Методы учета затрат и расчета себестоимости

В зависимости от вида продукции, ее сложности, типа, характера технологического процесса и организации производства на предприятиях применяются различные методы учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции.

Классификация методов учета затрат и калькулирования себестоимости

По объекту затрат:

• попередельный;

• позаказный;

• попроцессный (простой).

• таргет-костинг

По полноте учета затрат:

• директ-костинг;

• абзорпшен-костинг.

По оперативности учета и контроля затрат:

• стандарт-костинг (в РФ – нормативный);

• фактическое калькулирование;

• смешанное калькулирование

Каждый из этих методов отличается построением аналитических позиций учета производства, номенклатурой объектов калькулирования и приемами распределения затрат между отдельными видами изделий, а также между готовой продукцией и незавершенным производством. В совокупность приемов входит также оценка незавершенного производства, отходов производства и брака продукции

Директ-костинг – калькуляция себестоимости по переменным затратам

Основные показатели операционного анализа:

• маржинальная прибыль (сумма покрытия постоянных затрат);

• чистая прибыль;

• точка безубыточности (такое количество продукции, либо объем работ в денежном выражении, при котором выручка предприятия равна всем его затратам);

• запас/недостаток финансовой прочности (разница между выручкой на настоящий момент и точкой безубыточности);

• эффект операционного рычага (характеризует величину предпринимательского риска, или влияние структуры затрат на маржинальную прибыль предприятия).

Взаимосвязь показателей позволяет влиять на величину прибыли, корректируя цены и объем производства.

Директ-костинг определяет критический объем производства, при котором за счет выручки будут покрыты все издержки производства без получения прибыли.

Критический объем производства (количество продукции) можно определить по формуле:

О = ПоЗ : (Ц – ПеЗ),

где: О – критический объем выпуска;

ПоЗ – постоянные затраты в целом по предприятию;

Ц – продажная цена единицы продукции;

ПеЗ – переменные затраты на единицу продукции.

Анализ взаимосвязи, затрат, объема продаж, прибыли (CVP-анализ)

Эффект операционного рычага

В рамках анализа безубыточности осуществляется расчет операционного рычага и оценка эффекта (воздействия) операционного рычага.

Эффект операционного рычага считается значительным, если небольшое изменение объема продаж вызывает значительное изменение прибыли от продаж.

Операционным рычагом называют соотношение затрат при заданном объеме реализации в виде отношения маржинального дохода к прибыли.

Операционный рычаг = Маржинальный доход / Прибыль.

Показатель операционного рычага отражает соотношение постоянных и переменных затрат в общей их сумме и показателя прибыли до налогообложения.

При этом данный показатель тем выше, чем выше соотношение постоянных затрат к переменным, и наоборот.

Показатель операционного рычага дает возможность определить влияние изменения объема реализации на прибыль организации без построения полного отчета о прибылях и убытках.

Лекция 4

Методы учета затрат и расчета себестоимости

Анализ взаимосвязи, затрат, объема продаж, прибыли

Способы увеличения прибыли:

• Увеличение цен на реализуемую продукцию;

• Уменьшение переменных затрат;

• Уменьшение постоянных расходов;

• Улучшение структуры продаж;

• Увеличение объема продаж.

Способы уменьшения переменных затрат:

• Использование более дешевых материалов или их заменителей;

• Более эффективное использование трудовых ресурсов;

• Увеличение объема производства и получение оптовых скидок на закупаемые материалы;

• Ускорение срока оплаты и получение скидок за скорость оплаты.

Способы снижения постоянных затрат:

• Переезд в более дешевое помещение или меньшее по площади;

• Уменьшение количества работающих «на окладе»;

• Снижение затрат на рекламу, обучение и т.д.

• Уменьшение командировочных расходов;

Дебиторская задолженность

Дебиторская задолженность – это совокупность долгов, причитающихся хозяйствующему субъекту от граждан или юридических лиц в результате экономических взаимоотношений с ними.

Текущая дебиторская задолженность может быть классифицирована по нескольким признакам. По источнику своего возникновения она подразделяется на следующие виды задолженности:

• покупателей и заказчиков;

• по векселям полученным;

• по авансам выданным;

• дочерних и зависимых обществ;

• участников (учредителей) по осуществлению взносов в уставный капитал;

• прочих дебиторов.

Если текущая дебиторская задолженность не погашается после получения покупателем счета и наступления согласованного срока платежа (либо в срок от 30 до 45 дней, который считается разумным для погашения дебиторской задолженности покупателя), то она переводится в категорию просроченной. При этом за контрагентом закрепляется отрицательная деловая репутация. В связи с этим аналитический учет целесообразно вести по каждому должнику с фиксацией сроков погашения.

Обязательства

Наши рекомендации