Калькулирование себестоимости продукции: сущность, виды, калькуляционные статьи затрат в промышленности

Калькулирование-система расчетов,с помощью кот определ себ-ть единицы прод-ции или выполненых работ.Различают: нормативную,проектно-плановую,отчетную.

Нормативная рассчитывается исходя из технологич норм и нормативов использования средств произ-ва и раб времени

Проектно-плановая-разрабатывается на опред временный отрезок исходя из прогрессивных норм и нормативов расхода материальных, трудовых и др видов рес-в

Отчетная-составляется по данным бухг учеьа произ-ных затрат и помимо целей сравнения с плановыми данными,явл важным инструментом фин контроля над рациональным использованием в произ-ве различных видов ресурсов.

Предприяте самостоятельно определяет перечень калькуляционных статейв соотв. с отраслевыми инструкциями по планированию.Основ требованием явл прямые затраты,кот непосредственно связаны с произв-ом продукции.Они могут быть включены в себ-ть отд видов прод-и на основании установленных норм.Косвееные затраты связаны с работой цехов и пред-ий в целом,а поэтому они одновременно относятся ко всем видам выпускаемой прод-ии.

Качество продукции: понятие, функции, социально-экономическое значение его повышения.

Качество — совокупность свойств и характеристик товара или услуги, которые придают им способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество продукции определяется как степень с которой совокупность собственных характеристик изделий выполняет требования потребителей к их качеству.

Как экономическая категория качество продукции реализует следующие функции:1меру удовлетворения потребностей;2важнейшего свойства товара или услуги, без которого невозможно получить признание потребителей;3определителя уровня таких показателей деятельности предприятия, как себестоимость, прибыль, рентабельность, цена, конкурентоспособность.

Значение повышения качества продукции для социалано-экономического развития страны и предприятий состоит в следующем:1. Улучшение качества товаров массового потребления обеспечивает более полное удовлетворение потребностей населения, что свидетельствует о прогрессе его жизненного уровня. 2 Повышение качества продукции является фактором экономии живого и овеществленного труда, а значит и роста эффективности производства. Улучшение качества продукции равносильно увеличению ее количества без ввода дополнительных производственных мощностей и привлечения дополнительных инвестиций. З. Рост экологических параметров продукции ведет к улучшению экологической обстановки.4. Повышение качества продукции расширяет экспортные возможности предприятий и страны. Качество продукции зависит от многих факторов, важнейшее место среди которых занимает научно-технический прогресс, инновационная и инвестиционная активность предприятий, организация производства, труда и управления, мотивация и стимулирование труда, профессиональный и квалификационный уровень персонала и другие. Многообразие факторов повышения качества продукции обусловливает систему показателей качества, необходимость ее оценки и создания на предприятии системы обеспечения качества продукции.




Коммерческий расчет как метод хозяйствования: сущность, предпосылки, признаки, принципы.

Коммерческий расчет– метод хозяйствования, реализующий рыночные отношения с целью получения предприятием прибыли. Он присущ только тем предприятиям, которые ведут коммерческую деятельность, реализуют свои производственные товары (услуги) и получают прибыль. Предпосылками организации коммерческого расчета на предприятии являются: частная собственность и соблюдение принципов предпринимательства; правовая защита собственности и конкуренции; свободное перемещение труда и капитала; свободное ценообразование; оптимальное государственное регулирование экономики; наличие и соблюдение норм и нормативов использования трудовых и материальных ресурсов в производстве; соблюдение принципов, форм и методов современной организации производства и труда; эффективная мотивация и стимулирования труда в зависимости от конечного результата производства. Принципы коммерческого расчета – это ключевые аспекты успешной работы предприятия, самофинансирование, самоокупаемость и рентабельность; экономическая заинтересованность и экономическая ответственность; хозяйственная самостоятельность; испытание конструкцией.

Конкурентоспособноть и конкурентные преимущества организации(предприятия): понятия, факторы и методы оценки, проблемы и пути повышения конкурентоспособности отечественных предприятий.

Конкурентоспособность предпр – это его способность производить и реализовывать на рынке конкурентоспос-ый товар или услугу. Конкурентоспособность товара – это степень реальн или потенциальн удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными товарами, представленными на данном рынке. Конкурентное преимущество – какая-либо эксклюзивная ценность, которой обладает данный субъект хозяйствования и которая дает ему превосходство на рынке перед конкурентами. Факторы конкурентоспос предпр вкл внутренние и внешние факторы. Внешние факторы конкурентоспособности:- конкурентная среда и уровень конкуренции в отрасли;- характеристики спроса на товары предпр;- развитость и конкурентные преимущества отраслей; - методы гос регулир поведения производителей и покупателей. Внутренние факторы:1. Структурные:- прогрессивность производств-ой структуры предпр;- совершенствование организационной стр-ры предпр; - уровень регулирования производственных процессов; -сила конкуренции на входе и выходе производственной системы.2. Ресурсные:- уровень эффективности использования трудовых, матер, нематер и фин ресурсов;- сила конкуренции среди поставщиков и их конкурентоспособность; 3. Технические:- удельный вес патентованных товаров, технологий, оборудования;- уровень качества изготовления товаров.4. Экономические:- показатели рентаб прод, производства, капитала, продаж; - финансовая устойчивость предпр; Конкурентоспособность предпр оценивается 3 методами: а) интегральнымпоказателем, который основан на ряде единичных показателей эффективного использования трудовых, матер, нематер и фин производственных ресурсов; б) на основе сравнения показателей конкурентоспособности конкретных товаров предприятий на конкретном рынке; в) на основе сравнения соотношений конкурентоспособности товаров предпр и его доли на рынке.

Пути повышения конкурентоспособности отечественных предприят:- повышение качества прод и уровня послепродажного обслуживания ;-снижение себест-ти, цены потребления товара;- проведение целевых маркетинговых исследований; -совершенствование прогнозирования, планирования, организации, контроля. - применение инноваций с целью повышения экономической эффективности использования трудовых, матер, нематер. и фин ресурсов;- создание конкурентной среды в отраслях, разработка предприятиями конкурентных стратегий и периодическое их обновление; - ориентация высшего образования и системы повышения квалификации специалистов на конкурентоспособность предпр.

Наши рекомендации