Экономический кризис. Экономический кризис в России
Экономический кризис – это одна из фаз воспроизводственного цикла, которую характеризует значительное нарушение равновесия в хозяйственной системе, часто сопровождающееся финансовыми и материальными потерями и разрывом нормальных связей в производстве и рыночных отношениях, что в конечном итоге ведет к дисбалансу функционирования экономической системы в целом.
Экономические кризисы четко проявились уже в начале 19 века. Так, первый экономический кризис разразился в 1825 году в Англии, которая в то время являлась экономическим лидером. В дальнейшем такие кризисы повторялись периодически через 8-12 лет, постепенно принимая мировой характер.
Кризисы 19 века характеризовались значительной синхронность, почти одновременно охватывая все промышленно развитые страны. Их продолжительность составляла по большей части от одного до двух лет, глубина падения производства – 5-10%.
В первой половине 20 в. наиболее продолжительным и глубоким был мировой кризис 1929-1933 годов. Падение производства достигало в некоторых странах более 40%, С этого времени возник хронический избыток основного капитала, постоянная недозагрузка производственных мощностей и хроническая безработица. Вторая мировая война и послевоенное восстановление производства нарушили синхронность циклов и, соответственно, кризисов. В США послевоенный кризис наблюдался в 1948-49 гг, в Англии и Франции – в 1951-52 гг, в Японии - в 1953-54 гг и ФРГ – в 1957-58 гг
Асинхронность экономических кризисов сохраняется и в настоящее время. Так, если в начале 90-х годов 20века в США происходило снижение производства, то в Японии продолжался его рост, а во Франции наблюдалась стагнация. В России экономический кризис продолжался почти 20 лет (с конца 80-х годов 20 века до начала 21 века).
Экономические кризисы могут быть: отраслевыми (финансовые, аграрные, биржевые, денежно-кредитные, валютные и др.), структурными (охватывающими несколько взаимосвязанных отраслей), региональными (охватывающими несколько стран одного региона) и мировыми.
Все многообразие экономических кризисов можно классифицировать по следующим основаниям:
1. По масштабам нарушения равновесия в хозяйственных системах различают:
- общие (или системные) кризисы, охватывающие все национальное хозяйство
- частичные (или структурные) кризисы, распространяющиеся на какую-либо одну сферу или отрасль экономики (финансовый, валютный, энергетический...). Такие кризисы возникают, как правило, под воздействием НТР, которая приводит к возникновению новых сфер производства и нарушению функционирования традиционных отраслей, где преобладает простая (механическая) технология по переработке природных веществ (угольная, черная металлургия, текстильная и т.п.). Такой кризис преодолевается, если отставшие отрасли радикально обновляются на основе новейшей высокоэффективной техники и технологии.
2. По регулярности нарушения равновесия в экономике кризисы подразделяют на
- периодические (циклические) – они повторяются регулярно через какие-то промежутки времени. Надо сказать, что под воздействием НТР происходит ускорение оборота капитала, его быстрая смена более совершенной техникой. Вследствие этого кризисы стали происходить чаще: не через 10-12 лет, а через 5-6.
- промежуточные – могут начинаться и заканчиваться на любой фазе экономического цикла и поэтому являются менее глубокими и непродолжительными
- нерегулярные – имеют свои особые причины возникновения (например, аграрный кризис – резкая приостановка сбыта сельскохозяйственной продукции)
3. По характеру нарушений пропорций производства различают:
- кризис перепроизводства товаров – выпуск излишнего количества полезных вещей, не находящих сбыта. Происходит накопление товарных запасов, замедление оборота капитала и, как следствие, падение темпов роста, сокращение выпуска продукции, снижение заработной платы, снижение цен.
- кризис недопроизводства товаров – острая их нехватка для удовлетворения платежеспособного спроса населения. Такой кризис возникает в странах, где на длительное время утвердилась командно-административная система управления хозяйством, опирающаяся на монополизм государственной собственности. Именно такое явление остро проявилось в нашей стране в конце 80-х, начале 90-х годов 20 века. Затем кризис недопроизводства плавно перешел в структурный и системный кризисы. Основными причинами кризиса в России являются:
* ориентация советской экономики на преимущественно экстенсивный путь развития, когда прирост объемов национального производства обеспечивался главным образом за счет вовлечения дополнительных ресурсов. Уже к 70-м годам формирование ресурсов становится затратным, что, естественно, привело к снижению экономического роста и убыткам в производстве.
* нерациональная государственная социальная политика, направленная на повышение материального стимулирования и расширения социальных выплат населению. При этом реальное состояние экономики не учитывалось. Так, если в 1990 году денежные выплаты населению увеличились на 17%, то объем национального производства уменьшился на 4%. Это привело к нарушению закона денежного обращения и к образованию излишней денежной массы. В дальнейшем были допущены серьезные ошибки в проведении политики либерализации цен, приватизации государственной собственности, подавлении инфляции исключительно монетарными методами и др.
* гипертрофированная отраслевая структура экономики с преобладанием добывающих отраслей и отраслей тяжелой промышленности: топливная, черная и цветная металлургия, лесная и целлюлозная, угольная составляли около 70% Совокупного продукта. Да и в настоящее время страна по-прежнему ориентирована на экспорт нефти, алюминия, газа, меди, никеля, леса и импорт товаров пищевой и легкой промышленности.
* Одной из причин кризисного положения является сохранение технической отсталости во всех сферах экономики. Износ основных фондов превышает 75%, а в сельском хозяйстве – 100%.
* если на Западе во время экономических кризисов государство резко усиливает регулирующее воздействие на спрос и предложение, то в России, особенно в 1992-1994 годах, правительство устранилось от всякого регулирования отечественного производства, считая, что рынок отрегулирует себя сам.
Чтобы выйти из тяжелого кризисного состояния, государству необходимо осуществить ряд крупномасштабных мер, в том числе:
- привлечь внутренние и зарубежные источники накопления для расширения и качественного обновления производства
- изменить всю воспроизводственную структуру макроэкономики (поднять сельскохозяйственное производство; создать высокоразвитый индустриальный потребительский сектор, значительно развить сферу услуг)
- оказать всемерную помощь отечественным товаропроизводителям в увеличении выпуска высококачественных предметов потребления
- наладить устойчивый рост макроэкономики на основе всесторонней интенсификации, эффективного использования новейших достижений НТП.
Начальные шаги в этих направлениях были сделаны в 1999-2002 годах.
Ученые-теоретики высоко оценивают значение экономических кризисов, считая, что несмотря на то, что они несут большие неприятности обществу – безработицу, банкротства, снижение доходов, дезорганизацию производства и проч., в целом они способствует ломке, решительному устранению сложившихся ненормальных пропорций в национальном хозяйстве; способствуют обновлению капитала и удешевлению на этой основе производимой продукции и повышению ее качества. То есть, периодически возникающие кризисы необходимы любой развивающейся системе. «Всякая депрессия на хозяйственном рынке, - отмечал Форд, - является стимулом для производителя», стимулом для того, чтобы усовершенствовать свой бизнес.
Но, тем не менее, с ними борются. Такую политику, направленную на устранение или смягчение негативного воздействия циклических колебаний, достижение и поддержание экономической стабильности называют стабилизационной политикой государства. При этом отметим, что стабилизационные меры должны осуществляться в направлении, противоположном колебаниям экономической конъюнктуры. Так, в фазе спада усилия государства концентрируются на стимулировании деловой активности, в фазе подъема для предотвращения «перегрева» экономики государство проводит политику сдерживания экономического роста. Инструментами государственной стабилизационной антициклической политики являются: величина и структура государственных расходов и налогов, трансферты, общий объем денежной массы, кредитные процентные ставки; нормы резервов коммерческих банков, процентные ставки по государственным ценным бумагам и т.д. Подумайте, как эти инструменты могут быть использованы на фазе подъема и спада экономической активности.