Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит и государственный долг.

Государственный бюджет представляет собой годовой план доходов и расходов государства с указанием источников поступления доходов и направлений их расходования. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности (финансирование управления, обороны, охраны общественного порядка и безопасности государства), так и в качестве важнейшего инструмента проведения экономической и социальной политики (финансирование социальных программ и поддержки отдельных отраслей производства). Через государственный бюджет в развитых странах перераспределяется более 40% валового внутреннего продукта.

Организационно структура бюджета определяется государственным устройством. В унитарных государствах бюджет имеет два уровня - государственный и местные бюджеты. В федеральных государствах, к которым относится и Россия, бюджет имеет три уровня - федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты (бюджеты административно-территориальных образований). Структура бюджетной системы Российской Федерации показана на рис. 14.2.

Каждый из бюджетов имеет свои источники доходов и направления расходов бюджетных средств.

Доходы бюджета - это денежные средства, поступающие в распоряжение органов государственной власти и местного самоуправления. В процессе образования доходов бюджета происходит установленное законом изъятие в пользу государства части национального дохода. На этой основе возникают финансовые отношения государства с предприятиями и населением. Доходы бюджета подразделяются на налоговые и неналоговые. Налоговые доходы составляют обычно более 80% всех доходов бюджета. К неналоговым доходам бюджета относят доходы от внешнеэкономической деятельности; от использования и продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности; от предпринимательской и иной деятельности государства, приносящей доход.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, возникающие между государством, с одной стороны, и предприятиями, учреждениями, населением - с другой, в процессе использования централизованных денежных средств. Расходы государственного бюджета стран с развитой рыночной экономикой включают следующие основные группы: содержание аппарата государственного управления; военные расходы и материальное обеспечение внешней политики; социально-культурные нужды; поддержка отдельных отраслей экономики; платежи по государственному долгу.

Соотношение доходов и расходов характеризует сальдо бюджета (разность между его доходами и расходами), которое может быть положительным, отрицательным и нулевым, а бюджет соответственно сбалансированным, профицитным и дефицитным. Сбалансированный бюджет означает равенство доходов и расходов государства, а сальдо бюджета равно нулю. Профицит бюджета имеет место в случае превышения доходов государства над его расходами, а сальдо бюджета будет положительным. Дефицит бюджета возникает тогда, когда расходы государства превышают его доходы, а сальдо бюджета становится отрицательным.

Причинами дефицита бюджета могут быть: 1) падение доходов в условиях спада производства; 2) рост предельных издержек общественного производства из-за низкой эффективности использования ресурсов; 3) экономически необоснованное расширение социальных программ; 4) рост затрат на военно-промышленный комплекс; 5) рост оборотов теневой экономики и большие непроизводственные расходы, хищения, потери от коррупции, что снижает величину учтенного ВВП и его налогооблагаемую часть.

Бюджетный дефицит является одним из самых отрицательных экономических явлений, подобных кризисам, инфляции, безработицы, однако без таких явлений рыночная экономика теряет способность к развитию и росту. Существует несколько способов покрытия бюджетного дефицита: 1) за счет выпуска государственных займов; 2) за счет увеличения налогообложения; 3) путем проведения секвестра, т.е. пропорционального снижения расходов по всем статьям бюджета; 4) за счет увеличения денежной массы в обращении через систему "сеньораж", при которой денежная масса возрастает не путем простого печатания денег, что сразу ведет к инфляции, а посредством создания резервов коммерческих банков, которые концентрируются в центральном банке и могут быть использованы для покрытия бюджетного дефицита.

Нарастание бюджетного дефицита приводит к образованию и росту государственного долга. Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом сумм положительных сальдо бюджета за тот же период. Государственный долг может быть внутренним и внешним.

Внешний долг государства- это долг иностранным государствам, организациям и частным лицам. Структурно внешний долг включает: долги госбюджета, центрального банка, коммерческих банков и частных компаний. В России за период 2001-2006 гг. бюджетный внешний долг сократился со 127,5 до 71,3 млрд. долл., но за это время долги коммерческих банков и частных компаний увеличились с 34 до 187 млрд. долл. Таким образом, общий внешний долг России вырос со 161 до 258 млрд. долл. В погашение этого долга и процентов по нему стране приходится отдавать наиболее ценные товары и услуги, что делает население беднее, а часть этого долга перекладывать на будущие поколения.

Внутренний долг государства - это долг государства своему населению. Объем государственного внутреннего долга России только по государственным краткосрочным облигациям (ГКО) и облигациям федерального займа (ОФЗ) вырос за период 2000-2006 гг. со 185 до 722 млрд. руб. Общая сумма внутреннего долга огромна и не имеет однозначной оценки, так как законодательно не установлен механизм оценки долгов государства, оставшихся в наследство от советского периода.

Специфика внутреннего долга состоит в том, что страна должна как бы сама себе. Внутренний долг - это отношение между гражданами страны с разным уровнем доходов. Опасность внутреннего долга кроется в возможном обострении социальных противоречий в обществе. Дают в долг государству наиболее состоятельные граждане, имеющие средства для покупки государственных ценных бумаг, а для обслуживания долга используются налоговые сборы, уплачиваемые и самыми бедными. Так усиливается имущественное расслоение населения и нарастает социальная напряженность в обществе.

49. Фискальная политика государства. Сущность налогов и их виды. НДС, акцизы...

Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц. В соответствии с Налоговым Кодексом РФ под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Как основной источник доходов бюджета, налоги позволяют государству выполнять фискальную и регулирующую функции. Фискальная функция выражается в изъятии части доходов предприятий (организаций) и граждан для содержания государственного аппарата, обороны, безопасности страны и той части сферы услуг, которая либо вообще не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для нормального функционирования и развития (библиотеки, архивы, музеи, фундаментальная наука).

Регулирующая функция проявляется в том, что государство маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, вводя одни и отменяя другие налоги, создает условия для ускоренного развития определенных отраслей или способствует решению актуальных общественных проблем. С помощью налогов государство перераспределяет часть доходов предприятий и граждан, направляя их на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат.

Чтобы налоги выполняли присущие им функции, налогообложение должно быть рационально организовано, а главное, должно быть понятным для плательщиков налога. Основные принципы организации налогообложения:1) однократность, обязательность, неотвратимость и принудительность уплаты налога; 2) стабильность и устойчивость видов налогов и ставок налогообложения; 3) равнонапряженность, означающая равномерное распределение налогового бремени среди налогоплательщиков; 4) социальная справедливость, предусматривающая законодательное предоставление льгот отдельным категориям налогоплательщиков.

Исходя из функций налогов и принципов налогообложения, устанавливается структура налога, которая включает следующие элементы:

· субъект налога - физическое или юридическое лицо, обязанное по закону платить налог;

· носитель налога - лицо или организация, которые перечисляют налог государству;

· объект налога (налоговая база) - доход или имущество, с которых начисляется налог. От объекта налога следует отличать предмет налогообложения. Предмет налогообложения - это любое имущество, с которым закон связывает возникновение налоговых обязательств (например, участок земли). Объектом же налога является право собственности на землю;

· источник налога - фонд или средства, из которых выплачивается налог;

· единица налогообложения - основа измерения объекта налогообложения, которая может быть натуральной или денежной;

· ставка налога - величина налоговых начислений на единицу объекта налога;

· налоговая льгота - полное или частичное освобождение налогоплательщика от уплаты налога в соответствии с законом;

· способ уплаты налога, который может быть: а) у источника налога (безналичный), когда налог уплачивается до получения дохода владельцем; б) по декларации, которую предоставляет сам налогоплательщик; в) по кадастру (списку или реестру), когда налог уплачивается с однотипных объектов, имеющих разные качественные признаки.

Важнейшим элементом налога является ставка налогообложения. По методам их построения различают следующие виды ставок: 1) твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от размеров дохода или имущества; 2) пропорциональные ставки устанавливаются в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины; 3) прогрессивные ставки предполагают рост величины ставок налогообложения по мере роста дохода. При этом различают: а) простую прогрессию, когда ставка налога растет на всю сумму дохода и б) сложную или скользящую прогрессию, когда налоговая ставка возрастает только в части, превышающей установленную предыдущую ступень дохода; 4) регрессивные ставки - предполагают снижение ставок налогообложения; 5) средняя ставка- отношение всей суммы налога к сумме дохода, с которого уплачен налог; 6) предельная ставка - отношение прироста суммы налога к приросту суммы дохода (обычно задается законодателем).

Существуют различные виды налогов. По способу платежа различают прямые и косвенные налоги. Прямые (адресные налоги) - это налоги, по которым известны субъект, объект и ставка, а плательщиком налога является собственник имущества или дохода. Прямые налоги подразделяются на реальные и личные: к реальным - относят налоги на имущественные объекты, к личным - налоги на доходы физических и юридических лиц.

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавки к цене или тарифу, а поэтому фактическими плательщиками этих налогов являются покупатели товаров и услуг, в цене которых есть косвенный налог. К косвенным налогам относят: налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, монопольный налог, таможенные пошлины и сборы.

По способу использования налоги подразделяют на общие и специальные (целевые). Общие налоги поступают в бюджет государства для финансирования общегосударственных мероприятий. Специальные налоги имеют строго целевое назначение, например, налог лесной, водный, экологический, на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от того, в распоряжение какого органа власти поступает налог, различают налоги федеральные, региональные и местные. Конкретные виды налогов и сборов, установленные Налоговым Кодексом РФ.

Фискальная политика государства предполагает использование возможностей правительства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета для регулирования уровня деловой активности и решения различных социальных задач. Основными методами фискальной политики государства являются, с одной стороны, изменения видов налогов, их количества, базы налогообложения, налоговых ставок с целью формирования необходимых государству финансовых средств, а с другой - изменение направлений расходования бюджетных средств в соответствии с конкретными целями общества.

50. Налоги: кнут или пряник для финансовой системы. Налоговая система РФ. Проблемы совершенствования налоговой системы. Кривая Лаффера.

Налоговая система - это совокупность пошлин, сборов, налогов и других обязательных платежей в бюджет государства, а также общих принципов, регулирующих порядок их уплаты.

Государственные сборы и пошлинывзимаются с физических и юридических лиц соответствующими исполнительными органами власти за выполнение ими юридически значимых действий. Они осуществляются в форме платежей, предусмотренных законодательством страны, основными из которых являются: административные штрафы, регистрационные, гербовые, лицензионные, патентные, почтовые, судебные, наследственные и иные платежи, а также таможенные пошлины с товаров, провозимых через границу.

Когда в обществе складывается устоявшаяся система налогов, то воздействовать на величину налоговых сборов можно только через изменение налоговых ставок. Зависимость между изменением ставок налогов и сумм налоговых поступлений в бюджет исследовал американский экономист А. Лаффер.

Государственный бюджет и его структура. Бюджетный дефицит и государственный долг. - student2.ru

На кривой Лаффера при ставке налога 0 и 100% поступлений налогов в бюджет нет. Поступление налогов в бюджет будет возрастать до ставки процента близкой к 50%. Если ставка налога будет продолжать расти, то поступление налогов в бюджет начнет сокращаться. Когда ставки налога завышены, то подрываются стимулы к развитию бизнеса и часть его уходит в "теневую экономику". Главная трудность регулирования налогов на основе кривой Лаффера состоит в том, чтобы найти на ней ту точку, которая оптимизирует поступление налогов в бюджет и не сдерживает развитие экономики. Но при разрешении этой главной трудности в оптимизации налогообложения возникает дополнительное затруднение в форме проблемы переложения налогового бремени, о возможности которого уже говорилось в разделе курса 7.3 при рассмотрении влияния эластичности спроса и предложения на распределение налога между продавцами (производителями) и покупателями (потребителями).

Суть проблемы переложения налогового бремени состоит в том, что бремя выплаты налога на основе рыночных механизмов может перемещаться от одних субъектов налогообложения к другим. Проще говоря, налог, установленный государством на одних лиц, можно с помощью рыночных механизмов переложить на других. Так, например, предприятия могут переложить часть своих налогов на потребителей через повышение цен на свою продукцию. Собственники жилья могут переложить часть имущественного налога на нанимателей жилья через повышение арендной платы. Частнопрактикующие врачи, адвокаты, репетиторы, от услуг которых трудно отказаться, могут переложить на потребителей часть личных подоходных налогов, подняв ставки за свои услуги. Аналогично производители, повышая цены на определенные товары и услуги, могут переложить на потребителей часть акцизных налогов и налога с продаж, так как потребители не всегда могут переориентировать свой спрос на более дешевые товары. Таким образом, проблема переложения налогового бремени намного усложняет возможности проведения эффективной налоговой политики.

51. Инфляция: причины, виды и следствия. Антиинфляционные меры.

инфляция - это долговременный процесс снижения покупательной способности денежной единицы государства, проявляющийся во всеобщем росте цен или дефиците товаров и услуг.

В командной экономике с фиксированными ценами превышение спроса над предложением проявляется в форме дефицита товаров в государственной торговле, а инфляция носит скрытый (или подавленный) характер. Обесценение денежной единицы проявляется в каждый данный момент времени на "черном" рынке товаров и услуг, где за ту же сумму денег можно купить товаров меньше, чем на рынке "белом", т.е. государственном.

В рыночной экономике с гибкими ценами превышение спроса над предложением проявляется в росте цен, а инфляция носит открытый характер. Обесценение денежной единицы проявляется в том, что на данную сумму денег сегодня можно купить товаров больше, чем это станет возможно через месяц или год.

Измерителем скорости открытой инфляции служит индекс цен. Для вычисления индекса роста цен берется отношение между совокупной ценой товаров и услуг определённого набора (рыночная корзина) разных периодов по формуле: Иц = ∑ЦТ1 / ∑ЦТ0. Для оценки уровня инфляции используют индекс цен потребительских товаров (индекс стоимости жизни); индекс цен промышленных товаров и индекс-дефлятор ВВП.

Процесс противоположный инфляции, называют дефляцией, а замедление темпов инфляции - дезинфляцией.

Открытая инфляция проявляется в разных формах, которые зависят от признаков их образующих и порождают разнообразные трудности для всех хозяйствующих субъектов и населения.

В зависимости от скорости роста ценразличают три вида инфляции:

1. Умеренная (или ползучая) инфляция, когда цены растут со ско-ростью до 10% в год. Покупательная сила денег при этом практически сохраняется, так как на аналогичную величину могут вырасти и доходы, контракты заключаются в номинальных ценах. Считается, что такая инфляция не создает проблем для нормального развития экономики;

2. Галопирующая инфляция, при которой цены растут до сотни про-центов в год. Такая инфляция создает трудности для развития национального хозяйства, контракты заключаются с учетом роста цен и требуются меры со стороны государства по снижению инфляции;

3. Гиперинфляция (или суперинфляция) отличается астрономическим ростом цен (сотни и тысячи процентов в год), а разрыв в темпах роста цен и заработной платы становится катастрофическим. Такая инфляция парализует хозяйственный механизм, денежные связи разрушаются и происходит переход к бартерному обмену. Развивать бизнес практически невозможно и задача сводится к его сохранению любыми путями.

По степени сбалансированности роста цен различают инфляцию сбалансированную и несбалансированную. При сбалансированной инфляции цены разных групп товаров растут одинаковыми темпами, так что относительно друг друга цены остаются неизменными. При несбалансированной инфляции цены разных товаров растут с разной скоростью, так что их соотношение между собой постоянно меняется, причем в разных пропорциях. Сбалансированная инфляция не создает больших проблем для бизнеса и сводится к необходимости повышения цен от периода к периоду времени. Сложности возникают только у тех предприятий, которые стоят последними в цепочке повышения цен, а такими являются производители технически сложной и наукоёмкой продукции. При несбалансированной инфляции для всех становится трудным выбор сферы приложения капитала без риска понести убытки, так как неизвестно насколько долго лидеры повышения цен останутся такими в будущем.

С позиции предсказуемости различают инфляцию ожидаемую (предсказуемую) и неожиданную (непредвиденную). Если темп роста цен прогнозируется заранее, то экономические субъекты могут к нему приспособиться, а главное - инфляционные ожидания не становятся фактором дополнительного ускорения роста цен. При неожиданной инфляции происходит внезапный скачок роста цен, что негативно сказывается прежде всего на пропорциональности денежного и товарного обращения. Население, боясь очередного резкого роста цен, может начать резко сбрасывать деньги, увеличивая расходы на приобретение товаров и услуг. Таким образом, внезапный скачок цен может спровоцировать дальнейшие инфляционные ожидания, которые будут подстёгивать дальнейший рост цен.

Степень усиления негативного воздействия на экономику сочетания различных видов инфляции показана на схеме 17.1.

Инфляция Ожидаемая Неожиданная
Сбалансированная № 1 № 2
Несбалансированная № 3 № 4

Наши рекомендации