Международное и государственное регулирование миграции рабочей силы
Проблемами, связанными с миграцией населения и рабочей силы занимается большое число глобальных учреждений и организаций, и, прежде всего в рамках ООН. Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения.
Ряд международных договоров, принятых Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на улучшение образования трудящихся-мигрантов и членов их семей.
Возрастает роль международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам.
В документах Международной организации труда (МОТ) содержатся положения которые:
- устанавливают равенство в отношении мигрантов независимо от их национальности, расовой принадлежности, религии, пола и т.п.;
- обеспечивают защиту прав трудящихся-мигрантов;
- определяют условия найма, размещения и условия труда мигрантов;
- провозглашают равенство в уровне минимальной заработной платы и социальном обеспечении;
- предусматривают возможность для трудящихся-мигрантов получение образования или повышения квалификации в стране пребывания и другие.
Таким образом, требования к мигрантам со стороны международных организаций носят более либеральный характер.
Государственное регулирование миграционных процессов носит более жесткий и выборочный характер.
Страны-импортеры трудовых ресурсов свою иммиграционную политику основывают, прежде всего, на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов.
В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, которые ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимается во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере. Иммиграционная квота может быть распределена и в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов.
Регулирование качественного состава трудящихся-иммигрантов осуществляется в принимающих странах путем предъявления определенных требований. К числу таких требований относятся:
- наличие процедуры признания имеющихся у мигранта документов об образовании или профессиональной подготовке, а также имеющегося опыта работы по специальности;
- возрастной ценз, который повышает шанс получить разрешение на въезд в страну молодых претендентов;
- наличие хорошего состояния здоровья у прибывающего мигранта;
- ограничения личного и психологического плана, запрет на въезд наркоманов, представителей партий тоталитарного типа и т.п. и другие.
Значение того или иного качественного признака при отборе иммигрантов не является постоянным и может меняться в пользу других приоритетов. Вместе с тем, ряд важнейших характеристик, таких как возрастной ценз, наличие трудового сертификата, обладание определенной профессией и профессиональной подготовкой являются в основном обязательными.
Одной из целей иммиграционной политики является защита национального рынка труда он неконтролируемого притока иностранной рабочей силы. Для осуществления этой цели государства-импортеры применяют меры, направленные на сокращение или предотвращение иммиграции, а также на сокращение иностранной рабочей силы в стране пребывания.
Многие страны-импортеры рабочей силы приняли и реализуют государственные программы стимулирования репатриации официально зарегистрированных иностранцев, в которых преобладают экономические стимулы: предоставление материальной помощи, предоставление возможности приобретения профессии и т.п.
Эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов с одной стороны предполагает защиту интересов государства-экспортера трудовых ресурсов путем регулирования масштабов эмиграции и качественного состава эмигрантов, выезжающих за пределы страны. Некоторые страны проводят политику сдерживания эмиграции, особенно в отношении высококвалифицированных специалистов и при нехватке квалифицированной рабочей силы, а также при неблагоприятной демографической ситуации.
С другой стороны, посредством миграционной политики преследуются следующие цели:
- эмиграция трудовых ресурсов должна способствовать сокращению безработицы;
- способствовать поступлению валютных средств от трудящихся-эмигрантов;
- добиваться обеспечения соответствующего жизненного уровня эмигрантам за рубежом и другие.
Таким образом, эмиграционная политика стран-экспортеров трудовых ресурсов должна обеспечивать как защиту государственных интересов, так и прав и свобод трудящихся-мигрантов.
Мировой рынок труда
Положительное влияние миграции рабочей силы на страны-импортеры и страны экспортеры обеспечивается за счет функционирования мирового рынка труда
Мировой рынок труда – это система экономических механизмов, норм и инструментов, обеспечивающих спрос и предложение рабочей силы на международном уровне.
Рынок труда, подчиняясь в целом законам спроса и предложения, во многих отношениях представляет собой специфический рынок. Здесь регуляторами являются факторы не только макро- и микроэкономические, но и социальные, социально-психологические, не всегда имеющие отношение к зарплате. Ввиду этого он постоянно подвергается воздействию со стороны государства, корпораций, профсоюзов и международных организаций.
Функционально-организационная структура рынка трудавключает в себя следующие элементы: общие принципы как международной, так и государственной политики в области занятости и безработицы, систему подготовки кадров, систему найма, контрактную систему, фонды поддержки безработных, систему переподготовки и переквалификации, биржи труда, правовое регулирование занятости. Например, трудоустройство иностранцев за границей основано на контрактной системе.
Формированию международного рынка труда способствовало углубление международного разделения труда. Его развитие — объективный результат возрастания мобильности двух главных факторов производства — труда и капитала.
Капитал предъявляет растущий спрос не только на рабочую силу страны своего базирования, но и на иностранную, которая при прочих равных условиях может обладать рядом преимуществ. За счет которых, повышается эффективность производства: снижаются издержки производства в результате использования более дешевой иностранной рабочей силы; «утечка умов» способствует развитию НТП и т.д.
Предложение на мировом рынке труда обеспечивается международной миграцией рабочей силы. В связи с этим, серьезным фактором формирования мирового рынка труда стали возросшая способность и стремление рабочей силы к межрегиональным и межотраслевым передвижениям, что обусловлено не только экономическими, но и иными мотивами: поиск более высокого социального статуса и возможности самоутверждения; неудовлетворенность общими условиями проживания в своих странах (например, «экологические беженцы»); бегство из зон этнической напряженности и военных конфликтов и т.д.
Основными тенденциями развития современного международного рынка труда являются:
- рынок международной рабочей силы увеличивается за счет эмигрантов из стран с переходной экономикой;
- усиливается конкуренция на мировом рынке рабочей силы;
- продолжает существовать дискриминация мигрантов;
- повышаются входные барьеры проникновения на мировой рынок рабочей силы;
- активизируется деятельность профсоюзов, стремящихся отстоять интересы отечественной рабочей силы;
- усиливается роль МОТ и других международных организаций в регулировании международного рынка труда.
Основные категории и понятия
Эмиграция, иммиграция, виды трудовой миграции, мировой рынок труда, миграционная политика государства, Международная организация труда (МОТ).
Контрольные вопросы
1. Назовите причины мировой миграции рабочей силы в современной экономике.
2. Какие страны являются центрами мировой миграции в настоящее время?
3. Какие типы международной миграции рабочей силы Вы знаете?
4.Перечислите цели и методы государственной миграционной политики.
5. Назовите цели создания и основные направления деятельности Международной организации труда.