меньше участие службы качества в проведении работ по обеспечению качества.

Однако, идеология данной работы предусматривает максимальное участие службы качества в этих работах.

Так, в элементах системы 7 «Контроль и проведение испытаний» служба качества играет основную роль, значительно ее участие в обеспечении качества закупок (система 4 «Закупки МТС»), управление несоответствующей продукцией (система 9) или работа с потребителями по качеству (элемент 10).

Возможны активный и эффективный контроль качества и в других системах.

Причем служба качества не подменяет соответствующие службы и подразделения предприятия в выполнении их прямых обязанностей по качеству, но она организует работу и участвует в разработке нормативных документов по качеству, оказывает методическую помощь в их реализации, контролирует выполнение мероприятий, а также сама выполняет определенные функции.

Наши рекомендации