Сущность и цели создания СЭЗ
БАРНАУЛ 2014
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Алтайский государственный технический университет им. И.И.Ползунова» Институт Экономики и Управления Кафедра «Международные экономические отношения» Задание № _61_ на курсовую работу по дисциплине «Мировая экономика и международные экономические отношения» | ||||||||
студенту группы | ЭБ-31 | Алексееву Григорию Руслановичу | ||||||
шифр группы | фамилия, имя, отчество | |||||||
тема: | Зарубежный опыт функционирования СЭЗ как инструмент решения | |||||||
Задач регионального социально-экономического развития | ||||||||
1 Содержание разделов работы | ||||||||
Наименование и содержание разделов курсовой работы | Срок выполнения | |||||||
Введение | 16.10.2014 | |||||||
1 Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания | 30.10.2014 | |||||||
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон | 23.10.2014 | |||||||
1.2 Типы свободных экономических зон | 29.10.2014 | |||||||
1.3 Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон | 01.11.2014 | |||||||
2 Свободные экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния | 3.11.2014 | |||||||
2.1 Специфика создания СЭЗ в Российской Федерации 27 | 6.11.2014 | |||||||
2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации | 14.11.2014 | |||||||
Заключение | 17.12.2014 | |||||||
Срок представления работы к защите | 01.12.2014 | |||||||
Задание принял к исполнению | Алексеев Григорий Русланович | |||||||
Подпись | фамилия, имя, отчество | |||||||
БАРНАУЛ 2014
2 Научно-библиографический поиск
2.1 По научно-экономической литературе просмотреть: | РЖ ИНИОН РАН серия | ||||
Экономика | и научно-экономические журналы: | Мировая экономика и международные | |||
отношения | |||||
за последние 5 лет. | |||||
Газеты: | за последние 3 года | ||||
2.2 По нормативно-правовой литературе просмотреть | действующие редакции |
законодательных и нормативных актов РФ и зарубежных стран по теме курсовой | |
работы: | |
Оформление курсовой работы должно удовлетворять требованиям стандартов к текстовым документам ГОСТ 2.105-95, ГОСТ 7.32-01 и СТП АлтГТУ 12 200-08.
Руководитель работы | Старший преподаватель | Е.В.Баранова | |||||
должность, ученое звание | Подпись | и.о. фамилия | |||||
Дата выдачи задания | «11 » | сентября | 2014 г. | ||||
Содержание
Введение. 5
1 Свободные экономические зоны: сущность, типы и цели создания. 6
1.1 Сущность и цели создания свободных экономических зон. 6
1.2 Типы свободных экономических зон. 11
1.3 Мировой опыт создания и функционирования свободных экономических зон. 14
2 Свободные экономические зоны Российской Федерации: история создания и анализ современного состояния. 21
2.1.... Специфика создания СЭЗ в Российской Федерации. 21
2.2 Проблемы и перспективы развития свободных экономических зон в Российской Федерации 32
Заключение. 37
Список литературы: 40
Список литературы:................................................................................................................................41
Введение
Темаᅟ нашегоᅟ исследования:ᅟЗарубежный опыт функционирования СЭЗ как инструмент решения задач регионального социально-экономического развития
Объектᅟ исследования:ᅟ Свободные экономические зоны
Предметᅟ исследования:ᅟЗарубежный опыт функционирования СЭЗ
Цельᅟ даннойᅟ работыᅟ заключаетсяᅟ в:ᅟ изучении функционирования зарубежных СЭЗ и применении полученной информации в задачах регионального социально-экономического развития
Темаᅟ иᅟ предметᅟ настоящегоᅟ исследованияᅟ определилиᅟ дляᅟ изученияᅟ следующиеᅟ задачи:
1. Рассмотрениеᅟ условийᅟ функционирования зарубежных СЭЗ
2. Анализᅟ СЭЗᅟ вᅟ российскойᅟ экономике
3. Исследованиеᅟ проблем и перспектив развития СЭЗ в России
Актуальностьᅟтемыᅟисследованияᅟобусловленаᅟследующимиᅟобстоятельствами:
Свободные экономические зоны (СЭЗ) - одна из наиболее распространенных форм новой (глобальной) модели международного разделения труда, призванная "подтянуть" наиболее отсталые регионы и страны мира к уровню, необходимому для включения в бесконечный мир торговли, экономического и научно-технического сотрудничества между странами и их отдельными регионами.
Теоретическаяᅟ иᅟ практическаяᅟ важностьᅟ данногоᅟ трудаᅟ складываетсяᅟ изᅟ того,ᅟчто в
В условиях хозяйствования в современной России, в условиях продолжающегося перехода к принципам рыночной экономики, в современных общемировых процессах свободные экономические зоны приобретают все большую роль как некие «оазисы» финансового и экономического благополучия, сосредоточие высоких технологий, всего наиболее прогрессивного. Бесспорно то, что СЭЗ коренным образом изменяют все сферы жизни общества, принося с собой не только финансовое благополучие населения, дополнительные рабочие места, развитую инфраструктуру, ускорение экономического развития, но и возможные экологические проблемы, повышение уровня преступности, усиление «теневого» сектора в экономике. Необходимо предвидеть и стараться минимизировать негативные последствия их деятельности. Именно поэтому необходимо разностороннее изучение лучших образцов мирового и отечественного опыта в области создания и деятельности СЭЗ и особенно последствий и изменений в жизни региона, к которым необратимо приведет создание таких экономических образований.
1 Свободные экономические зоны: сущность, виды и цели создания.
Сущность и цели создания СЭЗ
Понятиеᅟ "свободнаяᅟ экономическаяᅟ зона"ᅟ собирательноᅟ иᅟ условно.ᅟ Поᅟ подсчетамᅟ экспертовᅟ Центраᅟ ООНᅟ поᅟ транснациональнымᅟ корпорациям,ᅟ вᅟ настоящееᅟ времяᅟ существует,ᅟ поᅟ крайнейᅟ мере,ᅟ 30ᅟ различныхᅟ определенийᅟ этогоᅟ понятия.ᅟ Всеᅟ ониᅟ отражаютᅟ беспошлинныйᅟ илиᅟ льготныйᅟ режимᅟ ввозаᅟ иᅟ вывозаᅟ товаровᅟ вᅟ зоне,ᅟ ееᅟ определеннуюᅟ обособленностьᅟ вᅟ хозяйственном,ᅟ торговом,ᅟ валютно-финансовомᅟ отношенияхᅟ отᅟ остальнойᅟ территорииᅟ страны,ᅟ аᅟ такжеᅟ теснуюᅟ связьᅟ сᅟ мировымᅟ рынком.
"Большойᅟ экономическийᅟ словарь"ᅟ определяетᅟ СЭЗᅟ какᅟ ограниченнуюᅟ частьᅟ национально-государственнойᅟ территории,ᅟ наᅟ которойᅟ действуютᅟ особыеᅟ льготныеᅟ экономическиеᅟ условияᅟ дляᅟ иностранныхᅟ иᅟ национальныхᅟ предпринимателейᅟ (льготыᅟ таможенного,ᅟ арендного,ᅟ налогового,ᅟ визового,ᅟ трудовогоᅟ режимаᅟ иᅟ т.д.),ᅟ чтоᅟ создаетᅟ условияᅟ дляᅟ развитияᅟ промышленностиᅟ иᅟ инвестированияᅟ иностранногоᅟ капитала.ᅟ [22]
Свободныеᅟ экономическиеᅟ зоныᅟ (СЭЗ)ᅟ -ᅟ важныйᅟ институтᅟ мировогоᅟ хозяйства,ᅟ особаяᅟ формаᅟ международнойᅟ экономическойᅟ интеграции.ᅟ [8,ᅟ c.27]
Предлагаетсяᅟ следующаяᅟ классификацияᅟ свободныхᅟ экономическихᅟ зонᅟ сᅟ учетомᅟ особенностейᅟ каждойᅟ зоны,ᅟ котораяᅟ позволяетᅟ выявитьᅟ следующуюᅟ ихᅟ типизацию,ᅟ ноᅟ ужеᅟ наᅟ уровнеᅟ самыхᅟ существенныхᅟ характеристик.ᅟ Приᅟ этомᅟ наиболееᅟ важныеᅟ чертыᅟ СЭЗᅟ рассматриваютсяᅟ вᅟ следующихᅟ аспектах:
·ᅟ сᅟ точкиᅟ зренияᅟ конкретнойᅟ экономикиᅟ -ᅟ организационныхᅟ формᅟ хозяйственнойᅟ деятельности,ᅟ имеющихᅟ преимуществаᅟ вᅟ ееᅟ пределах;
·ᅟ сᅟ точкиᅟ зренияᅟ размещенияᅟ производительныхᅟ силᅟ наᅟ территорииᅟ страны;
·ᅟ сᅟ точкиᅟ зренияᅟ экономическихᅟ отношенийᅟ производстваᅟ иᅟ распределенияᅟ необходимогоᅟ иᅟ прибавочногоᅟ продукта,ᅟ произведенногоᅟ вᅟ СЭЗ;
·ᅟ сᅟ точкиᅟ зренияᅟ способностиᅟ кᅟ диффузномуᅟ расширениюᅟ иᅟ распределениюᅟ ееᅟ границᅟ наᅟ другие,ᅟ связанныеᅟ сᅟ неюᅟ хозяйственныеᅟ сферы,ᅟ отрасли,ᅟ территории.
Вᅟ первомᅟ аспектеᅟ свободныеᅟ экономическиеᅟ зоныᅟ можноᅟ определитьᅟ какᅟ составнуюᅟ частьᅟ хозяйственногоᅟ комплексаᅟ страны,ᅟ специальноᅟ выделяемуюᅟ наᅟ данномᅟ этапеᅟ изᅟ общегоᅟ экономическогоᅟ контекстаᅟ вᅟ качествеᅟ приоритетной,ᅟ обеспечивающейᅟ производствоᅟ иᅟ распределениеᅟ общественногоᅟ продукта,ᅟ включаяᅟ иностранныйᅟ продуктᅟ дляᅟ достиженияᅟ приᅟ этомᅟ определеннойᅟ конкретнойᅟ целиᅟ вᅟ социальноᅟ -ᅟ экономическомᅟ развитииᅟ страны.ᅟ Подᅟ этоᅟ определениеᅟ подходитᅟ всеᅟ существующееᅟ многообразиеᅟ свободныхᅟ экономическихᅟ зон.ᅟ Наᅟ чтоᅟ быᅟ ониᅟ ниᅟ былиᅟ ориентированыᅟ вᅟ своейᅟ деятельности,ᅟ зонаᅟ всегдаᅟ решаетᅟ однуᅟ илиᅟ несколькоᅟ социальноᅟ -ᅟ экономическихᅟ задач,ᅟ специальноᅟ поставленныхᅟ передᅟ ней.
Интересноᅟ отметить,ᅟ чтоᅟ приᅟ созданииᅟ любогоᅟ типаᅟ СЭЗᅟ вᅟ нихᅟ создаютсяᅟ такиеᅟ условия,ᅟ вᅟ которыхᅟ довольноᅟ быстроᅟ вызреваетᅟ производственнаяᅟ инфраструктура,ᅟ адекватнаяᅟ современнойᅟ мирохозяйственнойᅟ сфере.ᅟ Вᅟ экономическойᅟ зоне,ᅟ какᅟ утверждаетᅟ Э.Г.ᅟ Кочетов,ᅟ создаютсяᅟ неᅟ толькоᅟ предпосылкиᅟ дляᅟ техническойᅟ восприимчивости,ᅟ согласованностиᅟ инфраструктурᅟ сᅟ импортнымᅟ оборудованием,ᅟ привнесеннымиᅟ компонентами,ᅟ ноᅟ иᅟ условияᅟ дляᅟ техническойᅟ оснащенности,ᅟ тоᅟ естьᅟ вᅟ даннойᅟ инфраструктуреᅟ прививаетсяᅟ всяᅟ технологическаяᅟ цепочка.
Дляᅟᅟ СЭЗᅟᅟ характерноᅟᅟ развитиеᅟᅟ международногоᅟᅟ экономическогоᅟᅟ сотрудничестваᅟᅟ практическиᅟᅟ воᅟᅟ всехᅟᅟ возможныхᅟᅟ формах,ᅟ чтоᅟ даетᅟ импульсᅟ неᅟ толькоᅟ кᅟ постоянномуᅟ достраиваниюᅟ необходимыхᅟ дляᅟ данногоᅟ уровняᅟ развитияᅟ частейᅟ инфраструктурыᅟ вᅟ СЭЗ,ᅟ ноᅟ иᅟ кᅟ ликвидацииᅟ омертвевшихᅟ управленческихᅟ звеньев,ᅟ технологическихᅟ цепейᅟ иᅟ т.д.ᅟ Этоᅟ означаетᅟ последовательную,ᅟ неуклоннуюᅟ оптимизациюᅟ экономическогоᅟ комплексаᅟ СЭЗᅟ иᅟ егоᅟ встраивание,ᅟ какᅟ вᅟ национальную,ᅟ такᅟ иᅟ вᅟ мировуюᅟ экономику.
Рассматриваяᅟ СЭЗᅟ сᅟ точкиᅟ зренияᅟ размещенияᅟ производительныхᅟ силᅟ следуетᅟ иметьᅟ ввиду,ᅟ что,ᅟ определяяᅟ туᅟ илиᅟ инуюᅟ частьᅟ территорииᅟ страныᅟ вᅟ качествеᅟ свободнойᅟ экономическойᅟ зоныᅟ дляᅟ достиженияᅟ конкретнойᅟ цели,ᅟ государствоᅟ достигаетᅟ ее,ᅟ развиваяᅟ тамᅟ конкретныеᅟ отраслиᅟ производства.ᅟ Приᅟ этомᅟ оноᅟ используетᅟ имеющиесяᅟ тамᅟ факторыᅟ производстваᅟ иᅟ привлекаетᅟ недостающиеᅟ какᅟ соᅟ своейᅟ территорииᅟ (например,ᅟ рабочуюᅟ силу),ᅟ такᅟ иᅟ изᅟ другихᅟ странᅟ (капитал,ᅟ технологии).ᅟ Результатомᅟ такойᅟ деятельностиᅟ государстваᅟ неизбежноᅟ являютсяᅟ измененияᅟ вᅟ размещенииᅟ производительныхᅟ сил,ᅟ экономическихᅟ потенциаловᅟ отдельныхᅟ регионовᅟ иᅟ всейᅟ страныᅟ вᅟ целом.
Этаᅟ характеристика,ᅟ какᅟ иᅟ предыдущая,ᅟ присущаᅟ всемᅟ разновидностямᅟ СЭЗ.
Дляᅟ СЭЗᅟ характерныᅟ особые,ᅟ поᅟ сравнениюᅟ соᅟ всейᅟ страной,ᅟ экономическиеᅟ отношенияᅟ производстваᅟ иᅟ распределенияᅟ необходимогоᅟ прибавочногоᅟ продукта,ᅟ произведенногоᅟ наᅟ егоᅟ территории.ᅟ Этиᅟ отношенияᅟ могутᅟ бытьᅟ определеныᅟ какᅟ преднамеренноᅟ видоизмененныеᅟ вᅟ сравненииᅟ сᅟ господствующимиᅟ вᅟ даннойᅟ стране.
Однако,ᅟ даннаяᅟ характеристикаᅟ менееᅟ универсальна,ᅟ чемᅟ двеᅟ предыдущие.ᅟ Онаᅟ приложимаᅟ толькоᅟ кᅟ темᅟ зонам,ᅟ которыеᅟ создаютсяᅟ вᅟ переходныхᅟ экономиках.ᅟ Ноᅟ приᅟ этомᅟ неᅟ важно,ᅟ отᅟ какойᅟ экономикеᅟ кᅟ какойᅟ происходитᅟ переход.
Наᅟ первоеᅟ местоᅟ ставятсяᅟ отношенияᅟ распределения,ᅟ аᅟ неᅟ производства,ᅟ посколькуᅟ именноᅟ ониᅟ присущиᅟ всемᅟ безᅟ исключенияᅟ типамᅟ СЭЗ.ᅟ Именноᅟ вᅟ такомᅟ контекстеᅟ такойᅟ признакᅟ присущᅟ любойᅟ разновидностиᅟ свободныхᅟ экономическихᅟ зон.ᅟ Вᅟ основеᅟ любогоᅟ видаᅟ зоныᅟ обязательноᅟ лежатᅟ экономическиеᅟ отношения,ᅟ связанныеᅟ сᅟ распределениемᅟ иᅟ производствомᅟ необходимогоᅟ иᅟ прибавочногоᅟ общественногоᅟ продукта,ᅟ причемᅟ такиеᅟ отношения,ᅟ которыеᅟ отличаютсяᅟ отᅟ общегоᅟ экономическогоᅟ контекстаᅟ даннойᅟ страны.ᅟ Иᅟ этоᅟ отличиеᅟ осуществленоᅟ государствомᅟ преднамеренноᅟ дляᅟ достиженияᅟ определенныхᅟ целейᅟ -ᅟ будьᅟ тоᅟ привлечениеᅟ иностранногоᅟ капиталаᅟ илиᅟ товарнойᅟ массы,ᅟ увеличениеᅟ валютныхᅟ поступленийᅟ илиᅟ повышениеᅟ степениᅟ занятости,ᅟ стимулированиеᅟ экспортаᅟ илиᅟ развитиеᅟ производстваᅟ вᅟ целомᅟ иᅟ т.д.
Ещеᅟ одна,ᅟ общаяᅟ дляᅟ всехᅟ СЭЗ,ᅟ черта,ᅟ характеризующаяᅟ их,ᅟ -ᅟ этоᅟ способностьᅟ кᅟ диффузномуᅟ расширениюᅟ иᅟ распространениюᅟ своихᅟ границᅟ наᅟ другиеᅟ связанныеᅟ сᅟ нею,ᅟ непосредственноᅟ илиᅟ опосредовано,ᅟ хозяйственныеᅟ сферы,ᅟ отрасли,ᅟ территории.
Этаᅟ чертаᅟ проистекаетᅟ изᅟ того,ᅟ что,ᅟ несмотряᅟ наᅟ определеннуюᅟ обособленность,ᅟ СЭЗᅟ всегдаᅟ остаютсяᅟ неотъемлемойᅟ частьюᅟ национальногоᅟ хозяйственногоᅟ организма.ᅟ Поэтомуᅟ всеᅟ последствияᅟ ихᅟ должныᅟ отразитьсяᅟ иᅟ отражаютсяᅟ наᅟ национальнойᅟ экономике.ᅟ Вᅟ частности,ᅟ стихийность,ᅟ отсутствиеᅟ проработкиᅟ динамикиᅟ (этапности)ᅟ вᅟ формированииᅟ экономическихᅟ зонᅟ могутᅟ приводитьᅟ кᅟ негативнымᅟ последствиямᅟ вᅟ самойᅟ зоне и в экономике всей страны. Положительное диффузное воздействие СЭЗ проявляется в преобразовании территории зоны и отраслей, на них развивающихся, подтягивании их к мировому уровню не только в техническом плане, но и в других отношениях. Тем самым, способствуя интернационализации воспроизводственных процессов в других сферах хозяйства, экономических регионах и даже друг их странах.
Практически во всех определениях СЭЗ содержится признак, характеризующий их границу. Этот признак является одним из существенных. Поскольку, как бы не организовывалась экономическая зона, она всегда отделена от остальной страны (прежде всего, от ее экономики) таможенной границей. Это зафиксировано в широко признанном определении свободной зоны (или зоны - франко), данном в VIII приложении к Киотской конвенции 1973г, где она понимается как часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории (принцип "таможенной экстерриториальности") и потому не подвергающиеся обычному таможенному контролю и налогообложению. Причем главным является не наличие границы, а то, ради чего она создается, а именно - ради предоставления льгот инвесторам зоны. Из этого определения видно, что свобода обособленной части государственной территории является не абсолютной, а относительной. Свободной эта территория является лишь в том отношении, что ввезенные в нее товары освобождаются от таможенных пошлин и налога на импорт, которые в соответствии с национальным таможенным законодательством применяются в отношении ввозимых товаров на других территориях страны. Таким образом, местные законы не освобождают товаровладельцев от соблюдения соответствующего экономического правопорядка, а лишь облегчают его.
Обобщив выше изложенные принципы можно определить СЭЗ как суверенную территорию государства (государств), являющуюся составной частью хозяйственного комплекса страны (группы стран), где обеспечивается производство и распределение общественного продукта для достижения конкретной общенациональной интегрированной, корпоративной цели с использованием специальных механизмов регулирования общественно - экономических отношений производства и распределения, способных к диффузному расширению и распространению ее границ. [5, c.6]
При создании СЭЗ реализуется точечная стратегия ускорения хозяйственного роста - определяются регионы и сферы целевого стимулирования экономической активности на основе международного сотрудничества, концентрации ресурсов с использованием благоприятствующих факторов. Это позволяет решить взаимосвязанные цели: экономическую, социальную, производственную и научно - техническую.
Экономическая цель преследует активизацию, расширение внешнеторговой и в целом внешнеэкономической деятельности, привлечение иностранного и отечественного капитала, повышение конкурентоспособности национального производства, рост валютных поступлений в бюджет и на цели дальнейшего развития СЭЗ.
В рамках социальной цели решаются следующие задачи:
· создание новых рабочих мест и рост занятости населения;
· повышение квалифицированного уровня рабочих за счет использования мирового опыта;
· повышение благосостояния и уровня жизни населения;
· ускорение развития социальной и бытовой инфраструктуры.
Производственная и научно - техническая цели включают: приток иностранной и отечественной техники и технологий, ускорение внедрения результатов НИОКР, концентрация научно - технических кадров и материально - финансовых ресурсов на приоритетных направлениях, развитие производственно - транспортной инфраструктуры. [8, c. 27]
Можно выделить следующие характерные черты СЭЗ:
1) выделение их из таможенной границы государства и установления особого режима регулирования ввоза и вывоза товаров и услуг. Как правило, импорт на территорию зон средств производства, комплектующих, материалов и сырья, необходимых для производственного процесса, а также товаров широкого потребления и продуктов питания для продажи внутри страны осуществляется беспошлинно. В свободных экономических зонах обычно не взимаются и экспортные пошлины, принятые в некоторых странах.
2) Система преференций и льгот, предоставляемых иностранным и национальным инвесторам, в том числе:
· внешнеторговые ᅟ(снижение ᅟили ᅟотмена ᅟэкспортно-импортных ᅟпошлин, ᅟупрощенный ᅟпорядок ᅟосуществления ᅟвнешнеторговых ᅟопераций);
· ᅟфискальные, ᅟсвязанные ᅟс ᅟналоговым ᅟстимулированием ᅟконкретных ᅟвидов ᅟдеятельности. ᅟЛьготы ᅟмогут ᅟзатрагивать ᅟналоговую ᅟбазу ᅟ(прибыль ᅟили ᅟдоход, ᅟстоимость ᅟимущества ᅟи ᅟт.д.), ᅟотдельные ᅟее ᅟкомпоненты ᅟ(амортизационные ᅟотчисления, ᅟиздержки ᅟна ᅟзаработную ᅟплату, ᅟНИОКР ᅟи ᅟтранспорт), ᅟуровень ᅟналоговых ᅟставок, ᅟвопросы ᅟпостоянного ᅟили ᅟвременного ᅟосвобождения ᅟот ᅟналогообложения;
· ᅟфинансовые, ᅟвключающие ᅟразличные ᅟформы ᅟсубсидий, ᅟпредоставляемых ᅟкак ᅟв ᅟпрямом ᅟвиде ᅟ- ᅟза ᅟсчет ᅟбюджетных ᅟсредств ᅟи ᅟпреференциальных ᅟгосударственных ᅟкредитов, ᅟтак ᅟи ᅟкосвенно ᅟ- ᅟв ᅟвиде ᅟустановления ᅟнизких ᅟцен ᅟна ᅟкоммунальные ᅟуслуги, ᅟснижения ᅟарендной ᅟплаты ᅟза ᅟпользование ᅟземельными ᅟучастками ᅟи ᅟт.п.
· ᅟадминистративные, ᅟупрощающие ᅟпроцедуры ᅟрегистрации ᅟпредприятий, ᅟрежима ᅟвъезда-выезда ᅟиностранных ᅟграждан.
3) ᅟналичие ᅟлокальной, ᅟотносительно ᅟобособленной ᅟсистемы ᅟуправления ᅟзоной, ᅟнаделенной ᅟправом ᅟпринимать ᅟсамостоятельные ᅟрешения ᅟв ᅟшироком ᅟэкономическом ᅟспектре. ᅟ[22]
В ᅟсвоем ᅟразвитии ᅟСЭЗ ᅟпрошли ᅟдолгий ᅟпуть ᅟот ᅟсредневековых ᅟторговых ᅟгородов ᅟ- ᅟпортов ᅟдо ᅟинновационных ᅟпарков ᅟи ᅟисследовательских ᅟцентров. ᅟИх ᅟроль, ᅟместо ᅟи ᅟформы ᅟзначительно ᅟизменились, ᅟони ᅟсуществуют ᅟи ᅟдействуют ᅟво ᅟмногих ᅟстранах ᅟмира, ᅟпревратившись ᅟв ᅟнеотъемлемый ᅟинститут ᅟмировой ᅟэкономики.
Смысл ᅟСЭЗ ᅟрешается ᅟсовокупностью ᅟрешаемых ᅟзадач, ᅟа ᅟне ᅟпреференциальным, ᅟльготным ᅟмеханизмом ᅟфункционирования, ᅟчто ᅟнередко ᅟвыдвигается ᅟкак ᅟосновной ᅟаргумент ᅟнеобходимости ᅟих ᅟсоздания. ᅟПоследнее ᅟ- ᅟсредство, ᅟа ᅟне ᅟцель. ᅟСвободные ᅟэкономические ᅟзоны ᅟпризваны ᅟспособствовать ᅟускорению ᅟэкономического ᅟроста, ᅟэффективному ᅟвстраиванию ᅟнациональной ᅟэкономики ᅟв ᅟмировое ᅟхозяйство. ᅟ[8, ᅟc.28]
1.2 ᅟТипы ᅟСЭЗ
В ᅟсовременных ᅟтеоретических ᅟработах ᅟотечественных ᅟи ᅟзарубежных ᅟавторов ᅟнет ᅟединого ᅟмнения ᅟпо ᅟопределению ᅟи ᅟтипологии ᅟособых ᅟэкономических ᅟзон ᅟ(СЭЗ). ᅟВ ᅟмировой ᅟпрактике ᅟсуществует ᅟдо ᅟдвадцати ᅟпяти ᅟих ᅟразновидностей, ᅟперечислим ᅟосновные ᅟиз ᅟних.
По ᅟхарактеру ᅟдеятельности ᅟи ᅟфункциональному ᅟпредназначению ᅟможно ᅟвыделить ᅟ4 ᅟосновных ᅟтипа ᅟзон: ᅟзоны ᅟсвободной ᅟторговли, ᅟэкспортно-производственные ᅟзоны, ᅟнаучно-промышленные ᅟпарки, ᅟоффшорные ᅟзоны.
К ᅟзоне ᅟсвободной ᅟторговли ᅟ(ЗСТ) ᅟотносятся ᅟтерритории, ᅟфункции ᅟкоторых ᅟв ᅟосновном ᅟсводятся ᅟк ᅟввозу, ᅟхранению, ᅟсортировке, ᅟупаковке ᅟи ᅟперевалке ᅟтоваров ᅟбез ᅟих ᅟдополнительной ᅟобработки. ᅟ[21]
ЗСТ ᅟсуществуют ᅟв ᅟформе ᅟтаможенных ᅟскладов, ᅟсвободных ᅟтаможенных ᅟзон ᅟпроизводственного ᅟи ᅟторгового ᅟтипов ᅟи ᅟмагазинов ᅟбеспошлинной ᅟторговли. ᅟРежим ᅟтаможенных ᅟскладов ᅟустановлен ᅟдля ᅟхранения ᅟввезенных ᅟтоваров ᅟбез ᅟвзимания ᅟтаможенных ᅟпошлин, ᅟа ᅟтак ᅟже ᅟдля ᅟвывозимых ᅟтоваров ᅟс ᅟвозвратом ᅟпошлин ᅟили ᅟосвобождением ᅟот ᅟних. ᅟФактически ᅟтаможенные ᅟсклады ᅟпредоставляют ᅟсвоим ᅟпредприятиям ᅟ- ᅟклиентам ᅟналоговые ᅟкредиты. ᅟТаможенные ᅟзоны ᅟпредоставляют ᅟвозможность ᅟведения ᅟлюбой ᅟпроизводственной ᅟи ᅟкоммерческой ᅟдеятельности. ᅟСвободные ᅟтаможенные ᅟзоны ᅟпроизводственного ᅟтипа ᅟсоздаются ᅟна ᅟучастках, ᅟимеющих ᅟразвитую ᅟпроизводственную ᅟи ᅟтранспортную ᅟинфраструктуры ᅟи ᅟдругие ᅟблагоприятные ᅟусловия ᅟдля ᅟразвития ᅟпредпринимательской ᅟдеятельности. ᅟВ ᅟэтих ᅟзонах ᅟразрешается ᅟсовершение ᅟпроизводственных ᅟопераций, ᅟв ᅟрезультате ᅟкоторых ᅟизменяется ᅟпозиция ᅟтоваров ᅟв ᅟТоварной ᅟноменклатуре ᅟвнешнеэкономической ᅟдеятельности. ᅟВ ᅟтаких ᅟзонах ᅟнаряду ᅟс ᅟкоммерческими ᅟи ᅟскладскими ᅟорганизациями ᅟдопускаются ᅟулучшение ᅟи ᅟмодернизация ᅟтоваров, ᅟпредоставление ᅟстраховых ᅟи ᅟбанковских ᅟуслуг ᅟбез ᅟуплаты ᅟпошлин ᅟи ᅟНДС, ᅟорганизация ᅟторгов ᅟи ᅟвыставок. ᅟРазновидностью ᅟзон ᅟсвободной ᅟторговли ᅟявляются ᅟи ᅟспециальные ᅟмагазины ᅟ"Дьюти ᅟфри", ᅟкоторые ᅟрасполагаются ᅟв ᅟкрупнейших ᅟмеждународных ᅟаэропортах. ᅟЭти ᅟмагазины ᅟнаделены ᅟправом ᅟбеспошлинного ᅟввоза ᅟтоваров. ᅟ[6, ᅟc.184]
Экспортно-производственные ᅟзоны ᅟ(СЭПЗ) ᅟсоздаются ᅟисключительно ᅟдля ᅟпроизводственной ᅟдеятельности ᅟ(сборочных ᅟопераций, ᅟпервичной ᅟпереработки ᅟсырья). ᅟОбычно ᅟпредприятия ᅟв ᅟтаких ᅟзонах ᅟработают ᅟна ᅟимпортных ᅟкомплектующих ᅟи ᅟполуфабрикатах, ᅟместном ᅟсырье ᅟи ᅟимпортном ᅟоборудовании, ᅟкоторые ᅟлегче ᅟдоставить ᅟв ᅟзону, ᅟпривлекая ᅟотечественные ᅟи ᅟиностранные ᅟкапиталы. ᅟСЭЗ ᅟэтого ᅟвида ᅟотражают ᅟновый ᅟуровень ᅟвзаимодействия ᅟнациональной ᅟи ᅟмировой ᅟэкономики, ᅟпредполагающий ᅟкачественные ᅟструктурные ᅟсдвиги ᅟв ᅟнациональном ᅟи ᅟмировом ᅟхозяйстве, ᅟускорение ᅟпроцесса ᅟинтернационализации ᅟхозяйственной ᅟжизни. ᅟ[8, ᅟc.30]
Оффшорные ᅟзоны ᅟ(от ᅟанглийского ᅟoffshore ᅟ- ᅟ"вне ᅟберега") ᅟ- ᅟэто ᅟстраны ᅟи ᅟтерритории, ᅟосуществляющие ᅟрегистрацию ᅟиностранных ᅟкомпаний, ᅟна ᅟдеятельность ᅟкоторых ᅟраспространяется ᅟльготный ᅟрежим ᅟналогообложения. ᅟТакие ᅟзоны ᅟсоставляют ᅟособый ᅟкласс ᅟсреди ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон. ᅟИх ᅟглавное ᅟотличие ᅟот ᅟСЭЗ ᅟсостоит ᅟв ᅟтом, ᅟчто ᅟзарегистрированные ᅟв ᅟних ᅟпредприятия ᅟне ᅟимеют ᅟправа ᅟосуществлять ᅟникакую ᅟпроизводственную ᅟдеятельность. ᅟНалоговые ᅟльготы ᅟдля ᅟкомпаний, ᅟзарегистрированных ᅟв ᅟоффшорных ᅟзонах, ᅟвесьма ᅟсущественны ᅟи, ᅟкак ᅟправило, ᅟпредставляют ᅟсобой ᅟполное ᅟосвобождение ᅟот ᅟуплаты ᅟвсех ᅟместных ᅟналогов. ᅟОффшорные ᅟкомпании ᅟобязаны ᅟуплатить ᅟлишь ᅟразовый ᅟрегистрационный ᅟсбор ᅟи ᅟоплачивать ᅟгодовой ᅟсбор, ᅟставки ᅟкоторого ᅟобычно ᅟфиксированы. ᅟЭто, ᅟа ᅟтак ᅟже ᅟвысокий ᅟуровень ᅟбанковской ᅟи ᅟкоммерческой ᅟсекретности, ᅟлояльность ᅟгосударственного ᅟрегулирования, ᅟанонимность ᅟреальных ᅟвладельцев ᅟкомпаний, ᅟпривлекают ᅟклиентов ᅟв ᅟоффшоры. ᅟ[5, ᅟc.18]
Научно ᅟ- ᅟпромышленные ᅟзоны, ᅟчаще ᅟименуемые ᅟтехнопарками ᅟили ᅟтехнополисами, ᅟспециализируются ᅟна ᅟразработке ᅟи ᅟвыпуске ᅟнаукоемкой ᅟпродукции. ᅟПринципы ᅟорганизации ᅟтехнопарков ᅟочень ᅟсхожи ᅟс ᅟпорядком ᅟобразования ᅟэкспортно-производственных ᅟзон ᅟ- ᅟте ᅟже ᅟтерриториальная ᅟи ᅟэкономическая ᅟобособленность, ᅟгосударственная ᅟподдержка ᅟв ᅟвиде ᅟвалютных ᅟассигнований, ᅟфинансовых ᅟи ᅟналоговых ᅟльгот, ᅟэкспортная ᅟориентация. ᅟОсновное ᅟотличие ᅟНПЗ ᅟот ᅟСЭПЗ ᅟв ᅟтом, ᅟчто ᅟв ᅟэкспортно-производственных ᅟзонах ᅟсоздавалось ᅟв ᅟосновном ᅟкрупносерийное, ᅟтрудоемкое ᅟпроизводство, ᅟа ᅟв ᅟтехнополисах ᅟосуществляется ᅟразработка ᅟпринципиально ᅟновых ᅟизделий ᅟи ᅟтехнологий, ᅟматериалов ᅟи ᅟтоваров, ᅟэкспериментальное, ᅟмелкосерийное ᅟпроизводство ᅟнаукоемкой ᅟпродукции. ᅟНаиболее ᅟизвестные ᅟтехнопарки: ᅟв ᅟСША ᅟ- ᅟ"Кремниевая ᅟдолина" ᅟ(Силикон-Вэлли), ᅟв ᅟАнглии ᅟ- ᅟтехнопарк ᅟКембриджского ᅟуниверситета, ᅟв ᅟКитае ᅟ- ᅟПекинская ᅟэкспериментальная ᅟзона ᅟразвития ᅟновых ᅟтехнологий ᅟ(на ᅟбазе ᅟПекинского ᅟуниверситета), ᅟв ᅟРоссии ᅟ- ᅟМеждународный ᅟцентр ᅟразвития ᅟнауки ᅟи ᅟтехнологий ᅟ(МЦРНТ) ᅟ"Дубна", ᅟтехнополис ᅟ"Зеленоград". ᅟ[21]
Заслуживают ᅟспециального ᅟвыделения ᅟсервисные ᅟсвободные ᅟэкономические ᅟзоны, ᅟконцентрирующие ᅟбанковское ᅟи ᅟстраховое ᅟобслуживание ᅟна ᅟльготных ᅟусловиях ᅟи ᅟобычно ᅟпредставляющие ᅟсобой ᅟсектор ᅟэкспортно-производственных ᅟзон, ᅟгде ᅟсосредоточены ᅟстраховые ᅟи ᅟфинансовые ᅟкомпании, ᅟбанки, ᅟих ᅟфилиалы, ᅟобслуживающие ᅟдеятельность ᅟструктур ᅟзоны. ᅟК ᅟэтому ᅟвиду ᅟзон ᅟмогут ᅟбыть ᅟтак ᅟже ᅟотнесены ᅟСЭЗ ᅟпо ᅟпредоставлению ᅟуслуг ᅟотдыха ᅟи ᅟтуризма, ᅟспособствующие ᅟмеждународному ᅟличному ᅟи ᅟделовому ᅟобщению ᅟграждан. ᅟ[8, ᅟc.35]
Новым ᅟявлением ᅟв ᅟпрактике ᅟсоздания ᅟособых ᅟэкономических ᅟзон ᅟстало ᅟпоявление ᅟнового ᅟих ᅟвида ᅟ- ᅟэколого-экономических ᅟрегионов ᅟ(ЭЭР). ᅟБольшинство ᅟиз ᅟних ᅟрасположено ᅟв ᅟразвитых ᅟстранах ᅟна ᅟуникальных, ᅟэкологически ᅟзначимых ᅟтерриториях. ᅟКак ᅟправило, ᅟэто ᅟгорные ᅟтерритории, ᅟтерритории ᅟс ᅟблагоприятным ᅟклиматом ᅟи ᅟпотенциальными ᅟрекреационными ᅟвозможностями. ᅟВажным ᅟотличием ᅟЭЭР ᅟот ᅟдругих ᅟвидов ᅟособых ᅟэкономических ᅟзон ᅟявляется ᅟхарактер ᅟосуществляемой ᅟздесь ᅟпредпринимательской ᅟдеятельности. ᅟЭколого-экономические ᅟрегионы ᅟспециализируются ᅟна ᅟтаких ᅟсферах ᅟбизнеса, ᅟкоторые ᅟне ᅟзагрязняют ᅟприродную ᅟсреду, ᅟэто ᅟтуризм, ᅟрекреация, ᅟвалютно-финансовые ᅟоперации, ᅟразличного ᅟрода ᅟуслуги ᅟ(консалтинг, ᅟаудит, ᅟсвязь ᅟи ᅟтелекоммуникации, ᅟдизайн, ᅟдр.), ᅟсфера ᅟобразования ᅟи ᅟдр. ᅟЭЭР ᅟможно ᅟсчитать ᅟотдельные ᅟкантоны ᅟШвейцарии. ᅟВ ᅟРоссии ᅟстатус ᅟЭЭР ᅟносит ᅟРеспублика ᅟАлтай. ᅟЭколого-экономический ᅟрегион ᅟ- ᅟэто, ᅟво-первых, ᅟэкспериментальная ᅟплощадка ᅟдля ᅟформирования ᅟэкологической ᅟмини-модели ᅟбудущего, ᅟгде ᅟгармонично ᅟсуществуют ᅟи ᅟвзаимодействуют ᅟприрода ᅟи ᅟчеловек. ᅟТакая ᅟгармония ᅟобеспечивается ᅟбезопасной ᅟво ᅟвсех ᅟотношениях ᅟбезопасной ᅟво ᅟвсех ᅟотношениях ᅟхозяйственной ᅟдеятельностью ᅟчеловека. ᅟВо-вторых, ᅟэто ᅟпрообраз ᅟбудущего ᅟдуховного ᅟцентра. ᅟЭти ᅟдве ᅟзадачи ᅟопределяют ᅟрамки ᅟдеятельности ᅟпредприятий ᅟна ᅟтерритории ᅟЭЭР. ᅟ[21]
Наконец, ᅟтипичными ᅟстановятся ᅟкомплексные ᅟсвободно ᅟ- ᅟэкономические ᅟзоны ᅟмногофункционального ᅟхарактера, ᅟсочетающие ᅟразличные ᅟнаправления ᅟдеятельности. ᅟОни ᅟхарактеризуются ᅟмасштабами ᅟдеятельности, ᅟбольшими ᅟобъемами ᅟпривлекаемого ᅟкапитала, ᅟболее ᅟвысокой ᅟконцентрацией ᅟпроизводства. ᅟПомимо ᅟобычных ᅟцелей, ᅟставится ᅟзадача ᅟобеспечения ᅟбольшей ᅟоткрытости ᅟэкономики, ᅟпрактического ᅟопыта ᅟуправления ᅟхозяйством ᅟв ᅟусловиях ᅟрынка. ᅟ(Рыбалкин). ᅟКомплексные ᅟзоны ᅟобразуются ᅟпутем ᅟустановления ᅟособых ᅟльгот ᅟпо ᅟсравнению ᅟс ᅟобщим ᅟрежимом ᅟхозяйственной ᅟдеятельности ᅟна ᅟтерритории ᅟстраны. ᅟИх ᅟфункции ᅟвключают ᅟразвитие ᅟэкспортноореинтированного ᅟпроизводства, ᅟфинансового ᅟрынка, ᅟстрахования, ᅟкоммуникаций, ᅟтуризма ᅟи ᅟдр.
Особое ᅟместо ᅟво ᅟвнешнеэкономической ᅟполитике ᅟзанимает ᅟформирование ᅟмеждународных ᅟэкономических ᅟзон, ᅟосуществление ᅟмеждународных ᅟпрограмм ᅟпо ᅟразвитию ᅟприграничных ᅟрайонов. ᅟ[6, ᅟc.190] ᅟТакие ᅟСЭЗ ᅟв ᅟболее ᅟполной ᅟмере ᅟотвечают ᅟактуальным ᅟусловиям ᅟглобализации ᅟмирохозяйственных ᅟсвязей, ᅟкогда ᅟв ᅟих ᅟсистему ᅟнепосредственно ᅟвключаются ᅟопределенные ᅟэкономические ᅟрегионы ᅟстран. ᅟЭто ᅟсоздает ᅟновые ᅟвозможности ᅟэффективного ᅟвнешнеэкономического ᅟвзаимодействия ᅟнациональных ᅟхозяйств. ᅟСоздание ᅟмеждународных ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон ᅟпомогло ᅟбы ᅟсущественно ᅟпродвинуть ᅟпроекты ᅟмеждународного ᅟсотрудничества, ᅟоблегчило ᅟбы ᅟпостепенное ᅟформирование ᅟсовместного ᅟэкономического ᅟпространства ᅟв ᅟрамках ᅟсогласованной ᅟправовой ᅟбазы. ᅟВозможны ᅟи ᅟдругие ᅟподобные ᅟварианты, ᅟсоздающие ᅟпредпосылки ᅟдля ᅟразвития ᅟнекоторых ᅟполитических ᅟузлов.
Первоначально ᅟсвободные ᅟэкономические ᅟзоны ᅟориентировались ᅟна ᅟрешение ᅟвнешнеторговых ᅟзадач, ᅟно ᅟпостепенно ᅟакцент ᅟв ᅟих ᅟдеятельности ᅟпереместился ᅟна ᅟпроизводственные, ᅟнаучно ᅟ- ᅟтехнические, ᅟинновационные ᅟцели. ᅟВ ᅟсоответствии ᅟс ᅟэтим ᅟизменялись ᅟконкретные ᅟформы ᅟСЭЗ: ᅟот ᅟвнешнеторговых, ᅟтаможенно ᅟ- ᅟскладских ᅟдо ᅟэкспортно-производственных, ᅟнаучно ᅟ- ᅟтехнологических, ᅟкомплексных. ᅟ[8, ᅟc.35]
1.3 ᅟМировой ᅟопыт ᅟсоздания ᅟи ᅟфункционирования ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон
Особенность ᅟсоздания ᅟи ᅟфункционирования ᅟсвободных ᅟэкономических ᅟзон ᅟзависят ᅟот ᅟтипа ᅟэкономики ᅟстраны, ᅟв ᅟкоторой ᅟони ᅟсоздаются. ᅟРассмотрим ᅟСЭЗ, ᅟсозданные ᅟв ᅟстранах ᅟразвитой ᅟрыночной ᅟэкономикой, ᅟв ᅟразвивающихся ᅟстранах ᅟи ᅟстранах ᅟс ᅟпереходной ᅟэкономикой.