Организация и порядок проведения преддипломной практики

Организацию и учебно-методическое руководство преддипломной практикой студентов осуществляет выпускающая кафедра менеджмента. Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на специалистов в области управления производством, назначенных руководством предприятия.

Студенты направляются на места практики в соответствии с договорами, заключенными с базовыми предприятиями и организациями, или по запросу предприятий. Научно-методическое руководство практикой студентов на предприятии осуществляет преподаватель выпускающей кафедры института. Руководитель практики от института:

1. В соответствии с темой дипломного проекта формулирует задание на преддипломную практику.

2. Вместе с руководителем практики от предприятия распределяет студентов по рабочим местам.

3. В соответствии с заданием утверждает индивидуальный план работы каждого студента.

4. Консультирует студентов по вопросам практики и составления отчетов о проделанной работе.

5. Проверяет качество работы студентов и контролирует выполнение ими индивидуальных планов.

6. Помогает студентам-практикантам в подборе и систематизации материала для проведения исследований и разработок дипломного проекта.

7. По окончании практики проводит защиту отчета и оценивает работу студента-практиканта.

По окончании практики он проверяет отчет и дневник практики, а также готовит отзыв, оценивающий работу студента.

Отчет о преддипломной практике составляется по основным разделам программы с учетом индивидуального задания. Объем отчета 30-40 страниц печатного текста (без учета приложения).

1.6. Тематический план преддипломной практики

В тематический план преддипломной практики могут быть включены следующие разделы:

1. Общая характеристика предприятия и основных бизнес-процессов, тенденции в отрасли.

2. Анализ организационной структуры и управления предприятием.

3. Анализ продукции, технологий, оборудования и организации производства.

4. Анализ рынка: основные потребители и конкуренты.

5. Анализ организации маркетинга и сбыта.

6. Анализ системы управления персоналом.

7. Анализ управления инновационной деятельностью.

8. Анализ системы информационной поддержки управления пред­приятием.

9. Анализ системы управления качеством.

10. Анализ логистической системы предприятия.

11. Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности пред­приятия.

12. Анализ правового обеспечения и системы экономической безопасности предприятия.

13. Анализ существующей стратегии развития предприятия.

14. Итоговый SWOT-анализ предприятия. Формулировка проблем управления предприятием. Постановка задач на проектирование рекомендаций по совершенствованию управления предприятием.

По усмотрению руководителя практики от института вместо некоторых разделов рекомендуемого тематического плана студенту может быть предложено более глубокое изучение тех разделов, которые непосредственно связаны с выбранной темой дипломного проекта.

Примерное содержание разделов тематического плана отчета по преддипломной практике:

Общая характеристика предприятия.Анализируя общие характеристики предприятия, студент должен собрать и проанализировать следующую информацию:

· историю создания и организационно-правовую форму собственности предприятия;

· тенденции в отрасли, масштаб деятельности и численность персонала предприятия;

· миссию, общую стратегию, цели и задачи предприятия;

· основные рынки сбыта продукции;

· характер производственной кооперации, объемы производства и продаж;

· географическое положение, климатические и природные условия предприятия;

· тип организационной культуры.

Организационная структура и управление предприятием.Для анализа организационной структуры и управления предприятием студент должен рассмотреть:

· общую организационную структуру предприятия с учетом его организационно-правовой формы;

· характер организационных отношений между структурными подразделениями;

· компоненты организационной структуры и их основные функции;

· структуру и функции аппарата управления предприятия;

· регламентацию деятельности структурных подразделений (нормативные документы), их внутреннюю структуру, связи с другими структурными подразделениями;

· эффективность системы управления, пути и механизмы ее совершенствования.

Отчет по этому разделу студент должен дополнить схемами организационных структур управления предприятием, его структурных подразделений (отделов, цехов и т. д.). Студент должен рассмотреть возможные мероприятия по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Анализ продукции, организации маркетинга и сбыта.В этом разделе необходимо:

· представить данные по ассортименту выпускаемой продукции, показать удельный вес и рентабельность отдельных видов продукции или товарных групп;

· показать динамику объемов продаж общую и по отдельным товарным группам;

· определить место и роль службы маркетинга на предприятии;

· оценить качество выполнения функций маркетинга и квалификацию специалистов;

· оценить уровень технического и информационного обеспечения маркетинговой деятельности;

· провести анализ взаимодействия службы маркетинга с другими подразделениями предприятия;

· описать действующую систему сбыта и оценить ее эффективность;

· провести анализ маркетинговых стратегий, ценовой политики и используемых методов продвижения продукции.

Анализ технологий, оборудования и организации производства.Анализируя производственный процесс, необходимо:

· оценить уровень используемых в производстве технологий;

· показать степень изношенности и определить коэффициент использования производственных мощностей;

· описать основные производственные функции предприятия;

· рассмотреть схему организации производства, включающую подсистемы обеспечения, планирования и контроля;

· оценить качество оперативного планирования выпуска продукции;

· провести анализ нормирования труда и управления запасами;

· изучить методы календарного планирования и диспетчеризации производства;

· рассмотреть используемые методы и схемы мотивации и стимулирования труда в целях активизации человеческого фактора;

· провести анализ основных показателей производительности труда и трудоемкости;

· показать особенности управления производством на уровне высшего руководства, руководителей среднего и низшего звена.

Организация и управление инновационной деятельностью.Рассматривая инновационную деятельность предприятия, рекомендуется:

· оценить долю инновационной продукции в общем объеме производства;

· показать уровень использования инновационных технологий в производстве и организации бизнеса;

· провести оценку инновационного потенциала организации;

· показать используемые методы активизации и стимулирования инновационной деятельности;

· провести анализ организационных форм осуществления инновационной деятельности.

Управление персоналом.Для решения задач этого управленческого аспекта необходимо изучить кадровый потенциал предприятия, механизмы его формирования и стимулирования, в том числе:

· профессиональный состав, квалификационный и образовательный уровень кадров (по категориям персонала);

· функции управленческого персонала;

· планирование и прогнозирование потребности в рабочей силе (по категориям персонала);

· процесс подбора кадров руководителей и специалистов;

· систему материального и морального стимулирования;

· требования, предъявляемые к работникам аппарата управления, их соответствие квалификационным требованиям общей и специальной подготовки;

· систему работы с кадрами (ротация, повышение квалификации, подготовка и переподготовка кадров, работа с резервом на выдвижение и др.);

· методы повышения эффективности управленческого труда.

Информационная система управления предприятием.Для анализа и оценки эффективности системы информационной поддержки управленческих решений студенты должны изучить:

· состав и структуру используемых в управлении массивов информации;

· особенность коммуникационных процессов;

· коммуникации между уровнями управления и подразделениями;

· коммуникации между предприятием (организацией) и внешней средой (органы государственного регулирования, потребители, поставщики и др.);

· характеристику общей схемы информационных потоков в организации;

· информационный процесс (передача, преобразование, хранение, оценка и использование информации);

· средства передачи и преобразования информации;

· документооборот предприятия и его характеристику;

· организацию делопроизводства и документооборота предприятия.

Анализ системы управления качеством.Анализируя систему управления качеством предприятия, следует рассмотреть:

· жизненный цикл продукции;

· структуру и взаимосвязь основных бизнес-процессов;

· функционирование системы менеджмента качества.

Анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности предприятия.Для оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности организации студенту необходимо:

· провести анализ основных финансовых документов и оценить основные показатели финансового состояния предприятия;

· осуществить комплексную оценку финансового положения предприятия, определить основные финансовые проблемы.

Наши рекомендации