Вопрос № 77. Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг

Государственный бюджет представляет собой финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона, утверждается законодательными органами власти (федеральным собранием).

По материальному содержанию представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств государства; по социально-экономической сущности это основное орудие перераспределения ВВП.

Государственная бюджетная система РФ включает: республиканский (федеральный) бюджет, 21 республиканский бюджет,55 краевых и областных бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт - Петербурга, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет еврейской автономной области и около 29 тысяч местных бюджетов (городские, поселковые, сельские).

Бюджетный процесс включает 4 стадии:

1.Составление проекта бюджета.

2. Рассмотрение и утверждение бюджета.

3. Стадия исполнения бюджета.

4. Составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение.

Государственная дума рассматривает проект федерального бюджета в 4 чтениях.

Расходы государственного бюджета:

· военные расходы: национальная оборона и военная реформа;

· государственное регулирование и стимулирование экономики: вмешательство в экономику;

· финансовое обеспечение социальной политики;

· содержание государственного аппарата управления;

· предоставление субсидий и кредитов развивающимся странам;

· обслуживание государственного долга: выплата % и погашение основной суммы долга.

Доходы государственного бюджета:

Основной источник доходов - это налоги-93,5%. Прямые и косвенные налоги, прямые взимаются с доходов и имущества (НДФЛ (13%) направляется в бюджеты субъектов федерации и в местные бюджеты, налог на прибыль предприятий (20%); косвенные налоги устанавливаются на товары и услуги и включаются в общую цену( НДС -18% весь зачисляется в федеральный бюджет, акцизы, таможенные пошлины -в федеральный бюджет).

Неналоговые доходы:

- доходы от использования имущества находящегося в государственной или муниципальной собственности;

- доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении федеральных органов исполнительной власти;

- средства, полученные в результате применения гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации и т.д.;

- доходы в виде финансовой помощи, полученной от бюджетов других уровней, за исключением бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;

- доходы от внешнеэкономической деятельности.

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами.

Способы погашения: кредиты ЦБ и эмиссия денег, выпуск государственных облигаций , ценных бумаг.

Размер дефицита федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете и не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга РФ в соответствующем финансовом году.

Размер дефицита бюджета субъекта РФ утвержденный законом субъекта РФ о бюджете на соответствующий год не может превышать 15% объема доходов бюджета субъекта РФ без учета финансовой помощи из федерального бюджета.

Источники финансирования дефицита федерального бюджета:

1.Внутренние источники:

- кредиты, полученные РФ от кредитных организаций в валюте РФ;

- государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени РФ (номинированные в рублях);

- поступления от продажи имущества находящегося в государственной собственности;

- сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам;

- бюджетные ссуды и бюджетные кредиты полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

2.Внешние источники:

- государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставленные в иностранной валюте привлеченные РФ.

Государственный долг - сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам, он представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов за вычетом профицитов.

Последствия наличия внутреннего долга:

1.Государственный долг усиливает социальное неравенство (дифференциацию).

2.Возможно переложение долгового бремени на последующие поколения

3.Рост государственного долга ведет к увеличению бюджетного дефицита. По мере роста государственного долга увеличиваются расходы по обслуживанию государственного долга→растут государственные расходы→ увеличивается бюджетный дефицит.

Последствия накопления внешнего долга: Внешний долг возникает при мобилизации государством финансовых ресурсов находящихся за границей. Держателями внешнего долга являются компании, банки, государственные учреждения различных стран, а также международные экономические организации.

Внешний долг погашается путем передачи части ВНП другой стране. Экспорт - валютная выручка-погашение внешнего долга. Валютная выручка используется не для целей экономического развития, что ведет к замедлению темпов роста. Также возможно переложение долгового бремени на потомков.

Как правило кредитор диктует условия использования кредита, государственный долг распадается на две части: капитальный долг - вся совокупность долговых обязательств страны на определенную дату, текущий долг - платежи по обязательствам которые заемщик обязан погасить в течении определенного периода.

Управление государственным долгом включает мероприятия по выплате доходов кредиторам, погашению возврату займов, определение условий новых займов. В ходе управления государственным долгом должны решаться следующие задачи:- организация эффективного функционирования первичного и вторичного рынка ГЦБ,- минимизация издержек заимствования, - координация управления государственным долгом с экономической политикой государства.

Наши рекомендации