Радикальные изменения в субъектах собственности и ее социализация

Эволюция объектов собственности вызывает глубокие изменения ее субъектов. Они заключаются, прежде всего, в том, что часть высококвалифицированных ученых и специалистов, работая по найму в научно-исследовательских лабораториях корпораций, университетах и т. п., параллельно занимается предпринимательской деятельностью, организовывает свое рисковое, или венчурное дело. Кроме того, эти специалисты могут работать по контракту в нескольких фирмах, или совмещать работу по найму. Таким образом, собственник высококвалифицированной рабочей силы, работая по найму, может одновременно стать субъектом частной собственности как в индивидуальной, так и коллективной формах. Полисубъектность частично распространяется и на наемных работников, а также служащих низшей квалификации, когда они становятся собственниками определенного количества акций фирмы.

Если оценивать социально-экономическую направленность изменений, происходящих с отношениями собственности со стороны их объектов, то становится очевидной тенденция к их растущему обобществлению. Подобное обобществление осуществляется на уровне отдельного предприятия, фирмы, корпорации, организации, государства и на межнациональном уровне. С позиций формационного подхода, то есть рассмотрения движения мировой цивилизации от менее развитой социально-экономической формации к более развитой, эволюция собственности со стороны объектов и субъектов присвоения происходит в направлении ее социализации. Это означает, что доминирующую роль среди объектов собственности играют те, которые должны быть в собственности или отдельных трудовых коллективов, или государства.

Существенные изменения происходят в таких формах реализации собственности, как владение, распоряжение и пользование. Если на низшей стадии развития капитализма, когда господствовала индивидуальная частная собственность, эти права принадлежали преимущественно одному лицу (исключением было сельское хозяйство, где землевладелец нередко предоставлял землю в аренду арендатору), то в современных условиях собственники предприятий в различных отраслях промышленности передают свои права другим лицам, получая за это вознаграждение. Кроме того, широко практикуется передача управления своей собственностью, что означает усиление процесса отделения капитала-собственности от капитала-функции.

Еще одной важной чертой современных отношений собственности в развитых странах является процесс определенной деперсонификации собственников и переход их собственности в руки юридических лиц (компаний, банков, других финансовых институтов).

Одновременно идет процесс усиления персонификации собственности через механизм приобретения акций. Частично он осуществляется и через пенсионные и страховые фонды.

Покупка акций частью трудящихся, особенно по льготным ценам, дает им возможность в очень ограниченных масштабах присваивать часть прибыли, частично преодолевать их отчужденность от средств производства. Кроме того, распространение акционерной собственности способствует созданию профсоюзной собственности — собственности трудового коллектива на определенную часть предприятия.

В ФРГ принят закон о формировании собственности трудящихся, конституционно закреплено их паритетное участие в наблюдательных советах на предприятиях, численностью более 1 000 чел.

В Швеции в 1983 г. принят закон, согласно которому часть акций частных компаний переходит в собственность трудящихся или в их фонды. Это осуществляется с помощью специального налога на прибыль, а также дополнительных отчислений из фонда заработной платы. В результате сотрудники получают определенные права участия в делах компании. В 1990 г. в стране завершился процесс формирования пяти фондов трудящихся. Каждый из них имеет право на приобретение не более 6 % акций у любой компании, зарегистрированной на фондовой бирже. Решением парламента общая доля фондов в стоимости акций биржи не должна превышать 5 %. Особенностью функционирования таких фондов является то, что ведущая роль в их управлении принадлежит общественным организациям, и, прежде всего, профсоюзам.

Для Швеции характерна и такая специфическая практика приобретения акций, как «конвертибл». Она заключается в том, что рабочий или служащий предоставляет кредит предприятию, на котором работает, а через определенное время получает взамен акции на льготных условиях.

В Англии акции между персоналом распределяются в зависимости от размеров получаемой заработной платы или стажа работы в фирме. В первой половине 80-х гг. удельный вес работников, которые приобрели акции по фиксированной цене, вырос во всех сферах экономики с 13 до 23·%.

Это свойство развития акционерной собственности имеет негативный аспект: нередко корпорации под угрозой увольнения работников заставляют их выкупать отдельные убыточные заводы и филиалы.

В начале 1991 г. в США на 11 тыс. предприятиях, частично или полностью выкупленных работниками, работало около 10 млн рабочих и служащих, что составило около 10 % совокупной рабочей силы. Переход к новой форме собственности обусловил автоматический рост производительности труда на 10-15 %. Прибыль работников этих предприятий состоит из заработной платы и дивидендов, которые приходятся на часть собственности предприятия, принадлежащую отдельному работнику. Раньше эта часть прибыли поступала собственникам фирм. Характерно, что накопленные средства работник получает только при увольнении, он не имеет права претендовать на принадлежащую ему долю собственности и может получить лишь ее стоимостный эквивалент. Собственность принадлежит коллективу и не дробится.

На уровне отдельных предприятий частично теряет свою силу отчуждение работников от процесса управления производством. В некоторых развитых странах существует немало кооперативов, функционирующих на принципах самоуправления. Их в США немного — около 100, и работает на них примерно 10 тыс. чел. Но в странах ЕС в производственных кооперативах трудится почти 1 млн чел. Кроме производственных кооперативов, здесь функционируют сбытовые, потребительские, жилищные и др. Всего их насчитывается более 120 тыс. с числом занятых около 2,5 млн чел.

На предприятиях, полностью выкупленных трудящимися, в значительной мере перестает существовать присвоение собственниками средств производства большей части созданного наемными работниками продукта, в частности, всего прибавочного продукта. В зависимости от количества акций, суммы трудовых сбережений в сберегательных кассах, работники присваивают определенную часть прибыли. Отмеченная черта теряет свою силу не в полной мере, потому что другую часть прибыли присваивают различные финансовые институты, промышленные, торговые, транспортные корпорации, которые продают или покупают, предоставляют услуги таким предприятиям и извлекают часть прибыли через механизм цен. В значительной степени указанная черта теряет силу на тех предприятиях корпоративного и государственного секторов экономики, где часть наемных рабочих и служащих может приобрести акции по льготным ценам.

В зависимости от масштабов распространения народных предприятий, кооперативов существенно модифицируется основная цель капиталистического способа производства. На этих предприятиях главная цель — максимизация прибыли на одного занятого.

Растущую роль в этом процессе играют социальные расходы государства, то есть расходы на развитие образования, здравоохранения, профессиональную подготовку, выплату пенсий и компенсаций в случае безработицы и др. В Швеции на социальные цели государство расходует треть всего ВНП (самый высокий показатель среди развитых стран). В США удельный вес государства в финансировании многих социальных программ составляет 18-20 %. За 1970-1995 гг. социальные расходы только из федерального бюджета США увеличились с 58,0 до 830,0 млрд дол. С 1951 по 1996 г. Расходы государства (в ценах 1982 г.) на душу населения в США, ФРГ и Швеции выросли более, чем в 6 раз.

Источник этих расходов — налоговые поступления от трудящихся, а также налоги с прибыли компаний и фирм. Такие расходы одновременно выступают в виде общенациональной формы заработной платы и свидетельствуют о растущем коллективном и общественном характере воспроизводства рабочей силы и усилении роли в этом процессе государства. Его социальные расходы в определенной мере дополняются социальными программами корпораций. В США, например, средние расходы крупной американской компании на здравоохранение составляют 13,6 % фонда заработной платы, или почти 2,6 тыс. дол. на каждого работающего.

Доля государства в конечных доходах населения значительно колеблется в зависимости от уровня заработной платы. Например, в Японии у 10 % самых бедных людей около 28 % дохода формируется за счет заработной платы, около 4 — от индивидуальной трудовой деятельности и почти 60 % — за счет дотаций органов социального обеспечения. В этой стране один из самых низких показателей разницы доходов богатых и бедных. Так, в 1985 г. разница в уровне реальных доходов между 20 % самых богатых и 20 % самых бедных составляла всего 2,58 раза. Это обстоятельство также в значительной мере раскрывает секрет «японского чуда».

Наши рекомендации