Место каждой из подсистем целевого управления в системе управления
Организацией и подходы к их разработке.
Архитектура системы целевого управления организацией
Сейчас можно отметить, что российские компании начали использовать архитектурный подход при совершенствовании своей деятельности и при внедрении ИТ- приложений, хотя нам еще далеко до таких лидеров в этой области как США.
Архитектура предприятия должна стать основой для определения
- структуры компании (цели, KPI, SBC система бюджетирования, система управленческого учета, организационная структура и т.д.),
- информации необходимой для ведения бизнеса (данные, документы, информация и т.д.)
- информационных технологий используемых для поддержки бизнес-процессов.
Цель - это предвидение в мышлении результата бизнес деятельности.
Задача руководителя - превратить цель организации в цели отдельных служб и подразделений, заставить их работать на один результат наиболее эффективным образом.
При этом общая цель должна быть разложена на отдельные составляющие, которые будут ориентирами в деятельности отдельных подсистем организации.
Построение дерева целей
Примеры конкретных целей компании
Рассмотрим некоторые примеры целей организации в различных сферах ее деятельности.
Маркетинг
• Продвижение на рынке.
• Расширение ассортимента продукции.
Производство
• Снижение издержек.
• Повышение эффективности производства.
• Улучшение конкурентоспособности продукции.
• Разработка и внедрение новых технологий.
Персонал
• Повышение квалификации.
• Оптимизация кадров предприятия.
• Система стимулирования.
• Повышение производительности труда.
Финансы
• Эффективное управление финансами компании.
• Улучшение платежеспособности и рентабельности.
• Повышение инвестиционной привлекательности.
Для организации имеет огромное значение грамотная постановка целей. Это исходная точка для планирования всей ее деятельности, дерево целей лежит в основе построения отношений внутри компании, системы мотивации. Только достигая поставленные задачи, можно контролировать и оценивать результат работы персонала, отдельных подразделений организации и всей ее структуры в целом.
Определение подсистем целевого управления
KPI. Ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators,) — показатели деятельности подразделения (предприятия), которые помогают организации в достижении стратегических и тактических (операционных) целей. Использование ключевых показателей эффективности даёт организации возможность оценить своё состояние и помочь в оценке реализации.
Маркетинг
- Объем рынка
- Индекс потребительской удовлетворенности
- Индекс проникновения продукта на рынок
- Эффективность ценовой политики и т.д.
Финансы
- Стоимость компании с учетом стоимости
- Рентабельность
- Ликвидность
Валовая прибыль и т.д
Производство
- Объем производства
- Динамика производства
- Длительность процксса производства и т.д.
Персонал
- Коэффициент загруженности
- Квалификация
Производительность труда и др
Цели на этапах жизненного цикла организации
Становление
Организация находится в стадии становления, формируется жизненный цикл ее продукции.
Цели ещё нечёткие, творческий процесс протекает свободно, продвижение к следующему этапу требует стабильного обеспечения. В эту стадию входят следующие явления: зарождение, поиск единомышленников, подготовка к реализации идеи, юридическое оформление организации, набор операционного персонала и выпуск первой партии продукта.
Происходит создание организации. Основателем выступает Предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками выполняющий все работы. В компанию на этой стадии часто приходят люди, привлечённые самой личностью создателя и разделяющие его идеи и надежды. Коммуникации между сотрудниками легки и неформальны. Все работают много и долго, переработки компенсируются скромными зарплатами.
На этом этапе особенно важна нематериальная составляющая мотивации: возможность самореализации, интересная работа, признание успеха.
Контроль основан на личном участии руководителя во всех рабочих процессах. Организация не формализована и не бюрократизирована, для неё характерна простая структура управления.
Основное внимание уделяется созданию нового продукта или услуги и завоеванию места на рынке.
Некоторые компании могут остановиться в своём развитии именно на этой стадии и существовать при таком стиле управления много лет.
Лекция 3
Управленческий учет
Управленческий учёт — упорядоченная система выявления, измерения, сбора, регистрации, интерпретации, обобщения, подготовки и предоставления важной для принятия решений по деятельности организации информации и показателей для управленческого звена организации (внутренних пользователей — руководителей).
Основной задачей управленческого учёта является ответ на вопрос, в каком состоянии находится предприятие, как необходимо распределить имеющиеся ресурсы, чтобы повысить эффективность деятельности.