Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕХНОЛОГИЙ
И УПРАВЛЕНИЯ имени К.Г.Разумовского
Кафедра «Экономика и управление народным хозяйством»
Рассмотрено на заседании кафедры протокол № от 2011 г
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав. кафедрой _______________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
Экономика организации
Направление подготовки бакалавров 080100 «Экономика»
профили: «Мировая экономика», «Экономика организаций», «Региональная экономика», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит», «Макроэкономическое планирование и прогнозирование»
формы обучения: очная, очно-заочная и заочная
курс: 2
Москва 2011 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Рабочая учебная программа дисциплины………………………………………………3
1.1. Цели и задачи дисциплины …………………………………………………………..3
1.2. Общие требования к содержанию и уровню освоения дисциплины……………… 4
1.3. Трудоемкость дисциплины и виды учебной работы ………………………………..6
1.4. Содержание дисциплины ……………………………………………………………14
1.4.1. Учебно-образовательные модули дисциплины, их трудоемкость
и виды учебной работы………………………………………………………… ……… 14
1.4.2. Дидактический минимум учебно-образовательных модулей
дисциплины……………………………………………………………………………….22
1.4.3. Содержание учебно-образовательных модулей………………………………….23
1.4.4. Практические работы ……………………………………………………………….27
1.4.5. Примерная тематика тренингов……………………………………………………30
1.5. Самостоятельная работа………………………………………………………………33
1.6. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины…………...37
1.7. Материально–техническое обеспечение дисциплины………………………………..38
1.8. Контроль и оценка результатов обучения……………………………………………..39
1.8.1. Контроль знаний по дисциплине…………………………………………………….39
1.8.2. Рейтинговая оценка знаний по дисциплине …………………………………………39
1.9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины………………42
1.10. Глоссарий основных терминов и определений, изучаемых в дисциплине……..…..43
2. Практикум………………………………………………………………………………… 61
3. Методические указания по организации самостоятельной работы студентов……… .76
4. Методические рекомендации по проведению активных форм обучения…………… .97
5. Тесты по дисциплине (обучающие, контролирующие)……………………………… 107
6. Вопросы для подготовки к зачету и экзамену………………………………………… 114
7. Учебное пособие или краткий курс лекций…………………………………………… 117
8. Карта обеспеченности студентов учебной и методической литературой…………….156
9. Модульно-рейтинговая система оценки результатов обучения………………………158
10. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы или проекта……..160
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Переход от плановой экономики и становление новых условий хозяйствования предъявляют совершенно новые требования к деятельности предприятий.
Вместо доминирующих ранее во всех отраслях предприятий государственной собственности функционируют предприятия, базирующиеся на частной, смешанной, коллективной формой собственности.
Происходит расширение самостоятельности предприятий, их прав и обязанностей.
Все это ведет к изменению методов ведения экономики предприятия, механизмов его функционирования. При этом меняются и критерии оценки производственной и коммерческой деятельности организаций и предприятий.
Цель изучения дисциплины – вооружить студентов знаниями о новых механизмах функционирования предприятия в сложившейся правовой, экономической, финансовой и административной среде.
Задачи изучения дисциплины.
- изучение теоретических основ экономики предприятия;
- практическое использование принципов и закономерностей функционирования экономики предприятия;
- ознакомление студентов с основами функционирования предприятия в условиях рынка;
- применение методов рационального использования ресурсов с целью получения максимальной прибыли;
- исследование экономических отношений с целью их организованного использования на предприятии;
- выработка умения самостоятельно пользоваться методикой расчета основных результирующих показателей деятельности.
Место дисциплины в структуре ООП.Дисциплина «Экономика организаций» относится к вариативной части профессионального цикла (Б.3).
Изучение дисциплины требует знания полученных ранее при изучении дисциплин «Микроэкономика», «Математический анализ».
Освоение дисциплины «Экономика организаций» необходимо для успешного изучения дисциплин «Экономический и финансовый анализ», «Теория отраслевых рынков», «Экономика недвижимости», «Экономика и управление малым бизнесом».
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
В результате освоения дисциплины «Экономика организаций» студенты должны знать:
· экономические основы функционирования современной организации (предприятия);
· основные характеристики предприятия как основного звена рыночной экономики;
· основные составляющие внешней и внутренней среды предприятия;
· производственную и организационную структуру предприятия;
· методику расчета основных экономических показателей характеризующих деятельность предприятия;
· основные факторы экономического роста производства предприятия.
должны уметь:
· адаптировать деятельность организации к изменяющейся конъюнктуре;
· обеспечить комплексный подход в рассмотрении отдельных экономических и профессиональных проблем;
· обосновать роль и место предприятий в рыночной экономике;
· раскрыть сущность внешней и внутренней среды предприятия;
· дать общую характеристику производственной и организационной структуры, принципов ее построения;
· дать общую характеристику инновационной, инвестиционной, ценовой политики предприятия;
· рассчитать основные технико-экономических показатели организации;
· оценить экономическую эффективность принимаемых решений.
должны владеть:
· методами анализа экономических явлений и процессов на микроуровне;
· методами сбора, анализа и обработки данных для расчета экономических и социально-экономических показателей деятельности организации (предприятия);
· информацией о структуре предприятий различных форм собственности;
· информацией о разновидностях организаций (предприятий), их преимуществах, недостатках;
· методами расчета и анализа основных технико-экономических показателей предприятия.
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля). Выпускник по направлению подготовки «Экономика» в соответствии с задачами профессиональной деятельности и целями основной образовательной программы после изучения дисциплины Экономика организаций должен обладать следующими:
общекультурными компетенциями (ОК):
- владение культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
- умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
- осознавать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11);
- владеть основными методами и средствами получения и переработки информации для анализа хозяйственной деятельности предприятия (ОК-13).
профессиональными компетенциями (ПК):
расчетно-экономическая деятельность
- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
аналитическая, научно-исследовательская деятельность
- способностью осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
- способностью анализировать и интерпретировать экономическую, финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций и ведомств (ПК-7).