Дефицит бюджета и способы его покрытия
Центральное место в системе финансовых балансов занимает государственный бюджет. Он, в отличие от сводного финансового баланса, ежегодно утверждается в виде закона и представляет собой систему экономических отношений по планомерному формированию и использованию централизованного фонда денежных средств государства. Государственный бюджет состоит из централизованного и местных бюджетов, которые включают бюджеты областей, районов, городов, поселков. Кроме государственного бюджета к централизованным государственным фондам относятся и внебюджетные централизованные фонды, перечень и условия формирования которых могут пересматриваться.
По форме государственный бюджет представляет собой баланс, доходной частью которого являются налоги, неналоговые поступления, а расходной — затраты на социальные услуги, хозяйственные нужды (дотации предприятиям, субсидии, расходы на осуществление государственных программ), расходы на содержание органов государственной власти и управления, платежи по государственному долгу и др.
Обладая возможностью устанавливать условия налогообложения (налоговые ставки и виды налогов), государство может
активно воздействовать на объемы совокупного спроса и предложения.
Концепция государственного баланса предусматривает равенство сумм всех государственных расходов и доходов. Однако на практике часто расходная часть бюджета превышает размер доходов. Важно не допустить чрезмерного разрыва между ними и предусмотреть возможные резервы для его ликвидации. Обычно источники покрытия дефицита разделяются на внутренние и внешние займы. Совокупный дефицит, который устраняется за счет внешних займов, оценивается в зависимости от того, каким образом планируется использовать такие средства. Внешний заем, идущий на увеличение расходов внутри страны, будет иметь стимулирующее воздействие на экономику страны. Если же внешний заем ведет к увеличению расходов за рубежом, он не будет оказывать немедленного воздействия на внутренний спрос.
К внутренним источникам финансирования относятся займы у центрального банка, коммерческих банков и небанковского сектора. Чистый заем (разница между совокупной суммой займов и суммой возврата по ним или обратного займа) у центрального банка увеличивает объем денежной массы.
Государственный бюджет играет главную роль в определении экономических факторов, влияющих на совокупный выпуск и доход. Следовательно, необходимы прогнозы доходов, расходов и отдельных финансовых статей, формирующих бюджет. При прогнозировании доходов можно применять методы экстраполяции, однако результаты таких расчетов могут быть весьма неточными, так как базируются на основе прошлого развития без учета эволюции налоговой базы. Более надежный прогноз достигается построением функциональных зависимостей. Такие построения требуют принятия решения о степени дезагрегированности, а также выбора соответствующих расчетных налоговых баз. Необходимо проанализировать различия между основными налоговыми категориями, дезагрегировать группу налогов в случае, если их базы принципиально различны.
для налога на добавленную стоимость налоговой базой является величина добавленной стоимости, на прибыль — сумма налогооблагаемой прибыли, акцизов — сумма продаж товаров, на которые установлен акциз, и т.д.
Прирост суммы налогов может быть связан с ростом как налоговой базы, так и налогообложения (например, с увеличением
ставок налогов). Первый вид изменений принято называть автоматическим эффектом, а второй — дискреционным.
Автоматический эффект измеряется при помощи коэффициента эластичности. Например, устанавливается соотношение темпов прироста налоговых доходов с темпами прироста ВВП. При этом принимается условие, что налоговая система не изменялась в течение сравниваемого периода.
Для учета дискреционного влияния необходимо располагать информацией о том, в каком году были изменены налоговые системы, а также определить абсолютный размер влияния этих изменений на сумму налоговых доходов. Для этих целей применяется метод пропорциональных корректировок, основанный на данных о фактических налоговых поступлениях и расчетном уровне воздействия дискреционных мер. Неналоговые поступления обычно включают в себя доходы от пользования имуществом, пошлины и сборы. Прогноз их величины осуществляется аналогичным методом, а также на основе информации финансирующих организаций.
В отличие от доходов государства при прогнозировании правительственных расходов существует гораздо меньше возможностей определить их уровень, опираясь только на обычные экономические соотношения. Это является следствием политической природы процесса принятия решений по государственным расходам. Однако можно рассматривать эндогенное определение некоторых основных показателей в рамках экономической классификации расходов.
Так, выплаты процентов по кредитам будут определяться их величиной и размерами государственного долга. Безвозмездные отчисления (трансферты) могут быть соотнесены с уровнем экономической деятельности. Заработная плата рабочих и служащих, вероятнее всего, подвергается влиянию со стороны государственной политики в области доходов населения, цен и давления на рынке труда. Анализ прошлых соотношений между предположениями и реальными результатами указывает на размер ошибок в подобных прогнозах и дает возможность внесения определенных корректировок в проводимые расчеты.
Прогнозы финансирования дефицита обычно проводятся по трем основным направлениям: внешнее финансирование, внутреннее небанковское заимствование, внутреннее заимствование у банковской системы.