Тема 14. Прогнозирование цен
Динамика цен, изменение их уровней, соотношений. Структуры складываются пол воздействием множества разнообразных и противоречивых факторов, находящихся как в сферах производства и потребления товаров, так и в сфере обращения. Поэтому предвидеть динамику цен чрезвычайно сложно, иногда имеют место неожиданные резкие перемены в ценах. Тем не менее прогнозирование цен в рыночной экономике является насущной необходимостью, так как от цен зависит объем продаж, уровень и масса прибыли. Без представления о будущих изменениях цен невозможно выработать и успешно реализовать стратегию и тактику как на макроуровне, так и на уровне отраслей, регионов, народного хозяйства в целом.
На макроуровне для производителей и покупателей товаров важно знать как на ближайшую , так и на отдаленную перспективу: какие перемены могут произойти в ценах на производимые товары, на потребляемое сырье, материалы, энергию, оборудование, научно-техническую продукцию, как будет осуществляться государственное регулирование цен, какие общие темпы инфляции, как изменяется дифференциация цен по регионам, по продукции разного качества, соотношение цен внутреннего и внешнего рынка в будущем. Такая информация требуется:
· при принятии решений о разработке и освоении новых видов продукции; от принятия решения до поступления на рынок нового товара обычно проходит от нескольких месяцев до нескольких лет ; ошибка в прогнозе издержек производства и цен этого товара может привести к крупным потерям, а иногда и к банкротству;
· при исследовании возможных колебаний рыночной конъюнктуры и путей влияния на нее, так как объем спроса в значительной степени зависит от уровней и соотношения цен на товары;
· при прогнозировании развития предприятия, его основных экономических показателей, ибо уровень во многом определяет объем продаж товара, норму и массу прибыли, реальные доходы работников, эффективность производства.
Поэтому каждое предприятие вынуждено заниматься прогнозированием цен либо сам , либо нанимая для этого специалистов. Спрос на прогнозы цен при переходе к рыночной экономике резко возрастает.
Не менее важно располагать прогнозами цен на макроуровне для министерств, территориальных и региональных органов управления экономикой. Реальные изменения основных макропоказателей, которые исчисляются в стоимостном выражении, зависят от динамики цен.
Прогноз динамики цен необходим:
· для определения основных пропорций и показателей воспроизводства на перспективу (национального дохода, валового национального продукта, динамики фондов возмещения, потребления и накопления и т.д.);
· для предвидения динамики эффективности воспроизводства и распределения чистого дохода (уровня прибыли, производительности труда, фондоотдачи и т.д.);
· для оценки эффективности развития внешнеэкономических связей и совместного предпринимательства, изменений структуры экспорта и импорта, при заключении долгосрочных межгосударственных соглашений и контрактов).
Прогнозирование цен широко распространено в рыночной экономике, хотя его результаты часто не публикуются, являясь коммерческой тайной, так как они лежат в основе рыночной стратегии и тактики, конкурентной борьбы.
В СССР широко была поставлена работа по прогнозированию цен в конце 20-х годов, при подготовке первого пятилетнего плана. В план были включены индексы изменений основных видов цен (отпускных, розничных, потребительских, заготовительных), что позволило рассчитывать важнейшие сводные плановые показатели как в не именных ценах, так и с учетом предполагаемых изменений цен. Однако план по ценам не был выполнен, вместо намечавшегося снижения цен произошло значительное удорожание продукции, что было обусловлено крупными деформациями в воспроизводстве, вызванными насильственной коллективизацией и сверхиндустриализацией, резким усилением эмиссии денег. Вторая попытка развертывания работы по прогнозированию цен была предпринята в 70-е годы. Были разработаны и утверждены индексы изменений оптовых цен на девятую пятилетку, которые в основном были выполнены. Однако в дальнейшем работа по прогнозированию цен практически была свернута, хотя темпы изменений цен как на внутреннем, так и на мировом рынках резко возросли. Практически не занимались прогнозированием цен на предприятиях, что было обусловлено прежде всего централизованно-бюрократическими методами планирования и ценообразования.
В условиях перехода к рыночной экономике значительно расширились права предприятий и территориальных органов в области ценообразования, усиливается подвижность цен, их роль в экономическом и социальном развитии. Это предполагает усиления внимания к прогнозированию цен на всех воспроизводственных уровнях.
Объектом прогнозирования цен являются изменения в перспективе:
· уровней цен и тарифов на конкретные товары, их группы, усредненные уровни цен по отраслям, видам цен, регионам, странам, а также на мировом рынке;
· соотношений цен и тарифов на родственные и взаимозаменяемые товары и услуги, на продукцию различного качества, разных отраслей, регионов;
· структуры цен (тарифов) и их составляющих - себестоимости, прибыли, уровня рентабельности.
В процессе прогнозирования исходят из закономерностей и факторов движения цен. Можно выделить пять групп таких закономерностей и факторов:
В основе цены лежит стоимость товара, ее изменения в конечном счете определяют динамику цен: если общественно необходимые затраты труда на производство и реализацию товара существенно уменьшается, то цену надо снижать, что способствует расширению спроса, сокращению издержек и дальнейшему удешевлению товара; если стоимость товара возросла, то приходится повышать цену на него, поскольку без этого производство товара станет невыгодным, потребность покупателей в нем не будет удовлетворена полностью или частично.
Рост производительности труда находит отражение в снижение стоимости
товара. В этом проявляется экономический закон снижения стоимости, который
действует, однако, неодинаково по разным группам товаров. Например,
стоимость минерального сырья в результатах ухудшения естественных условий
его добычи может возрасти, однако это перекрывается уменьшением стоимости
продукции обрабатывающих отраслей
На снижение стоимости и цен влияют: рост квалификации работников; повышение производительности труда; внедрение новой техники и технологии; экономия ресурсов; прогрессивные сдвиги в структуре производства, его размещении; использование лучших методов организации производства и управления. В сторону удорожания действует чаще всего природный фактор (истощение лучших месторождений полезных ископаемых и плодородия земель, ухудшение горно-геологических условий добычи минерального сырья и т.д.)
На динамике стоимости и цен сказываются изменения в потребительской стоимости товаров. В обществе действует закон возвышения потребностей, постоянно появляются новые, более качественные товары, что требует дополнительных затрат на улучшение потребительских свойств или создание новых видов продукции. Закон снижения стоимости и повышения качества товаров взаимодействуют друг с другом, что находит свою выражение в относительном удешевлении новых товаров: они могут быть дороже заменяемых, но в расчете на единицу полезного эффекта - дешевле.
Решающие факторы обновления ассортимента и улучшения потребительских свойств товаров - научно-технический прогресс и рост квалификации работников.
Следует учитывать необходимость дифференциации уровня цен в зависимости от спроса различных групп потребителей ( спрос на наиболее модные изделия и на товары для лиц пожилого возраста, с низким уровнем дохода).
3.Цены являются денежным выражением стоимости, и на ее динамике отражаются изменения покупательной способности денежной единицы, ее реальное стоимостное содержание. Под воздействием этого фактора цены могут расти, несмотря на снижение общего уровня стоимости товаров. Поэтому при прогнозировании цен следует учитывать темпы инфляции, которая может быть ползучей, галопирующей и гиперинфляцией. И инфляция ведет к нарушению ценностных пропорций, перераспределению стоимости между различными группами производителей и потребителей, различными слоями населения.
4. На динамику цен ощутимо влияют колебания рыночной конъюнктуры, соотношения спроса и предложения на разных рынках. Если предложение превышает спрос то цены приходится снижать, часть товаров окажется непроданными, терпят банкротство товаропроизводители с высокими индивидуальными издержками. Если спрос превышает предложение, цена увеличивается, что отрывает дорогу для вовлечения в производство товаропроизводителей с более высокими издержками. В процессе ценовой конкуренции нередко прибегают к значительному снижению цен, чтобы расширить спрос и выбить из седла конкурентов. Прогнозирование цен и рыночная конъюнктура неразрывно связаны.
При разработке прогнозов необходимо учитывать взаимное влияние изменения отдельных видов цен, образующих единую систему. Например, удорожание угля, нефти, газа, леса порождает цепную реакцию удорожаний во всех отраслях и для всех видов цен. Резкое изменение мировых цен и внешнеторговых цен со временем сказывается на внутренних .
На цены нужно учитывать воздействие на цены внешнеэкономических факторов. Например, военные столкновения, рост милитаризма ведут к росту цен, усиливают инфляцию. К этому же могут привести локализация рынков отдельных регионов, разрыв сложившихся хозяйственных связей. Сокращение военных расходов, интеграционные процессы влияют на динамику цен в противоположном направлении.
Все эти закономерности и факторы динамики цен действуют одновременно и противоречиво. Поэтому при подготовке прогнозов цен нужно оценивать силу влияния каждого из них в перспективном периоде и резонансный эффект их взаимного влияния, усиливающего или ослабляющего общую динамику.
Основными показателями прогнозирования цен являются:
· прогнозная цена (тариф) на конкретный товар (услугу) на предстоящий период;
· средняя прогнозная цена (тариф) по группе товаров или услуг в расчете на среднее качество;
· прогнозный индекс цен по виду цен, отрасли, региону, стране, на мировом рынке;
· индекс соотношения цен;
· прогнозная структура цены, уровень рентабельности в будущем;
· возможные суммы удорожаний или удешевлении в связи с прогнозируемым изменением уровней и соотношений цен.
Эти показатели могут определяться как отдельными предприятиями, так и министерствами, территориальными органами, по стране в целом.
Методы прогнозирования цен примерно те же, что и при разработке других видов прогнозов. Это прежде всего аналитические методы, позволяющие экспертным путем оценить возможное изменение в перспективе ценообразующих факторов и их совокупное влияние на динамику цен.
Широкое распространение получили экономико-математичекое моделирование цен, помогающее количественно оценить влияние основных факторов на динамику цен в прошлом и экстраполировать эти тенденции на перспективу. Однако такие методы крайне ненадежны при резких изменениях рыночной конъюнктуры, кризисах, возникающих при переходе от одного цикла к другому. Для учета взаимных влияний изменений цен применяются матричные модели, прежде всего - межотраслевые балансы (стоимостные или натурально-стоимостные) разной размерности. Задачи по прогнозированию цен решаются в автоматизированной системе обработки информации по ценам, а также в функциональных, отраслевых и на уровне предприятия. Однако пока надежность таких задач невысока. Необходимость значительно расширить банки информации по ценам и круг решаемых прогнозных задач резко возрастает в условиях перехода к рынку, расширения самостоятельности и экономической ответственности товаропроизводителей за обоснованность принимаемых решений.
В то же время не следует преувеличивать достоверность результатов прогноза цен. Динамика цен в рыночной экономике подвержена резким, подчас непредсказуемым изменениям. Поэтому нужно ориентироваться на разработку альтернативных прогнозов, быстро их корректировать при возникновении новых факторов.
Система прогнозов цен включает прогнозы:
разной длительности- краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные;
по разным видам и разновидностям цен, а также свободные прогнозы динамики по регионам, стране, мировому рынку;
по различным воспроизводственным уровням - по предприятиям, отраслям, регионам, республикам, стране в целом.
Такая система еще только находится в стадии формирования, однако потребность в ней огромна. Организация прогнозирования цен строится на выделении в научных организациях и организациях управления подразделений, которые занимаются анализом и прогнозированием цен и предлагает результаты прогноза для принятия решений.