Вопрос 16. Рыночное предложение. Кривая предложения

1. Понятие предложения. Функция предложения. Закон предложения. Кривая предложения.

2. Факторы, определяющие предложение

1. Предложение – это желание и способность производителей предлагать то­вар или услуги на рынке. Количество товара, которое производитель или группа производителей решает предложить к продаже за период, обусловлено набором факторов, но основным фактором является цена. Математически это выражается в функции предложения:

QSx = f (Px, Pr, Pa, K, T, S, N, W, B), где

QSx – объем предложения товара Х;

Px – цена на товар Х;

Pr – цены на используемые ресурсы;

Pa – цены на другие товары;

K – технологические возможности производителя;

T , S – налоги и дотации;

N – число продавцов на рынке;

W – ожидание производителей;

B – прочие факторы.

Если все факторы, определяющие объем предложения, кроме цены данного товара, счи­тать неизменными, то от функции предложения можно перейти кфункции предложения от цены:

QSx = f (Pх).

Закон предложения гласит: объем предлагаемого к продаже товара будет тем больше, чем выше цена на товар (прямая зависимость). Закон предложения не столь абсолютен, как закон спроса, всегда можно найти примеры, когда количество предлагаемого товара увеличивается, даже при постоянных ценах, а в некоторых случаях это количество остается ка­кое-то время постоянным независимо от увеличения или падения цен.

Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагае­мого товара при каждом значений цены, при этом другие факторы, влияющие на объем предложения, остаются постоянными (рис. 9).

                       
 
P
  Вопрос 16. Рыночное предложение. Кривая предложения - student2.ru
 
 
P2
 
 
P1
 
 
   
 
Q
     
Q1
 
Q2
 

Рис. 9. Кривая предложения

Кривая предложения направлена вверх, поскольку для увеличения объема предложения в отрасль должно быть направлено больше ресурсов, а это в целом увеличивает издержки. Чтобы получить больше продукции работники должны работать сверх установленного времени и получить за это сверхурочные или бо­лее высокую заработную плату. Если нагрузка на оборудование увеличивается, то случается больше поломок и требуется больше средств для поддержания обо­рудования в рабочем состоянии.

Как и кривая спроса, кривая предложения зависит от условий, сложившихся в данное время. Когда в результате изменения каких-либо факторов, за исклю­чением цены, условия изменятся, тогда изменится и положение кривой предло­жения на графике (рис. 10).

                       
 
P
  Вопрос 16. Рыночное предложение. Кривая предложения - student2.ru
      Вопрос 16. Рыночное предложение. Кривая предложения - student2.ru
 
 
 
    Вопрос 16. Рыночное предложение. Кривая предложения - student2.ru
 
   
 
Q

Рис. 10. Изменение предложения

2. Факторы, определяющие предложение, были перечислены выше. Рассмотрим подробнее влияние на величину предложения каждого из них.

Технология. Количество товара, который продавцы готовы предложить по любой заданной цене главным образом зависит от издержек производства этого то­вара. Например, разработка более эффективного способа ловли крабов уменьши­ла бы издержки на их добычу, что сдвинуло бы кривую предложения вправо.

Цена факторов производства. Издержки производства определяются средствами, израсходованными на факторы производства: выплату заработной платы рабо­чим, приобретение средств производства и т.д. Если, например, возрастут тарифы на электроэнергию, или повысится заработная плата нефтяников, то кривая пред­ложения нефти сместится влево.

Число продавцов. Чем больше фирм предлагает какой-либо товар, тем боль­шее количество этого товара предлагается по любой данной цене. Так, чем боль­ше компаний возьмутся за выпуск компьютеров, тем больше кривая предложе­ния ПК переместится вправо.

Прогнозы. При принятии текущих производственных решений продавцы, несомненно, будут ориентироваться на ожидаемые изменения цен. Например, предложение может увеличиться вследствие желания распродать товарные запасы или потому, что производители прогнозируют снижение спроса через несколько месяцев и полагают, что выгоднее реализовать товар сегодня, а не завтра.

Наши рекомендации