Организация и порядок проведения преддипломной практики

Организация преддипломной практики направлена на обеспечение непрерывности и последовательности процесса овладения студентами основ профессиональной деятельности в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника.

Преддипломная практика проводится на основании приказа директора филиала. Общее руководство преддипломной практикой осуществляется деканатом экономического факультета.

Непосредственное организационное и учебно-методическое руководство преддипломной практикой осуществляет выпускающая кафедра экономики и экономической безопасности, под руководством заведующего кафедрой.

С этой целью кафедрой формируется банк данных о предприятиях, учреждениях, организациях для проведения практики студентов по направлениям подготовки, разрабатываются и утверждаются программы практик, назначаются руководители практик.

Практика осуществляется на основе договоров между Воронежским филиалом РЭУ им. Г.В.Плеханова и предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в соответствии с которыми указанные предприятия, учреждения и организации обязаны предоставлять места для прохождения практики студентов филиала. Руководство преддипломной практикой конкретного студента от университета осуществляют преподаватели выпускающей кафедры экономики и экономической безопасности.

Ответственность за организацию практики на предприятии возлагается на специалистов в области управления производством, назначенных руководством предприятия. Как правило, руководитель преддипломной практики является руководителем выпускной квалификационной работы студента.

Студенты направляются на места практики в соответствии с договорами, заключенными с базовыми предприятиями и организациями, или по запросу предприятий.

Преддипломная практика, являясь одним из направлений индивидуализированного обучения, включает следующую целевую программу действий:

-целевой план действий практиканта;

-формирование информационной базы для выпускной квалификационной работы;

-методическое руководство со стороны преподавателей кафедр и ведущих специалистов организаций.

Для прохождения преддипломной практики студент должен выбрать и обсудить с руководителем выпускной квалификационной работы:

– тему выпускной квалификационной работы;

– план выпускной квалификационной работы;

– план прохождения практики и сбора информации в соответствии с выбранной темой выпускной квалификационной работы и графиком прохождения преддипломной практики.

В соответствии с выбранной темой и особенностью базы практики руководитель выпускной квалификационной работы (ВКР) от кафедры формулирует конкретное содержание индивидуального задания на практику. За время прохождения практики студенту необходимо выполнить индивидуальное задание по более глубокому изучению отдельных функций работы организации, решению конкретных управленческих задач, увязанных с темой ВКР.

Тема ВКР выбирается студентом самостоятельно в соответствии с тематикой, разработанной выпускающей кафедрой, и индивидуальными интересами каждого студента. При выборе тематики работы учитываются соответствие темы интересам профессиональной деятельности студента, возможность использования конкретных материалов объекта исследования, соответствие темы научным интересам студента, проявленным им ранее при подготовке научных докладов, статей, курсовых работ.

Закрепление темы ВКР за студентом производится на основании его личного заявления, написанного на имя заведующего кафедрой и согласованного с руководителем ВКР

Тематика исследования на преддипломной практике должна соответствовать тематике ВКР и должна отражать специфику профиля, основные направления деятельности и выполняемые функции.

Примерную тематику ВКР устанавливает выпускающая кафедра. Выбор конкретного объекта исследования в работе осуществляется одновременно с предварительной формулировкой темы, что делается с целью ее привязки к конкретной информационной базе и проблемам, подлежащим решению в работе.

Научно-методическое руководство практикой студентов на предприятии осуществляет преподаватель кафедры вуза.

Основными функциями подразделений и административных лиц по организации преддипломной практики являются:

Заведующий кафедрой экономики и экономической безопасности:

– отвечает за организацию и учебно-методическое руководство преддипломной практикой и осуществляет общий контроль за ее прохождением;

– готовит предложения по назначению приказом директора руководителей преддипломной практики и выпускных квалификационных работ из числа наиболее опытных преподавателей кафедры, участвовавших в реализации учебного плана;

– организует обеспечение студентов программой преддипломной практики, другой необходимой документацией по вопросам ее прохождения;

– проводит совместно с деканатом организационное собрание студентов перед началом практики;

– обеспечивает организацию и проведение консультаций по утвержденному на заседании кафедры графику;

– организует подведение итогов преддипломной практики на кафедре и защиту отчетов;

– готовит отчет по кафедре о прохождении преддипломной практики студентами;

– организует хранение на кафедре отчетов и дневников студентов по преддипломной практике.

Руководитель преддипломной практики от университета:

– осуществляет подготовку и выдачу студентам индивидуальных заданий на время практики по теме дипломного проекта;

– осуществляет обеспечение высокого качества прохождения студентами преддипломной практики, ее строгого соответствия учебным планам и программам;

– принимает участие во всех организационных мероприятиях по практике, проводимых на кафедре и факультете;

– осуществляет регулярный контроль за прохождением студентами преддипломной практики в соответствии с программой;

– обеспечивает проведение текущих консультаций по всем возникающим вопросам;

– осуществляет проверку отчетов и дневников студентов по завершению практики.

Непосредственное руководство работой студентов осуществляет руководитель практики от предприятия (организации).

Руководитель преддипломной практикой от предприятия (организации) назначается из числа наиболее квалифицированных специалистов, имеющих высшее образование и соответствующую должностную категорию.

Руководитель практики от предприятия должен:

– организовать практику студентов в полном соответствии с положением и программой преддипломной практики;

– обеспечить студентов рабочим местом в соответствии с получаемой специальностью и создать необходимые условия для сбора в период практики информации по организации производства, технике и технологии, экономике и управлению производством, финансово- хозяйственной деятельности и т. д.

– осуществлять контроль за своевременным выполнением календарного плана прохождения практики;

– оказать помощь студенту в уточнении темы дипломного проекта, представляющей практический интерес для предприятия;

– оказать помощь студенту в сборе и обработке первичной экономической информации по предприятию для выполнения выпускной квалификационной работы;

– проводить необходимые консультации по экономическим и специальным вопросам, связанным с выполнением выпускной квалификационной работы, как своими силами, так и с привлечением других специалистов предприятия (организации);

– предоставить студенту возможность и обеспечить доступ к необходимой для исследования информации, находящейся на электронных носителях (ПК, локальные компьютерные сети и т. п.);

– при необходимости, предоставить студенту возможность обсуждения на предприятии результатов исследования по теме выпускной квалификационной работы.

В период прохождения практики студент соблюдает и выполняет все требования правил внутреннего трудового распорядка, принятых на предприятии (в организации).

Время и порядок посещения места практики согласовывается студентом с руководителями от кафедры и предприятия (организации).

На время преддипломной практики студент очной формы обучения может быть принят на вакантную должность с оплатой в соответствии с действующими нормативами.

В этом случае на него распространяются все положения трудового законодательства, действующие на предприятии.

За студентами, зачисленными на период практики на штатную оплачиваемую должность, сохраняется стипендия.

Продолжительность рабочего дня студентов при прохождении преддипломной практики в организации в возрасте от 18 лет и старше составляет не более 40 часов в неделю.

Студенты при прохождении преддипломной практики обязаны:

– полностью выполнять задания, предусмотренные планом и программой практики;

– провести качественный сбор, обработку и анализ первичной экономической и иной информации, материалов по избранной теме выпускной квалификационной работы;

– подчиняться действующим на предприятии (в организации) правилам внутреннего распорядка, соблюдать правила охраны труда и техники безопасности;

– вести регулярные записи в дневнике практики о характере выполняемой работы и предоставлять его на проверку руководителю практики;

– представить в указанные сроки руководителю практики письменный отчет о прохождении преддипломной практики и защитить его.

На студентов-практикантов, нарушающих правила внутреннего распорядка руководителями предприятия, организации или учреждения могут налагаться взыскания, о чем сообщается директору филиала.

В соответствии с избранным направлением ВКР студент и научный руководитель составляют «Задание на прохождение преддипломной практики».

Во время преддипломной практики студент должен осмысленно подходить к изучению, разработке и решению поставленных задач. Необходимо найти, и умели использовать предоставленную в организации информацию, отобрать цифровые данные для расчетов, составления схем, проведения анализа, подготовки планов и проектов.

В виду ограниченного времени практики и занятости персонала организации повседневными делами, студент выполняет поставленные задачи ежедневно по планам, согласованным с руководителем практики от организации. Все свободное время используется студентом для оформления и осмысления материалов, полученных в организации. Если отдельные этапы для своего завершения требуют длительного времени, студент переходит к последующему этапу и выполняет работы параллельно.

Студент, не выполнивший программу преддипломной практики и получивший отрицательный отзыв о работе или неудовлетворительную оценку при защите отчета, направляется на практику повторно или отчисляется из вуза. Уходя с базы практики с подготовленным отчетом, студент должен оговорить с руководством организации возможности повторного обращения, если в ходе написания выпускной квалификационной работы возникнет такая необходимость.

Содержание преддипломной практики

В период прохождения преддипломной практики студент обязан выполнить задания, полученные от руководителя практики. Первое задание является базовым и выполняется всеми студентами независимо от выбранной темы ВКР по общему алгоритму, второе – вариативные индивидуальные задания выполняются в соответствии с выбранной темой выпускной квалификационной работы.

Индивидуальные задания составляются руководителем практики, который, как правило, является руководителем ВКР, и даются студенту перед началом практики.

Выполнение индивидуальных заданий требует от студента изучения источников литературы по теме ВКР, поиска методов выполнения задания, проведения самостоятельных исследований, принятия решений по ходу выполнения поставленных целей и задач и творческого подхода к их достижению.

Практика начинается с общего ознакомления с предприятием, изучения его организационной структуры, взаимосвязей в работе служб, цехов и участков предприятия.

Для ознакомления с предприятием, его технологическими особенностями руководитель практики от предприятия или представитель отдела кадров осуществляет экскурсию по структурным подразделениям и рабочим местам с подробным объяснением характера работы каждого подразделения, истории развития предприятия в целом.

По результатам предварительного ознакомления с особенностями деятельности предприятия студент составляет его краткую организационно-экономическую характеристику.

Задание 1. Организационно-экономическая характеристика организации (предприятия)

Организационно-экономическая характеристика организации (предприятия) включает:

- краткую историческую справку развития организации (предприятия);

- характеристику предприятия с позиции основных видов деятельности, характера выпускаемой продукции, имиджа, масштабов производства и места в отрасли;

- характеристику организационно-правовой формы и формы собственности предприятия;

- цели и задачи деятельности организации;

- характеристику организационной структуры управления (обязательно указать подразделение и сотрудников, в должностные обязанности которых входит управление исследуемой в индивидуальном задании проблемой; пояснить, как эффективность деятельности данного звена влияет на общую эффективность деятельности организации);

- характеристику конкурентов, поставщиков, потребителей;

- характеристику мероприятий, направленных на повышение эффективности функционирования предприятия, фактически реализованных в течение двух-трех последних лет;

- планы перспективного развития предприятия (при наличии);

- анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (при этом обязательно отразить взаимосвязь исследуемой в индивидуальном задании проблемы и показателей финансово-хозяйственной деятельности).

По результатам проведенного анализа должны быть сделаны выводы об экономическом состоянии предприятия, основных тенденциях и возможных причинах динамики тех или иных показателей.

Источниками информации для этого раздела являются:

- учредительные документы предприятия (организации);

- бухгалтерская (финансовая) отчетность;

- ежеквартальный отчет эмитента (для АО);

- годовые отчеты о результатах деятельности.

Большинство предприятий раскрывает информацию о своей деятельности на официальных сайтах. Кроме того, в Российской Федерации действует Центр раскрытия корпоративной информации (http://www.e-disclosure.ru/poisk-po-kompaniyam), на котором раскрывается бухгалтерская отчетность акционерных обществ.

Приложениями к отчету по данному разделу могут содержать: устав предприятия (копия или выдержки основных положений и разделов), лицензия на право осуществления деятельности, схема организационной структуры управления, положения о структурных подразделениях, данные бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности, таблицы, схемы, графики, диаграммы, характеризующие основные показатели деятельности организации (предприятия).

Задание 2. Вариативное индивидуальное задание студенту

Кроме изучения общих вопросов программы каждый студент должен выполнить индивидуальное задание с использованием материалов организации (предприятия), состоящее в выполнении аналитической части выпускной квалификационной работы.

Индивидуальное задание должно носить практический характер, нацеливать студента на проведение исследовательской работы, соответствовать теме выбранной студентом выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

При выполнении индивидуального задания студент во время прохождения практики собирает, систематизирует и анализирует практический материал, необходимый для написания выпускной квалификационной (бакалаврской) работы.

В задании по выполнению преддипломной практики руководитель ВКР определяет конкретные вопросы, по которым студент должен собрать материал по теме исследования. В связи с этим, содержание преддипломной практики определяется руководителем ВКР. В сборе необходимых материалов оказывает непосредственную помощь руководитель практики по предприятию.

Студенту рекомендуется ознакомиться с литературой, в которой освещается не только отечественный, но и зарубежный опыт деятельности организаций и предприятий по заданной проблематике.

Методическое и нормативно – правовое обеспечение проведения исследования включает:

2.1. Существующие модели, методы, подходы, методики и пр. обеспечение, используемое для анализа и оценки исследуемой проблемы.

2.2. Методики, которые будут применены для анализа и решения исследуемой проблемы.

2.3. Нормативно – правовые документы, регламентирующие деятельность предприятия в исследуемой области.

Для выполнения задания целесообразно использовать методы документального обследования, интервьюирования и анкетирования работников предприятия, метод наблюдения.

При выполнении индивидуального задания студент в период прохождения преддипломной практики должен изучить и проанализировать следующие документы:

- федеральные, региональные и муниципальные нормативно-правовые акты, регламентирующие деятельность организации в исследуемой области;

- действующие на предприятии стандарты, регламенты, инструкции, положения, методические рекомендации (при наличии) и другие внутренние документы, касающиеся изучаемой проблематики;

- плановые и отчетные документы в исследуемой области.

В ходе анализа важно выделить передовые методы и технологии, используемые в организации в рамках исследуемой области, а так же четко сформулировать выявленные недостатки и существующие проблемы. Предложения и выводы должны быть четко сформулированы.

Примеры формирования данных по отдельным темам выпускных квалификационных работ:

1. Для ВКР, тематика которых связана с управлением персоналом.

Для выполнения задания по данной тематике студенту следует рассматривать управление персоналом как элемент управления предприятием в целом и как совместную деятельность руководителей и специалистов соответствующих служб: отдела кадров или службы персонала.

На примере конкретного предприятия студент должен:

– изучить нормативные документы, регламентирующие соответствующую подсистему управления персоналом предприятия / организации;

– изучить федеральные нормативные документы по данному вопросу, проанализировать соответствие изучаемой подсистемы нормативам, обозначенным в них;

– изучить распределение должностных обязанностей по реализации работ и управлению соответствующей подсистемой персонала;

– провести анализ существующей подсистемы, оценить ее эффективность, сформулировать недостатки%

- разработать направления решения выявленных проблем.

Источниками информации для этого раздела являются:

– федеральные и региональные нормативные документы по данному вопросу (Трудовой кодекс РФ и пр.);

– локальные нормативные документы (правила внутреннего трудового распорядка предприятия, положения, программы по соответствующей подсистеме системы управления персоналом, должностные инструкции персонала);

– собственные исследования студента, полученные с использованием различных методов: анкетирования, интервьюирования, тестирования, анализа документов, наблюдения, экспериментов, опросов и т.д.

Приложения к отчету могут включать: положения, копии должностных инструкций, тесты, анкеты, структуры опросов и их результаты и др.

2. Для ВКР, тематика которых связана с прогнозированием или планированием деятельности предприятия и его ресурсов.

Для выполнения задания по данной тематике студенту необходимо рассматривать процесс планирования как элемент управления предприятием/ организацией в целом и как совместную деятельность руководителей и специалистов соответствующих служб: отдела планирования, отдела труда и заработной платы, финансово – экономического отдела, отдела кадров и многих других подразделений в зависимости от объекта планирования.

На примере конкретного предприятия студент должен:

– оценить состояние системы планирования на предприятии в разрезе исследуемой проблемы;

– проанализировать и определить недостатки в работе изучаемого объекта планирования и причины их возникновения;

– выявить основные направления совершенствования деятельности объекта планирования;

– наметить потенциальные варианты практической реализации выявленных направлений совершенствования.

Источниками информации для этого раздела являются:

– Нормативы – выраженные в натуральной или стоимостной форме, в абсолютных или относительных показателях, расчетные величины, используемые для планирования и управления деятельностью компании;

– Бюджетные задания – значения показателей, которые необходимо достигнуть;

– Данные управленческого учета – состояние активов компании на определенный момент времени.

Приложения к отчету могут включать:

– данные бухгалтерской отчетности за 3 года;

– данные статистической и управленческой отчетности за 3 года;

– действующие на предприятии плановые документы и пр.

3. Для ВКР, тематика которых связана с управлением финансовой устойчивостью предприятия.

На примере конкретного предприятия студент должен:

­ провести анализ состава и структуры имущества предприятия и источников его формирования;

­ проанализировать ликвидность баланса и текущую платежеспособность предприятия;

­ оценить финансовую устойчивость и деловую активность предприятия;

­ сформулировать проблемы, выявленные в результате проведенного анализа, и предложить рекомендации по укреплению финансовой устойчивости предприятия.

Источниками информации для этого раздела являются различные формы бухгалтерской, статистической отчетности, внутрихозяйственные данные.

Приложения к отчету должны включать формы бухгалтерской, статистической отчетности, внутрихозяйственные данные.

4. Для ВКР, тематика, которых связана с анализом финансового состояния предприятия.

На примере конкретного предприятия студент должен:

­ изучить задачи анализа финансового состояния предприятия и его информационное обеспечение;

­ провести анализ состава и структуры имущества предприятия и источников его формирования;

­ оценить финансовую устойчивость предприятия;

­ проанализировать платежеспособность предприятия;

­ провести диагностику риска банкротства предприятия;

­ сформулировать проблемы, выявленные в результате проведенного анализа, и предложить пути по улучшению финансового состояния предприятия.

Источниками информации для этого раздела являются различные формы бухгалтерской, статистической отчетности, внутрихозяйственные данные.

Приложения к отчету должны включать формы бухгалтерской, статистической отчетности, внутрихозяйственные данные.

5. Для ВКР, тематика которых связана с управлением затратами предприятия.

На примере конкретного предприятия студент должен:

- провести анализ технико-экономических показателей деятельности предприятия;

- провести анализ затрат предприятия;

- в результате проведенного анализа выявить проблемы и предложить пути снижения затрат на предприятии.

Источниками информации для этого раздела являются различные формы бухгалтерской, статистической отчетности, внутрихозяйственные данные (смета затрат, калькуляция себестоимости и пр.).

Приложения к отчету должны включать формы бухгалтерской, статистической отчетности, внутрихозяйственные данные.

6. Для ВКР, тематика, которых связана с управлением оборотным капиталом предприятия.

На примере конкретного предприятия студент должен:

­ проанализировать основные экономические показатели деятельности предприятия;

­ провести анализ оборотного капитала на предприятии (запасов, дебиторской задолженности, денежных средств и пр.);

­ сформулировать проблемы, выявленные в результате проведенного анализа, и предложить мероприятия, направленные на совершенствование управления оборотным капиталом на предприятии.

Источниками информации для этого раздела являются различные формы бухгалтерской, статистической отчетности, внутрихозяйственные данные.

Приложения к отчету должны включать формы бухгалтерской, статистической отчетности, внутрихозяйственные данные.

7. Для ВКР, тематика, которых связана с контроллингом на предприятии, стратегическим и оперативным контроллингом.

В данном разделе практики студент проявляет знания, навыки и умения основываясь на научные достижения различных экономических дисциплин: анализа хозяйственной деятельности, бухгалтерского учета, планирования, менеджмента и др., связанных с реализацией финансово-экономической функции в менеджменте для принятия оперативных и стратегических управленческих решений. Студент формирует системные знания по концептуальным основам управления современным предприятием на основе интегрирования, координации и направления деятельности различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.

Для выполнения задания по данной тематике студенту следует анализировать соотношение «затраты – объем – прибыль»; производить расчет бюджетов и составлять финансовые планы деятельности предприятия; осуществлять факторный анализ отклонений, рассчитывать эффективность предложенных мероприятий.

Целью выполнения задания является изучение студентом практических основ планирования, контроля, учета, анализа и оценки ситуации для принятия управленческих решений.

На примере конкретного предприятия студент должен:

– исследовать организацию работы службы контроллинга на предприятии и ее функциональные обязанности;

– изучить комплекс вопросов, связанных с процессом реализации целей предприятия, таких как: планирование, разработка бюджетов, управленческий учет, анализ и контроль;

– изучить вопросы управления прибылью предприятия, а также способов предотвращения банкротства и кризисных ситуаций;

– сформировать оптимальные управленческие решения в соответствии с оперативными и стратегическими целями;

– провести анализ отклонений фактических результатов деятельности от плановых;

– разработать альтернативные решения и сформулировать рекомендации по выявленным отклонениям.

Источниками информации для этого раздела являются:

– внутренние источники: финансовая отчетность организации (балансовые отчеты, отчеты о прибылях и убытках); налоговая отчетность; все первичные документы организации, использующие в своей деятельности (накладные, сметы, договоры и т.п.); управленческие отчеты (статистика продаж, складские записи, материалы исследований и т.п.).

– внешние источники: официальные сообщения и публикации (печатные источники Российской Федерации и других стран, включая специализированные публикации и источники в Интернете); периодические издания и книги; специализированные журналы; бизнес-информация; различные базы данных (упорядоченное множество разнообразных данных об отдельных потребителях, текущих или готовящихся проектах и предположениях).

– собственные исследования студента, полученные в ходе анализа деятельности организации.

Приложения к отчету должны включать: финансовую и управленческую отчетность организации, аналитические документы, отражающие обороты, затраты, прибыль, состояние финансовых средств, инвестиций и др.

7. Для ВКР, тематика которых связана с управлением конкурентоспособностью предприятия.

В данном случае реализуется системный подход к управлению предприятием, так как к проблеме управления конкурентоспособностью необходимо подходить системно. Это связано с влиянием множества факторов внешней и внутренней среды, обеспечивающих определенный уровень конкурентоспособности.

На примере конкретного предприятия студент должен:

– изучить учредительные и отчетные документы предприятия;

охарактеризовать предприятия-конкуренты, функционирующие в непосредственной близости с исследуемым предприятием;

– выявить перечень конкурентных преимуществ, которые будут определяющими при оценке уровня конкурентоспособности;

– составить анкету или опросный лист для потребителей предприятий (если оценка конкурентоспособности проводится по внешним конкурентным преимуществам);

– провести оценку уровня конкурентоспособности исследуемого предприятия в сравнении с конкурентами;

– на основании оценки определить резервы повышения уровня конкурентоспособности исследуемого предприятия.

Источниками информации для этого раздела являются:

– бухгалтерская и статистическая отчетность исследуемого предприятия и предприятий-конкурентов;

– текущие наблюдения;

– результаты анкетирования потребителей исследуемого предприятия и предприятий-конкурентов.

Приложения к отчету должны включать:

– анкету или опросный лист;

– формы бухгалтерской, статистической отчетности, внутрихозяйственные данные.

В ходе прохождения практики целесообразно выполнять аналитические расчеты с использованием всех отчетных форм для оценки эффективности работы предприятия и выяснения причин отклонения отдельных показателей от предполагаемого (прогнозного) уровня, выявления наиболее проблемных областей и направлений деятельности.

Целью проведения подобных расчетов является формирование выводов и предложений по устранению недостатков и мобилизации резервов для повышения эффективности хозяйственной деятельности исследуемого предприятия в дальнейшем в разрабатываемой выпускной квалификационной работе.

На заключительном этапе преддипломной практики студент должен обобщить материал, собранный в период прохождения практики, определить его достаточность и достоверность для разработки выпускной квалификационной работы, оформить отчет по практике.

Наши рекомендации