Методы учета затрат и расчета себестоимости
В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа, характера технологического процесса и организации производства на предприятиях применяются различные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.
Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости
По объекту затрат:
• попередельный;
• позаказный;
• попроцессный (простой).
• таргет-костинг
По полноте учета затрат:
• директ-костинг;
• абзорпшен-костинг.
По оперативности учета и контроля затрат:
• стандарт-костинг (в РФ – нормативный);
• фактическое калькулирование;
• смешанное калькулирование
Каждый из этих методов отличается построением аналитических позиций учета производства, номенклатурой объектов калькулирования и приемами распределения затрат между отдельными видами изделий, а также между готовой продукцией и незавершенным производством. В совокупность приемов входит также оценка незавершенного производства, отходов производства и брака продукции
Директ-костинг – калькуляция себестоимости по переменным затратам
Основные показатели операционного анализа:
• маржинальная прибыль (сумма покрытия постоянных затрат);
• чистая прибыль;
• точка безубыточности (такое количество продукции, либо объем работ в денежном выражении, при котором выручка предприятия равна всем его затратам);
• запас/недостаток финансовой прочности (разница между выручкой на настоящий момент и точкой безубыточности);
• эффект операционного рычага (характеризует величину предпринимательского риска, или влияние структуры затрат на маржинальную прибыль предприятия).
Взаимосвязь показателей позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.
Директ-костинг определяет критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли.
Критический объем производства (количество продукции) можно определить по формуле:
О = ПоЗ : (Ц – ПеЗ),
где: О – критический объем выпуска;
ПоЗ – постоянные затраты в целом по предприятию;
Ц – продажная цена единицы продукции;
ПеЗ – переменные затраты на единицу продукции.
Анализ взаимосвязи, затрат, объема продаж, прибыли (CVP-анализ)
Эффект операционного рычага
В рамках анализа безубыточности осуществляется расчет операционного рычага и оценка эффекта (воздействия) операционного рычага.
Эффект операционного рычага считается значительным, если небольшое изменение объема продаж вызывает значительное изменение прибыли от продаж.
Операционным рычагом называют соотношение затрат при заданном объеме реализации в виде отношения маржинального дохода к прибыли.
Операционный рычаг = Маржинальный доход / Прибыль.
Показатель операционного рычага отражает соотношение постоянных и переменных затрат в общей их сумме и показателя прибыли до налогообложения.
При этом данный показатель тем выше, чем выше соотношение постоянных затрат к переменным, и наоборот.
Показатель операционного рычага дает возможность определить влияние изменения объема реализации на прибыль организации без построения полного отчета о прибылях и убытках.
Лекция 4
Методы учета затрат и расчета себестоимости
Анализ взаимосвязи, затрат, объема продаж, прибыли
Способы увеличения прибыли:
• Увеличение цен на реализуемую продукцию;
• Уменьшение переменных затрат;
• Уменьшение постоянных расходов;
• Улучшение структуры продаж;
• Увеличение объема продаж.
Способы уменьшения переменных затрат:
• Использование более дешевых материалов или их заменителей;
• Более эффективное использование трудовых ресурсов;
• Увеличение объема производства и получение оптовых скидок на закупаемые материалы;
• Ускорение срока оплаты и получение скидок за скорость оплаты.
Способы снижения постоянных затрат:
• Переезд в более дешевое помещение или меньшее по площади;
• Уменьшение количества работающих «на окладе»;
• Снижение затрат на рекламу, обучение и т.д.
• Уменьшение командировочных расходов;
Дебиторская задолженность
Дебиторская задолженность – это совокупность долгов, причитающихся хозяйствующему субъекту от граждан или юридических лиц в результате экономических взаимоотношений с ними.
Текущая дебиторская задолженность может быть классифицирована по нескольким признакам. По источнику своего возникновения она подразделяется на следующие виды задолженности:
• покупателей и заказчиков;
• по векселям полученным;
• по авансам выданным;
• дочерних и зависимых обществ;
• участников (учредителей) по осуществлению взносов в уставный капитал;
• прочих дебиторов.
Если текущая дебиторская задолженность не погашается после получения покупателем счета и наступления согласованного срока платежа (либо в срок от 30 до 45 дней, который считается разумным для погашения дебиторской задолженности покупателя), то она переводится в категорию просроченной. При этом за контрагентом закрепляется отрицательная деловая репутация. В связи с этим аналитический учет целесообразно вести по каждому должнику с фиксацией сроков погашения.
Обязательства