Особенности товарной структуры международной торговли
Снач 20-х годов в структуре мирового рынка товаров выделялись 2 этапа:
1-й этап:-рынок базовых товаров:агропродукты,лесоматериалы.минер-е сырьё,топливо(развивающиеся страны)
2 этап:-рынок готовых изделий(индустриально-развив-я страны)
2-й этап расслоился нга 3 яруса:
1)рынок низкихъ технологич-х изделий(продукты чёрной металлургии,конструкционные материал.лёгкая пром-ть)
2)рынок среднгетехнологич-х изделий(станки,трансп-е ср-ва,оборуд-е,розгнично-технич-е и пластмассовые изделияпродукты основной химии и деревопереработки.
3)Рынок высокотехнологич-х изделий(аэрокосмическая техника,автоматизированное офисное и конструкторское оборуд-е,информационная техника,электроника и фармацептика)
Тенденции развития
1)почти 50% мирового экспорта приходится на технически сложную прод-ю машиностроения и электроники,причём данная группа товаров имеет тенденцию к пом\стоянному увел-ю.
2)Увел-е удельного веса прод-ии химич-й пром-тиС 1995 по 2005г экспорт увел-я в 1.4р
3)Происходит сокращение обьёмов экспорта минер-ого топлива(нефть,газ,уголь)
4)Сокращение удельного веса продовольственных тов-в в мировом экспорте,что связано со стремлением стран к обеспеч-ю продов-й безоп-ю.
Основной обьём торговли товарами приходится на помышленно развитые страны.их доля в митровом экспорте от 76%(Обьём торговли готовыми товарами в сША-15%,Германии-13%,Японии-12%)
В тоже время прослеж-я тендеция к сокращ удельного веса про-но-развитых стран.за счёт увел удельного веса в 1 очередь новых индуст-х стран(юго-вост Азия,китай,Аргентина,Бразилия.мексика)
В настоящее время происходит:
-расширение товарной номенклатуры экспортных товаров,рост обьёма экспорта в рамках транснац-х компаний.
-расширение институтаф(посредников межд-й торговли)
-более активное использ-е соврем-х технологий(электр-х,инновац-х)
57. Отличия международной торговли товарами и услугами
Различия между товарами и услугами (видимые и невидимые слуги). Товары предаются хранению,а услуги нет. Торговля товарами непосредственно не связана с произв-м,ь.к.пр-во и потребление должны совпадать во времени.межд-й товарный оборот попадает в гораздо больший удельный вес производимых товаров.Значительный удельный вес производимых услуг явл неторгуемым.В межд-й торговле товарами допустим институт посредников.Для услуг-использование института посредников затруднено и встречается редко.
Международная торговля услугами, в отличие от торговли товарами, где велика роль торгового посредничества, основана на прямых контактах между производителями и потребителями. Дело в том, что услуги, в отличие от товаров, производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. Из-за этого международная торговля услугами требует либо присутствия за рубежом их непосредственных производителей, либо присутствия иностранных потребителей в стране-производителе услуг. В то же время развитие информатики значительно расширило возможности оказания многих видов услуг на расстоянии..
^ Особенности и специфика организации международной торговли услугамиТорговля товарами и услугами наряду с некоторыми другими статьями входят в счет текущих операций платежного баланса любой страны. Переговоры о либерализации торговли услугами ведутся параллельно с переговорами о либерализации торговли товарами. Однако существуют серьезные качественные различия между товарами и услугами, а также в организации и технике международной торговли ими.. Различия товаров и услуг. 1)Товары 2) Услуги 1) Осязаемы 2)Неосязаемы1)Видимы 2)Невидимы1)Поддаются хранению 2) Не поддаются хранению1)Торговля товаром не всегда связана с производством 2)Торговля услугами, как правило, связана с производством1)Экспорт товара означает вывоз товара с таможенной территории за границу без обязательства об обратном ввозе.2)Экспорт услуги означает оказание услуги нерезиденту, даже если он находится на таможенной территории страны
Именно в силу неосязаемости и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым (invisible) экспортом и импортом. В отличие от товаров, производство услуг зачастую объединено с их экспортом в рамках одного контракта и требует непосредственной встречи продавца и покупателя. Однако и в данном случае существуют многочисленные исключения. Например, некоторые услуги вполне осязаемы (распечатанный доклад консультанта или компьютерная программа на дискете), вполне видимы (модельная стрижка или театральное представление), поддаются хранению (услуги телефонного автоответчика) и далеко не всегда требуют прямого взаимодействия покупателя и продавца (автоматическая выдача денег в банке по дебиторской карточке).
Международная торговля услугами по сравнению с торговлей товарами имеет следующие особенности:
• регулируется не на границе, а внутри страны соответствующими положениями внутреннего законодательства. Отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не может выступать критерием экспорта услуги
• услуги не подлежат хранению. Они производятся и одновременно потребляются. Поэтому большинство видов услуг базируется на прямых контрактах между их производителями и потребителями;
• производство и реализация услуг имеют большую государственную защиту, чем сфера материального производства и торговля.
• международная торговля услугами находится в тесной взаимосвязи с торговлей товарами и оказывает на нее сильное воздействие. Например, велико воздействие сферы услуг на торговлю наукоемкими товарами, требующую больших объемов технического обслуживания, информационных и различных консультационных услуг;
• не все виды услуг в отличие от товаров могут являться предметом торговли.
Отличием международной торговли услугами от международной торговли товарами является разнохарактерность, неоднородность и многоплановость различных видов услуг; сложность унифицированного подхода к регулированию их ввоза и вывоза, к применению в отношении торговли услугами общепринятых норм международной торговли, в частности режима наибольшего благоприятствования и национального.