Вопрос 16. Рыночное предложение. Кривая предложения
1. Понятие предложения. Функция предложения. Закон предложения. Кривая предложения.
2. Факторы, определяющие предложение
1. Предложение – это желание и способность производителей предлагать товар или услуги на рынке. Количество товара, которое производитель или группа производителей решает предложить к продаже за период, обусловлено набором факторов, но основным фактором является цена. Математически это выражается в функции предложения:
QSx = f (Px, Pr, Pa, K, T, S, N, W, B), где
QSx – объем предложения товара Х;
Px – цена на товар Х;
Pr – цены на используемые ресурсы;
Pa – цены на другие товары;
K – технологические возможности производителя;
T , S – налоги и дотации;
N – число продавцов на рынке;
W – ожидание производителей;
B – прочие факторы.
Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены данного товара, считать неизменными, то от функции предложения можно перейти кфункции предложения от цены:
QSx = f (Pх).
Закон предложения гласит: объем предлагаемого к продаже товара будет тем больше, чем выше цена на товар (прямая зависимость). Закон предложения не столь абсолютен, как закон спроса, всегда можно найти примеры, когда количество предлагаемого товара увеличивается, даже при постоянных ценах, а в некоторых случаях это количество остается какое-то время постоянным независимо от увеличения или падения цен.
Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значений цены, при этом другие факторы, влияющие на объем предложения, остаются постоянными (рис. 9).
| |||||||||||
| |||||||||||
| |||||||||||
|
| ||||||||||
|
| ||||||||||
Рис. 9. Кривая предложения
Кривая предложения направлена вверх, поскольку для увеличения объема предложения в отрасль должно быть направлено больше ресурсов, а это в целом увеличивает издержки. Чтобы получить больше продукции работники должны работать сверх установленного времени и получить за это сверхурочные или более высокую заработную плату. Если нагрузка на оборудование увеличивается, то случается больше поломок и требуется больше средств для поддержания оборудования в рабочем состоянии.
Как и кривая спроса, кривая предложения зависит от условий, сложившихся в данное время. Когда в результате изменения каких-либо факторов, за исключением цены, условия изменятся, тогда изменится и положение кривой предложения на графике (рис. 10).
| |||||||||||
|
|
Рис. 10. Изменение предложения
2. Факторы, определяющие предложение, были перечислены выше. Рассмотрим подробнее влияние на величину предложения каждого из них.
Технология. Количество товара, который продавцы готовы предложить по любой заданной цене главным образом зависит от издержек производства этого товара. Например, разработка более эффективного способа ловли крабов уменьшила бы издержки на их добычу, что сдвинуло бы кривую предложения вправо.
Цена факторов производства. Издержки производства определяются средствами, израсходованными на факторы производства: выплату заработной платы рабочим, приобретение средств производства и т.д. Если, например, возрастут тарифы на электроэнергию, или повысится заработная плата нефтяников, то кривая предложения нефти сместится влево.
Число продавцов. Чем больше фирм предлагает какой-либо товар, тем большее количество этого товара предлагается по любой данной цене. Так, чем больше компаний возьмутся за выпуск компьютеров, тем больше кривая предложения ПК переместится вправо.
Прогнозы. При принятии текущих производственных решений продавцы, несомненно, будут ориентироваться на ожидаемые изменения цен. Например, предложение может увеличиться вследствие желания распродать товарные запасы или потому, что производители прогнозируют снижение спроса через несколько месяцев и полагают, что выгоднее реализовать товар сегодня, а не завтра.