Смета затрат используется для составления материальных балансов и для расчета прибили
Недостатки: по смете затрат нельзя определить причину и место отклонения в затратах, нельзя рассчитать себестоимость отдельных видов продукции.
Калькуляция – группировка затрат по статьям.
Калькуляция состоит из следующих статей:
1.сырье и основные материалы за вычетом возвратных отходов
2.вспомогательные материалы на технологические цели
3.пар и вода на технологические цели
4.основная з/п производственных рабочих
5.дополнительная з/п производственных рабочих
6.отчисления на социальные нужды
7. затраты на освоение и подготовку
8.общепринятые расходы(на содержание и эксплуатацию оборудования и цеховые расходы)
9.общехозяйственные расходы
10. коммерческие расходы
Виды себестоимости:
-цеховая-это затраты цеха на производство продукции (с 1 -8 статью)
-производственная-это затраты предприятия на производство продукции(с 1-9)
-полная-это затраты предприятия на производство и реализацию продукции (с 1- 10 )
Калькуляция себестоимости продукции:
-средняя(обезличенная)-составляется в целом по предприятию на все виды выпускаемой продукции.
-сортовая-составляется отдельно по каждому виду выпускаемой продукции, это необходимо для определения цены и рентабельности отдельных видов продукции.
Сортовая калькуляция:
-прямые-это затраты которые непосредственно можно рассчитать по каждому виду продукции(1 статья, 3 статья)
-косвенные-это затраты которые нельзя рассчитать прямым счетом по видам продукции,распространяются между видами продукции пропорционально косвенным признакам.
Сортовая калькуляция рассчитывается сцелью определения цен на продукцию и определения эффективности производства разных видов продукции.
Затраты входящие в себестоимость классифицируются:
-по назначению
1.основные материалы- стоимость материалов заработанных в готовую продукцию(1 статья)
2.стоимость обработки- это затраты прямо или косвенно связанные с обработкой сырья о полуфабрикатов(2-9 статьи)
- в зависимости от роли в процессе производства
1.основные,непосредственно участвующие в процессе производства( сырье, топливо, электроэнергия)
2.накладные,косвенно связанные с выпуском продукции(8-9 статьи)
-по отношению к объему производства затраты:
1.постоянные- не зависят от объема выпускаемой продукции(амортизационные отчисления,общехозяйствееные расходы)
2.прямые- зависят от объема производства(расходы на сырье,на вспомогательные материалы)
-по способу включения в себестоимость отдельных видов продукции
1.прямые
2.косвенные
-в зависимости от участия затрат в процессе производства
1.производственные- прямо или косвенно участвующие в процессе производства продукции( 1-9 статью)
2.коммерческие –связанные с реализацией продукции(10 статья)
Направления планирования себестоимости:
-по сравнимой продукции-те виды которые производились на предприятии в предыдущем периоде и будут выпускаться в плановом.
-по затратам на 1 рубль готовой продукции
Прибыль- важнейший показатель эффективности работы предприятия.
Значение прибыли:
-создает финансовую базу для самофинансирования
-за счет прибыли выполняются обязательства предприятия перед бюджетами, банками и т.д.
-используется для оценки производственной и финансовой деятельности предприятия
Виды прибыли:
-прибыль до налогообложения
-прибыль от реализации продукции
-прибыль от продажи ОФ
-прибыль от продажи материалов
Цена–это денежное выражение стоимости товаров или это величина за которую продавец согласен продать товар, а покупатель купить ее.
Значение цены:
1.от уровня цены зависит величина получаемой прибыли, конкурентоспособность продукции и финансовая устойчивость предприятия.
2.цена влияет на степень удовлетворения потребителей
3.цена оказывает влияние на налоговые отчисления бюджета
Функции цены:
1.информационная
2.распределительная
3.стимулирующая(стимулирует производство дефицитных товаров)
Виды цен:
I
1.Оптовые- формируются на предприятии и составляются из затрат и прибыли-используется для расчета товарной продукции и других показателей внутри предприятия.
2. Оптово- отпускная-при продаже продукции покупателю.
3. Цена промышленности – используется при продаже продукции посреднику.
4. Розничная
IIв зависимости от степени свободы установления цены
-рыночные-устанавливаются на основе спроса и предложения на рынке
-контрактные- устанавливаются при заключении договора (купли- продажи продукции)
-регулирующие- устанавливаются под контролем государства, регионов и местной администрации (единые,региональные и местные цены)
III по сроку действия
-постоянные
-временные
-сезонные
-разовые
Единые цены- устанавливаются и регулируются федеральными органами власти на всей территории РФ.
Региональные–устанавливаются исполнительной властью регионов и учитывают особенности отдельных территорий(цена на природный газ)
Местные– устанавливаются администрацией города, поселка.
Методы регулирования цен:
-прямые-осуществляются путем установления фиксированных цен, предельного уровня цен, установление пределов надбавок к ценам.
- косвенные-реализуются через налоги и налоговые льготы.
Ценообразование- это процесс установления цены на продукцию.
Исходная цена- формируется на предприятии
Окончательная цена- устанавливается на рынке
Методы ценообразования:
1.методы основанные на затратах:
-затратный-связанный с производством и реализацией продукции
-агрегатный-используется когда продукция состоит из отдельных конструктивных элементов на каждый из которых можно рассчитать свою цену.
-структурный- заключается в определении структуры себестоимости,цены и при пересчете цены отдельных видов затрат( при их изменении)
Недостаток этих методов: цены не учитывают спрос на рынке и особенности потребительских свойств продукции.
2.параметрические методы:
-метод удельной цены-основан на выделении основной характеристики изделия и определение цены этой характеристики.
-балловый метод-основан на выделении группой экспертов основных характеристик изделия,их ранжирования и оценки каждой характеристики.
-кореляционно-регрессионный метод-заключается в том, что с помощью вычислительной техники определяют количественную зависимость цены от отдельных потребительских характеристик.
3.рыночные методы
-следование за лидером- заключается в том, что цена устанавливается на уровне цен предприятия лидера на рынке.
-закрытых торгов- используется при размещении крупного товара среди исполнителей.
Цели предприятия:
-расширение рынка сбыта
-увеличение прибыли
-завоевание имиджа предприятия как производителя высококачественных товаров.
Ценовые стратегии при реализации нового товара:
1.стратегия «снятия сливок»: получение максимальной прибыли за небольшой период времени. Первоначально цены устанавливаются выше чем у конкурентов.
2.стратегия нейтрального ценообразования: получение стабильной прибыли в течении длительного времени и сокращение рынка сбыта. Цена устанавливается на уровне цен конкурентов.
3.стратегия ценового прорыва: выход на новые рынки, реализация рынка сбыта. Цена устанавливается ниже чем у конкурентов.
Ценовые стратегии при реализации существующих товаров:
1.стратегия скользящей цены- цена зависит от уровня спроса на продукцию.
2.стратегия установления специальных цен –цена формируется в зависимости от особенностей товара и рынка сбыта.
3.стратегия неокругленных цен
4.стратегия использования скидок на цены
Конкурентоспособность предприятия зависит от:
-уровня технической базы
-степени прогрессивности технологических процессов
-уровня организации труда
-производства и управления
План технического развития включает следующие разделы:
1. Совершенствование ассортимента и улучшение качества продукции.
2. Внедрение прогрессивной технологии, механизация и автоматизация производства.
3. Совершенствование систем управления, планирования и организации производства.
4. Повышение эффективности использования топливно-энергетических ресурсов.
5. Обновление и модернизация оборудования.
6. Научно- исследовательские и опытно- конструкторские работы.
Затраты при расчете экономического эффекта:
-текущие-направляются для получения экономии в течении года, такие затраты включаются в себестоимость продукции.
-капитальные-это крупные затраты которые оккупаются в течении длительного времени и покрываются за счет прибыли предприятия.
Приведенные затраты (применяются если предприятие требует капитальных затрат) –это текущие и капитальные затраты приведенные к одному периоду времени.
Бизнес – планирование- это план развития бизнеса на предстоящий период, в котором сформулированы основные цели развития бизнеса, стратегия,направления хозяйственной деятельности.
2 основные цели бизнес-плана:
1.БП создается чтобы открыть новую компанию, предложить производство нового продукта, обосновать инвестиционный план.
2.БП составляется для привлечения партнеров, кредиторов или инвесторов и участию в проверке, чтобы добиться финансирования.
Типы БП:
-производственное(внутреннее БП)- составляется для планирования и прогнозирования деятельности предприятия.
-инвестиционное БП- предусматривает строительство,замену старой техники на новую.
-БП финансового оздоровления- составляется предприятием ,находящемся в состоянии неплатежеспособности,т.е. на грани банкротства.
-БП для получения кредита с целью пополнения оборотных средств или для реализации проектов развития производства.
Принципы БП:
1.многовариантность- предусматривает разработку нескольких вариантов решения проблемы и выбор наиболее оптимального.
2. многоаспектность –предусматривает рассмотрение многих аспектов: производственное, организационное, коммерческое, экологические и т.д.
3.гибкость- адаптация БП к изменению внешней среды
4.адекватность – отражение реальных проблем и самооценки в процессе планирования.
Функции БП:
-оценка возможности далбнейшего развития предприятия и контроля процессов внутри фирмы.
-создание системы стимулирования и координации действий всех сотрудников фирмы.
Структура БП:
1. Резюме
2. Описание отрасли
3. Маркетинг и сбыт продукции
4. Производственный план
5. Организационный план
6. Финансовый план
7. Риски и гарантии
8. Эффективность проекта
Приложение
Разработка БП:
1.Создается группа по разработке и определяются системы финансового обеспечения.
2.Осуществляется сбор необходимых данных, определяется методика расчета.
3.Проводятся переговоры с потенциальными партнерами, кредиторами.
4.Реализация БП.