Нормирование естественного и искусственного освещения
При проектировании, устройстве и эксплуатации систем освещения руководствуются СНиП "Естественное и искусственное освещение".
Основными принципами нормирования освещенности являются: обеспечение хорошей видимости деталей различия, зависящее от разряда зрительной работы (угловой размер, контраст с фоном и яркостью) на расстоянии 0,5 м от объекта различия.
При нормировании освещенности учитывают разряды зрительной работы учётом размера деталей различия. Естественное освещение оценивается коэффициентом естественной освещенности (КЕО) при боковом, верхнем и комбинированном освещении, который определяется по формуле:
где ЕВ - освещенность внутри помещения; ЕН - освещенность наружная.
По нормам искусственное освещение на рабочих местах с лампами накаливания при системе общего освещения должно быть: для работ наивысшей точностью 1000-1250 лк; грубых работ (очень малой точности) - 200 лк; общее наблюдение за ходом производственного процесса 200 лк; на рабочих столах офисов, аудиторий, лабораторий - 300 лк. Общее освещение должно обеспечивать равномерную освещенность всего помещения.
Расчет искусственного освещения. Светотехнический расчет сводится к выбору систем освещения, источников света, определению норм и осветительных приборов, высоты подвеса и расчету уровня освещенности.
Расчет уровня освещенности производится: точечным методом; методом коэффициента использования светового потока; метод удельных мощностей.
При расчете точечным методом отраженная световая энергия учитывается. Освещенность для горизонтальной плоскости рассчитывается по формуле:
Ег=I*cos3α/Н 2 *К3,
для вертикальной плоскости
ЕВ= I*cos3 (90-α) /Н 2 *К3,где I –
сила света, определяется по кривым светораспределения, кд;
Н - высота подвеса светильника, м;
К3 - коэффициент запаса, 1,1 5 - 1,8.
Если точка А освещается несколькими светильниками, то подсчитывают её освещенность отдельно от каждого светильника, полученные результаты суммируют. Тогда уровень освещенности определяется по формуле:
Е=n*ФлμΣЕг/1000*К3
где n - число ламп;
Фл - световой поток лампы, лм;
μ - коэффициент дополнительной освещенности от светильников, которые светят в данную точку, от 1,1 до 1,2;
ΣЕг - сумма условных освещенностей от светильников, которые светят в данную точку;
1000 - светильник с условным световым потоком, равным 1000 лм.
Расчет методом коэффициента использования светового потока определяется η =ФΣ/Фл, где ФΣ= Фл+Фо в пределах 0,6-2,0. числовое значение этого коэффициента зависит от размера помещения, высоты подвеса светильников и оценивается индексом помещения по формуле i = ab/H1 (a+b). По полученному значению и с учетом коэффициентов отражения от стен и потолка по таблице находят вышеуказанный коэффициент, подставляя его значение в формулу:
где Еmin - уровень минимальной освещенности по нормам, лк;
S - площадь освещаемого помещения, м2;
Z - коэффициент неравномерности светильника, 1,1 - 1,15;
К3 - коэффициент запаса;
N - суммарный световой поток ламп, установленных в светильнике;
Фл - световой поток лампы, лм;
η - коэффициент использования светового потока осветительной установки
2)Государственное управление охраной труда осуществляется в процессе объединения функций государства, работодателя и работника в области охраны труда.
Организация охраны труда регулируется главой 35 ТК РФ, Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Государственное управление охраной труда – это деятельность государственных органов исполнительной власти, специально уполномоченных на исполнение на основании законодательных актов специальных разрешительных, надзорных и контрольных функций, направленных на:
- осуществление государственной политики по охране труда в различных сферах их деятельности;
- принятие и исполнение федеральных, отраслевых и региональных программ, направленных на создание благоприятных условий труда;
- реализацию законодательных норм, гарантирующих безопасность работников при осуществлении ими своих трудовых функций, профилактику и устранение нарушений требований охраны труда.
Согласно части 1 статьи 216 ТК РФ государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или поручается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти.
Правительство Российской Федерации - орган государственной власти, осуществляющий исполнительную власть в Российской Федерации.
Согласно статье 13 Федерального Конституционного Закона от 17 декабря 1997 года №2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (далее - ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации») Правительство Российской Федерации:
- осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
- обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации, направляет и контролирует деятельность ее органов;
- формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию.
В статье 16 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» перечислены полномочия Правительства Российской Федерации в социально-экономической сфере:
«обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности;
принимает меры по реализации трудовых прав граждан;
разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ;
обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики;
принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья, по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия;
содействует решению проблем семьи, материнства, отцовства и детства, принимает меры по реализации молодежной политики;
взаимодействует с общественными объединениями и религиозными организациями;
разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санаторно-курортной сферы».
Функции Федеральных министерств и ведомств в сфере охраны труда регламентируются соответствующими нормативными актами об этих учреждениях.
Согласно части 2 статьи 216 ТК РФ:
«Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда, а также координировать свою деятельность с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере труда».
Так, например, Федеральной службой по экологическому технологическому и атомному надзору – (бывшие Госгортехнадзор Российской Федерации и Госатомнадзор Российской Федерации) осуществляются согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 года №401 «О федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору» (далее – Постановление №401) специальные функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере охраны окружающей среды в части, касающейся ограничения негативного техногенного воздействия (в том числе в области обращения с отходами производства и потребления), безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, охраны недр, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений на объектах промышленности и энергетики, безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.
Согласно части 3 статьи 216 ТК РФ государственное управление охраной труда на территории субъекта Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъекта в сфере охраны труда в пределах его полномочий.
Некоторые полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть делегированы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьями 43, 44 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» Правительство Российской Федерации осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Нормативные акты, имеющие непосредственное отношение к сфере охраны труда разрабатываются и принимаются различными министерствами и ведомствами в целях исполнения Конституции Российской Федерации, Федерально-Конституционных и Федеральных законов, Указов Президента, Постановлений Правительства.
В соответствии с пунктом 5.2. Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №321 «Об утверждении положения о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» (далее - Постановление №321) данное Министерство самостоятельно принимает такие нормативные акты как:
«5.2.65. перечень документации и материалов, представляемых на государственную экспертизу условий труда (в зависимости от объекта экспертизы);
5.2.66. предельные нормы переноски и перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;
5.2.67. порядок обучения и проверки знания требований охраны труда работников организаций, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет Фонда социального страхования Российской Федерации;
5.2.68. положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;
5.2.69. правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического питания;
5.2.70. межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;
5.2.71. типовые нормы труда;
5.2.72. нормы бесплатной выдачи витаминных препаратов;
5.2.73. нормы бесплатной выдачи работникам сертифицированных средств индивидуальной защиты;
5.2.74. нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, порядок и условия их выдачи;
5.2.75. нормы и условия бесплатной выдачи работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, молока или других равноценных пищевых продуктов;
5.2.76. рационы лечебно-профилактического питания;
5.2.77. перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов;
5.2.78. перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, проведение которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
5.2.79. перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение лечебно-профилактического питания в связи с особо вредными условиями труда;
5.2.80. критерии определения степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, форма программы реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания;
5.2.81. методические рекомендации по разработке государственных нормативных требований охраны труда;
5.2.82. типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда».
Минздравсоцразвития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию осуществляют согласно Постановлению №321, Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №323 «Об утверждении положения о федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития», Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №324 «Об утверждении положения о Федеральной службе по труду и занятости», Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №325 «Об утверждении положения о Федеральном агентстве по здравоохранению и социальному развитию» вместе с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, общественными объединениями контроль за реализацией законодательства о труде
Билет 19
1)ВОЗМЕЩЕНИЕ ВРЕДА, ПРИЧИНЕННОГО ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЮТРУДОВЫМ УВЕЧЬЕМ
Правовые основы и цели возмещения вреда, причиненного жизнии здоровью работника трудовым увечьемВозмещение вреда, причиненного жизни и здоровью граждан в результате трудового увечья, осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ). Указанный Федеральный закон устанавливает в РФ правовые, экономические и организационные основы данного вида страхования, а также определяет порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору (контракту) и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях.Целью предоставления обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является возмещение заработка работнику, получившему трудовое увечье, а также его иждивенцам (в случае смерти работника в результате трудового увечья).Виды выплат в возмещении вреда, причиненного жизнии здоровью работникаСтатьей 8 Закона N 125-ФЗ предусмотрены следующие виды обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний:1. Пособие по временной нетрудоспособности, назначаемое в связи со страховым случаем и выплачиваемое за счет средств на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.Данное пособие выплачивается за весь период временной нетрудоспособности застрахованного до его выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности в размере 100 процентов его среднего заработка, исчисленного в соответствии с законодательством РФ о пособиях по временной нетрудоспособности.2. Страховые выплаты:- единовременная страховая выплата, назначаемая застрахованному либо лицам, имеющим право на получение такой выплаты в случае смерти застрахованного;- ежемесячные страховые выплаты, назначаемые застрахованному либо лицам, имеющим право на получение таких выплат в случае смерти застрахованного.Единовременные страховые выплаты и ежемесячные страховые выплаты назначаются и выплачиваются:- застрахованному (если по заключению учреждения медико-социальной экспертизы результатом наступления страхового случая стала утрата им профессиональной трудоспособности);- лицам, имеющим право на их получение (если результатом наступления страхового случая стала смерть застрахованного).3. Оплата дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного при наличии прямых последствий страхового случая, на:- лечение застрахованного, осуществляемое на территории РФ непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;- приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;- посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;- проезд застрахованного, а в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реабилитации (лечения непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реабилитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реабилитации) и при направлении его страховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;- медицинскую реабилитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания застрахованного, а в необходимых случаях оплату проезда, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;- изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;- обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт;- обеспечение транспортными средствами при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к вождению, их текущий и капитальный ремонт и оплату расходов на горюче-смазочные материалы;- профессиональное обучение (переобучение).Страховщик оплачивает дополнительные расходы, предусмотренные пп. 3 п. 1 ст. 8 Закона N 125-ФЗ, за исключением оплаты расходов на лечение застрахованного непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве, если учреждение медико-социальной экспертизы установило, что застрахованный нуждается в соответствии с программой реабилитации пострадавшего в результате несчастного случая на производстве и профессионального заболевания в указанных видах помощи, обеспечения или ухода. Условия, размеры и порядок оплаты таких расходов определяются Правительством РФ.Если застрахованный одновременно имеет право на бесплатное или льготное получение одних и тех же видов помощи, обеспечения или ухода в соответствии с Законом N 125-ФЗ и иными федеральными законами, нормативными правовыми актами РФ, ему предоставляется право выбора соответствующего вида помощи, обеспечения или ухода по одному основанию.Возмещение застрахованному морального вреда, причиненного в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, осуществляется причинителем вреда.На практике часто приходится сталкиваться с большим количеством сложных вопросов, вызванных как пробелами в законодательстве, так и нечеткостью содержащихся в законодательстве формулировок. Чтобы вам было легче разобраться в предоставлении возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина трудовым увечьем, автор решил рассмотреть в настоящей статье целый спектр вопросов, относящихся к данной тематике.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца предусмотрена действующим законодательством РФ, а именно Федеральным законом № 173-ФЗ от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (статья 9).
Как видно из текста статьи, основанием для назначения трудовой пенсии данного вида является потеря, то есть смерть кормильца, у которого при жизни на иждивении находились нетрудоспособные члены его семьи. Стоит отметить, что основанием для назначения пенсии является не только факт смерти, но и факт признания человека безвестно отсутствующим или умершим.
Документами, подтверждающими потерю кормильца являются:
в случае смерти – свидетельство о смерти, выдаваемое органами ЗАГС;
в случае признания человека безвестно отсутствующим или умершим – вступившее в законную силу решение суда; на основании этого решения органы ЗАГС выдают свидетельство о смерти.
Не будем подробно останавливаться на порядке признания человека безвестно отсутствующим или умершим, отметим только что этот порядок содержится в статьях 276-280 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Пожалуй, начать стоит с того, чтобы определить более точно понятие иждивения членов семьи умершего кормильца.
Иждивение – это полное содержание указанных лиц умершим кормильцем и получение ими от него постоянной помощи, которая являлась для них основным источником средств к существованию.
Вопрос об установлении иждивенства представляется достаточно сложным, так как в тексте Закона не раскрыто понятие постоянной помощи и основного источника средств к существованию. По данным вопросам существуют различные точки зрения. Логически следует, что постоянной помощью является помощь, которая оказывалась регулярно на протяжении достаточно длительного периода времени. Основной такая помощь будет являться тогда, когда ее объем значительно превышает иные незначительные источники дохода иждивенца. К примеру, сын — студент, получающий небольшую стипендию, несомненно, является иждивенцем своего отца, имеющего высокий заработок.
Член семьи умершего кормильца может быть признан иждивенцем, даже если он никогда не проживал совместно с кормильцем, в том числе в одном городе, однако постоянно получал от него помощь, являющуюся основным источником средств к существованию. Законом также не предусмотрено, что для признания члена семьи иждивенцем постоянная помощь должна оказываться в период, непосредственно предшествовавший смерти кормильца. К примеру, мать, достигшая пенсионного возраста, на протяжении продолжительного времени получала от сына постоянную материальную помощь, которая при ее небольшой пенсии являлась ее основным источником средств к существованию.
Однако в последние годы лет сын по каким-либо причинам перестал оказывать ей материальную поддержку. После смерти сына его мать будет признана находящейся на его иждивении.
Доказывание факта нахождения на иждивении необходимо и происходит документально, то есть при предоставлении необходимых документов — справок о доходах всех членов семьи, справок о составе семьи и т.д.