Методические указания магистранту по изучению дисциплины
Для эффективного изучения дисциплины «Логистика транспортных предприятий» необходимо, в первую очередь, четко усвоить рекомендации, изложенные преподавателем на вводной лекции, ознакомиться с учебной программой, всеми ее разделами: целевой установкой, методическими указаниями, структурой курса, списком рекомендованной литературы и др.
Начать изучение дисциплины целесообразно с вопросов предназначения логистической системы транспорта и с основной терминологии логистики (темы 1 и 2). Следует рассмотреть такие понятия: логистика, потоки (основные и сопутствующие, материальные, транспортные, сервисные, информационные, финансовые), логистическая система (микро- и макрологистические системы, системы с прямыми, гибкими связями, эшелонированные системы), звенья логистической системы, логистическая цепь, канал, сеть, цепь поставок, логистические операции и функции, функциональные области логистики, логистические циклы. Также важно узнать преимущества логистического управления, значение логистики в усилении конкурентных преимуществ компании.
В обеспечивающей «Логистика транспортных предприятий» теме раскрывается представление эволюции логистики в целом и ее функциональных сфер. Однако, эволюция логистики неразрывна с логистическими концепциями. Программой «Логистики в транспортных системах» предусмотрено изучение следующих логистических систем: SCM, TQM, JIT, LP, QR, CR, MRP, DRP, ERP, CSRP, VMI и др. (тема 3).
Разобравшись с терминологией и особенностями логистических систем можно перейти к изучению функциональных областей логистики и основных логистических функций (темы 4-9). Необходимо знать задачи, выполняемые в областях и функциях логистики, последовательность решения этих задач, основные логистические функции (для функциональных областей) и логистические операции (для логистических функций), особенности логистических процессов.
Закончить изучение дисциплины необходимо вопросами, касающимися основ логистического товародвижения.
По основным темам программы читаются лекции, а по узловым темам проводятся практические занятия и лабораторные работы. Вместе с тем, следует учитывать, что успешное усвоение курса невозможно без активной самостоятельной работы.
Время, необходимое на самостоятельную проработку рекомендованного преподавателем материала, каждый студент определяет сам с учетом своих индивидуальных способностей и возможностей. Если в процессе самостоятельной работы у Вас возникли какие-либо затруднения с уяснением материала, необходимо обратиться за помощью к преподавателю, читающему лекции, или руководителю семинаров.
Лекцияне должна быть для студента пассивной формой занятий – на лекции необходимо активно работать: внимательно отслеживать ход рассуждений преподавателя, вести как можно более подробный конспект. При ведении конспекта часть страницы необходимо оставлять свободной для последующей доработки лекционного материала во время самостоятельной работы. Конспект следует вести так, чтобы им было максимально удобно пользоваться в последующем. С этой целью основные положения желательно выделять: подчеркиванием, цветом и т. д. Если какие-то высказанные преподавателем во время лекции положения Вам не понятны, то необходимо их уточнить, задав вопрос.
Важная роль в усвоении учебного материала принадлежит семинарам. Семинар выполняет одновременно несколько функций: позволяет расширить и углубить Ваши знания, полученные на лекции и в ходе самостоятельной работы; приобрести опыт публичного выступления; а преподавателю – проконтролировать степень усвоения Вами учебного материала. Семинар – это своего рода школа развития творческого мышления и пропагандистского мастерства, столь необходимых в будущей практической деятельности – специалиста в области управления.
Одной из основных причин слабой подготовки некоторых студентов к семинарским занятиям является неумение самостоятельно работать с литературой. В целях наиболее эффективного использования времени рекомендуется следующий алгоритм подготовки к семинару:
1. Внимательное изучение плана семинарского занятия и методических рекомендаций преподавателя.
2. Изучение учебной программы с целью уяснения требований к объему и содержанию знаний по изучаемой теме.
3. Подбор рекомендованной литературы и ее просмотр.
4. Изучение материала по конспекту лекций.
5. Углубленное изучение основной литературы по вопросам семинара с одновременной доработкой конспекта.
6. Изучение дополнительной литературы.
7. Составление развернутого плана ответа по вопросам семинарского занятия.
При подготовке к семинару некоторые студенты дословно пишут весь текст своего выступления по какому-то одному из вопросов семинара и на семинаре формально озвучивают его. Такая подготовка к семинару не может считаться плодотворной. Более целесообразным является составление развернутого плана своего выступления или кратких тезисов, которые могут подкрепляться выдержками из конспекта или рекомендованных источников.
Некоторые студенты рассчитывают на свою память и вообще не делают записей при подготовке к семинару. При этом их выступление на семинаре, как правило, бывает логически неупорядоченным, непоследовательным. Следует учитывать то, что разработка плана выступления или тезисов способствует выработке навыков логичного и последовательного изложения мыслей, что особенно важно для будущих специалистов в логистике.
К каждому семинарскому занятию в учебной группе необходимо подготовить научное сообщение или доклад по тематике, представленной в плане семинара. Докладчику необходимо заблаговременно согласовать с преподавателем план своего выступления и получить необходимые рекомендации по разработке научного сообщения или доклада.
Изучение дисциплины завершается экзаменом.Учитывая большой объем учебного материала, подготовку к итоговому контролю целесообразно начинать заблаговременно, используя перечень контрольных вопросов по курсу, содержащийся в учебной программе.
Перед экзаменом проводится плановая групповая консультация. До ее проведения каждому студенту необходимо проработать список вопросов, выносимых на зачет, и отметить те из них, которые вызвали особое затруднение при изучении учебного материала. Старосте учебной группы необходимо собрать и обобщить такие вопросы и представить их преподавателю.
Студенты-заочники под руководством декана факультета и преподавателя должны составить индивидуальный план самостоятельной работы на семестр и строго выполнять его. При этом не следует оставлять проработку всего учебного материала на конец семестра, а необходимо регулярно осваивать его (в течение недели не менее 1-2 тем) с последующим самоконтролем по тем вопросам, которые содержатся в учебной программе, а также по вопросам, имеющимся в учебных пособиях.