Методические рекомендации по Особенной части Уголовного процесса

К теме 10. Возбуждение уголовного дела

С возбуждением уголовного дела начинается дальнейшее произ­водство по нему. В литературе имеется суждение, что возбуждение уголовного дела не имеет самостоятельного значения стадий процес­са (см., например, Михайленко А.Р. Возбуждение уголовного дела, Саратов, 1975).

Зная признаки, присущие любой стадии уголовного процесса, курсанты путем анализа ст.ст. 140-149 УПК РФ должны выя­вить свое отношение к существующим позициям.

Содержание возбуждения уголовного дела нельзя сводить лишь к принятию соответствующего решения. Нередко принятию решению пред­шествует процессуальная деятельность по проверке первичного мате­риала. В необходимых случаях принимаются меры по предотвращению или пресечению преступления, закреплению следов преступления.

Для возбуждения уголовного дела необходимы повод и основа­ние, отсутствие обстоятельств, исключающих производство по уго­ловному делу.

В ст. 140 УПК РФ предусмотрены два условия: повод и осно­вание. Курсантам нужно знать определение понятий указанных усло­вий уметь перечислить все предусмотренные законом источники све­дений о преступлениях, имея в виду их исчерпывающий характер (пе­речень).

Вопрос о явке с повинной в условиях исправительных учрежде­ний имеет определенный практический интерес в связи с указаниями Прокуратуры РФ о проведении такой работы сотрудникам ИУ. Нужно знать требования, предъявляемые к каждому из поводов.

При изучении основания к возбуждению уголовного дела следует исходить, что пределы доказывания в этот момент связаны с решени­ем вопроса о наличии достаточных данных, указывающих лишь на признаки преступления.

Обстоятельства, исключающие производство по уголовному делу, перечислены в ст. 24 УПК РФ. Чаще всего бывает, что эти обстоя­тельства остаются неизвестными в момент поступления сведений о совершенном преступлении. В таких случаях возбуждается уголовное дело, которое в дальнейшем прекращается при выявлении того или иного обстоятельства ст.24 УПК РФ.

Специфика процессуальной формы этой стадии проявляется в способах установления оснований к возбуждению уголовного дела. Закон запрещает производство следственных действий в этой стадии (исключение составляет осмотр места происшествия). Слушателю сле­дует выяснить характер и средства установления необходимых осно­ваний, взаимодействие следователя с органами дознания, порядок разрешения заявлений и сообщений граждан о совершении преступле­ний. В связи с этим нужно знать не только нормы УПК, но и приказы Прокурора РФ и МВД РФ (по указанию преподавателя).

Виды принимаемых в этой стадии решений предусмотрены в ст. 145 УПК РФ.

Нужно знать структуру и содержание постановлений, принимае­мых в стадии возбуждения уголовного дела, исходя из трехчленной структуры постановления, уметь его составить.

Необходимо знать круг органов и должностных лиц, принимающих решение о возбуждении уголовного дела, полномочия прокурора по надзору за за­конностью производства в этой стадии (см. Закон о Прокуратуре РФ). Следует обратить внимание на ст. 157 УПК РФ, согласно которой начальники исправительных учреждений, следствен­ных изоляторов является органом дознания по делам о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенных сотруд­никами этих учреждений, а равно по всем делам о преступлениях, совершенных в расположении указанных учреждений.

Необходимо также учитывать особенности возбуждения уголовных дел частного и частно-публичного обвинения.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 4, 5, 7, 15, 9, 18, 19, 20, 61, 62]

Дополнительные: [78, 89, 112, 136, 162, 171, 174, 184, 194, 225, 241, 244, 247, 261, 274-278, 288, 316]

К теме 11. Общие условия предварительного расследования

Предварительное расследование, следуя за возбуждением уго­ловного дела, представляет самостоятельную стадию, на которой в установленном законе порядке соответствующие компетентные органы путем производства следственных и процессуальных действий собира­ют и проверяют доказательства, при наличии к тому оснований прив­лекают конкретных физических лиц в качестве обвиняемого.

Методологической основой к изучению этой темы являются Конс­титуция РФ.

Предварительное расследование включает в себя ряд этапов, образующих самостоятельную систему действий и правоотношений. Оно начинается, как правило, с принятия следователем дела к своему производству и заканчивается при определенных условиях составле­нием обвинительного заключения.

Предварительное расследование осуществляется в форме дозна­ния и предварительного следствия. Необходимо знать общие и отли­чительные черты этих форм расследования, перспективы их дальней­шего развития.

Поскольку указания прокурора для органов предварительного расследования носят, по общему правилу, обязательный характер ус­пешное изучение этой темы и последующих тем, связанных с произ­водством расследования, слушатель должен изучить соответствующие ведомственные акты Прокурора РФ.

Общие условия предварительного следствия не противоречат принципам уголовного судопроизводства, первые обеспечивают реализацию пос­ледним.

По вопросу о подследственности следует обратить внимание на ст.ст.150, 151 УПК РФ.

Следует обратить внимание на порядок соединения и выделения уголовных дел, и порядок исчисления сроков.

При изучении вопроса о соединении и выделении уголовных дел необходимо знать критерии, соблюдение которых обусловливает за­конность принятого решения по этому вопросу, процессуальный поря­док оформления этого решения.

Отдельным вопросом выделено производство неотложных следственных действий. В настоящее время в УПК РФ нет перечня следственных действий, которые следует считать неотложными, дано лишь определение неотложных следственных действий в ст. 5 УПК РФ.

Новым положение в общих условиях предварительного расследования является основания и порядок

Раскрытие общих условий предварительного расследования нашло свое отражение в целом ряде монографий (см. планы семинарских и практических занятий).

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 4, 5, 18, 19, 20, 41, 42, 43, 61, 62]

Дополнительные: [77, 112, 121, 134, 137, 145, 169, 170, 193, 209, 295, 302-313, 330, 352]

К теме 12. Предварительное следствие

Следует знать сроки предварительного следствия и порядок их продления. При этом надо учесть, что закон в отличие от сроков содержания под стражей не устанавливает предельных сроков предва­рительного следствия.

Вопрос о расследовании уголовных дел группой следователей урегулирован ст. 163 УПК РФ (см.: Карнеева Л.М., Галкин И.С. Расследование группой следователей. М., 1965).

При производстве предварительного следствия основная деятельность следователя направлена на производство следственных действий. Ст. 164 УПК РФ регламентирует общие правила производства следственных действий. При условии, что производство следственных действий нарушает права и свободы граждан, то производство следственного действия осуществляется при наличии судебного решения. Порядок его получения регламентируется ст. 165 УПК РФ.

Порядок производства следственных действий и закрепления их результатов оформляется протоколом следственного действия. Требования к нему закреплены в ст. 166 УПК РФ.

Переводчик, специалист и понятые содействуют успешному осуществлению задач уголовного судопроизводства. Изучая вопрос о переводчике, следует глубже ус­воить те нормы УПК, которые регулируют его участие в деле (см., например, Саркисянц Г.П. Переводчик в советском уголовном процес­се. Ташкент: Фан, 1974).

Участие в деле специалиста имеет факультативный и обязатель­ный характер. В связи с этим нужно путем изучения УПК выявить случаи обязательного участия специалиста при производстве следс­твенных действий. По этому вопросу следует ознакомиться с рядом исследований (см., например, Мельникова Э.Б. Участие специалистов в следственных действиях. М.: Юрид. лит., 1964; Мо­розов Г.Е. Участие специалиста в стадии предварительного рассле­дования. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1976).

Участие понятых в уголовном процессе является гарантией ус­тановления истины, законности деятельности органов предваритель­ного расследования. Курсантам надо знать права и обязанности по­нятых, круг следственных и процессуальных действий, в которых участие понятых является обязательным, особенности подбора поня­тых в условиях исправительных учреждений (см., например, Сарки­сянц Г.П. Понятые в советском уголовном процессе. Ташкент: Фан, 1975).

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 4, 5, 7, 13, 18, 19, 20, 42, 43, 61, 62]

Дополнительные: [74, 77, 112, 114, 121, 123, 126, 128, 137, 140, 141, 145, 149, 157, 193, 194, 208, 209, 210, 211, 230, 232, 233, 239, 240, 242, 245, 246, 247, 284, 285, 294, 295, 323, 327, 329, 336, 346, 352, 353]

К теме 13. Дознание

Институт дознания регулируется ст. 22 Конституции РФ, ст.ст. 223-226 УПК РФ, Законом «О содержании под стражей по­дозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Дознание являет одной из форм расследования.

Следует обратить внимание на историю развития института доз­нания в уголовном процессе (см., например, Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса, т.2, М.: Наука, 1970) и перспективы его дальнейшего развития.

При изучении этой темы необходимо иметь в виду, что уголов­но-процессуальная деятельность наших выпускников, работающих в оперативных подразделениях исправительных учреждений, будет осуществляться в виде производства неотложных следственных действий.

Дознание по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, является одной их форм расследования дела в полном объеме по небольшому количеству категорий преступ­лений. По этому вопросу курсанты должны знать содержание этой формы дознания, его начальный и окончательный моменты, сроки и порядок их продления, особенности этой формы расследования.

Следует обратить внимание на структуру и содержание обвинительного акта. Рассматриваются решения прокурора по уголовному делу, необходимо отметить особенности возвращения уголовного дела для производства дополнительного дознания.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 4, 5, 7, 18, 19, 20, 41, 43, 45, 61, 62]

Дополнительные: [74, 77, 112, 114, 121, 123, 126, 128, 137, 140, 141, 145, 149, 151, 157, 193, 194, 208, 209, 210, 211, 230, 232, 233, 239, 240, 242, 245, 246, 247, 260, 284, 285, 294, 295, 323, 327, 329, 336, 346, 352, 353]

К теме 14. Привлечение в качестве обвиняемого

При изучении этой темы нужно глубже усвоить принцип презумп­ции невиновности, ст.49 Конституции РФ, постановление № 5 Пленума Верховного Суда СССР от 16 июня 1978 года «О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту» // Бюллетень Верховного Суда СССР», 1978, № 4.

Институт привлечения в качестве обвиняемого регулируется главой 23 УПК РФ, надо знать определение понятий и пределы доказывания на этапе привлечения лица в качестве обвиняемого.

Следует обратить внимание на институт депутатской неприкос­новенности.

В литературе нет единства мнений по целому ряду вопросов, связанных с привлечением лица в качестве обвиняемого (см. напри­мер, Строгович М.С. Курс советского уголовного процесса, т. 2, М.: Наука, 1970). Следует разобраться в соотношении понятий привлечение к уголовной ответственности и привлечение в качестве обвиняемого (см., например, Карнеев Л.М. Привлечение к уголовной ответственности. Законность и обоснованность. М.: Юрид. лит., 1979).

Необходимо усвоить порядок вызова, предъявление обвинения и допроса обвиняемого, а также основание и порядок изменения и до­полнения обвинения, овладеть навыками по составлению соответству­ющих постановлений.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 4, 5, 7, 15, 18, 19, 20, 32, 57, 61, 62]

Дополнительные: [187, 274-278, 302-313]

К теме 15. Следственные действия и осуществление их в исправительных учреждениях

Следственные действия, являясь по своей природе процессуаль­ными, направлены на установление истины, поскольку они сопряжены с собиранием и проверкой доказательств.

Понятие процессуальных действий по своему объему шире поня­тия следственных действий (см. по этому поводу - Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма. М.: Юри­д. лит., 1981).

При изучении этой темы особое внимание необходимо обратить на определение понятия конкретного следственного действия, целей, порядка его проведения, процессуальное оформление.

Уяснению природы конкретного следственного действия может помочь его сопоставление с другим следственным действием, в ходе которого нужно уметь найти общие и отличительные черты.

В литературе нет однозначного мнения относительно возможнос­ти предъявления для опознания по фотографии при наличии опознава­емого лица из-за тактических соображений в условиях исправительных учреждений (см., нап­ример, Самошина З.Г. Вопросы теории и практики предъявления для опознания на предварительном следствии. М.: МГУ, 1976). В связи с этим необходимо изучить соответствующую литературу и выразить свое отношение по этому вопросу. Необходимо уяснить особенность предъявления для опознания в отсутствие визуального контакта между опознающим и опознаваемым.

Обыск, выемка, наложение ареста на имущество, эксгумация, освидетельствование, получение образцов для сравнительного иссле­дования относятся к мерам процессуального принуждения. Они в той или иной мере сопряжены с ограничением отдельных прав граждан, поэтому в законе предусмотрены дополнительные гарантии, обуслов­ливающие законность их применения. Необходимо твердо усвоить эти правила, уметь составить соответствующие постановления.

Следует уяснить, что отдельные следственные действия могут быть произведены только при наличии судебного решения. Курсанты (слушатели) должны знать порядок получения судебного решения.

В условиях ИУ нередко проводятся такие режимные мероприятия как обыск и досмотр. Нужно уметь отличать эти мероприятия от следственного обыска и следственного осмотра. Они различаются по основаниям, целям и порядку их проведения, процессуальному оформ­лению и процессуальному значению.

Следует знать виды следственных обысков, их отличия от выем­ки. Среди следственных осмотров осмотр места происшествия занима­ет важное место как по его распространенности так и по своему значению. В связи с этим необходимо изучить не только соответс­твующие нормы, регулирующие цели, виды и порядок производства ос­мотра, но и соответствующие приказы Генерального Прокурора РФ и МВД РФ.

При изучении следственного эксперимента надо знать его при­роду, отличие от осмотра, порядок и цели его проведения, гарантии прав личности в ходе его осуществления. Следует отличать следственный эксперимент от проверки показаний на месте.

Производству экспертизы на предварительном следствии посвя­щено немало статей УПК РФ, которые следует изучить вместе с Федеральным законом «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ». Особое внимание нужно обратить на основания и порядок полу­чения образцов для сравнительного исследования, протокольное оформление этого процессуального действия.

Необходимо изучить порядок производства и оформления такого следственного действия как контроль и запись телефонных и иных переговоров.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 4, 5, 7, 15, 16, 18, 19, 20, 25, 32, 34, 40, 61, 62]

Дополнительные: [83, 100, 108, 152, 167, 168, 173, 186, 197, 201, 216, 220, 256, 265, 270, 280, 316, 334, 335, 336, 342, 343, 350]

К теме 16. Приостановление и возобновление предварительного следствия

Следует отметить, что правила о приостановлении предварительного следствия, установленные главой 28 УПК РФ применяются и при производстве дознания.

Приостановление предварительного расследования – это предусмотренный уголовно-процессуальным законом временный перерыв в производстве по уголовному делу, обусловленный наличием одного из предусмотренных законом обстоятельств, препятствующих продолжению расследования и оформленный решением следователя (дознавателя).

При изучении этой темы нужно усвоить понятие, основания и условия приостановления предварительного следствия. Причем каждому основанию приостановления соответствуют свои условия. В литературе существуют различные суждения относительно природы этого института (см., например, Репкин Л.М. Приостановление предварительного следствия. Волгоград, ВСШ МВД СССР, 1971). Необ­ходимо изучить эти взгляды и определить свое отношение к ним.

Особое внимание следует уделить мерам по розыску обвиняемо­го, к установлению лица, подлежащего к привлечению в качестве об­виняемого. В этой связи надо изучить соответствующие приказы Ге­нерального прокурора РФ и МВД РФ.

Необходимо овладеть навыками по составлению соответствующих постановлений.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 4, 5, 18, 19, 20, 50, 61, 62]

Дополнительные: [280, 302-313, 320]

К теме 17. Окончание предварительного следствия

При изучении этой темы следует уяснить формы окончания доз­нания и предварительного следствия.

Анализируя институт прекращения уголовного дела, целесооб­разно определить классификацию оснований к прекращению производс­тва по делу и значение этой классификации.

Надо знать процессуальный порядок прекращения дела по любому основанию, предусмотренного в законе, права обвиняемого потерпев­шего и иных лиц при прекращении дела.

Необходимо овладеть навыками по составлению соответствующих постановлений о прекращении уголовного дела.

Известные затруднения вызывает вопрос об условиях и порядке возобновления производства по прекращенному уголовному делу.

Одно из самых распространенных форм окончания предварительного следствия является окончание производства по делу составле­нием обвинительного заключения.

Перед составлением обвинительного заключения лицо, произво­дящее расследование, обязано обеспечить участникам процесса реа­лизацию их прав на этом заключительном этапе производства по уго­ловному делу. В связи с этим нужно знать порядок ознакомления по­терпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика и их представителей с материалами дела. Следует обратить внимание на порядок ознакомления обвиняемого и его защитника со всеми материалами дела.

Надо знать понятие, структуру, содержание и значение обвини­тельного заключения, его соотношение с постановлением о привлече­нии лица в качестве обвиняемого, уметь составить обвинительное заключение.

Следует обратить внимание на порядок рассмотрения уголовного дела прокурором при поступлении его с обвинительным заключением или обвинительным актом.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 4, 5, 18, 19, 20, 61, 62]

Дополнительные: [125, 181, 183, 266, 279]

К теме 18. Подсудность

При изучении этой темы нужно уяснить понятие и значение под­судности, соотношение подсудности и подследственности. Усвоить ст. 47 Конституции РФ.

Институт подсудности закреплен в ст.ст. 31-36 УПК РФ, со­ответствующих нормах Закона о военных судах.

Курсант не должен смешивать понятия подсудности и компетен­ции суда. Подсудность – это свойство уголовного дела относиться к компетенции конкретной судебной инстанции. Компетенция суда - права и обязанности, полномочия суда.

Необходимо знать виды подсудности, разрешение вопроса о под­судности при объединении в одном деле производств о нескольких объединяемых делах или нескольких преступлениях.

Курсант должен усвоить порядок передачи уголовного дела по подсудности, недопустимость споров о подсудности. Подспорьем в изучении этой темы служат пособия: Гусев Л.Н. Подследственность и подсудность в советском уголовном процессе. М.: ВЮЗИ, 1974; Нас­тольная книга судьи. М.: Юрид. лит., 1972.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 17, 18, 19, 20, 35, 61, 62]

Дополнительные: [274-278, 302-313]

К теме 19. Назначение судебного заседания. Предварительное слушание

Назначение судебного заседания (предание суду) относится к проверочным стадиям. Сущность и значение этой стадии раскрывается в ст.ст. 227-239 УПК РФ и в целом ряде руководящих постановле­ний Пленумов Верховных Судов СССР, РСФСР и РФ.

Необходимо знать процессуальный порядок предания суду, исто­рию развития в русском уголовном процессе, порядок назначения су­дебного заседания.

При изучении характера разрешаемых в этой стадии вопросов следует провести их классификацию.

Курсант должен знать, какой вопрос не может предрешаться в стадии назначения судебного заседания и из какого принципа он вы­текает, каковы особенности оценки доказательств в этой стадии.

Курсант должен усвоить группу вопросов, связанных с подго­товкой к рассмотрению дела в судебном заседании.

Особо следует отметить основания и процессуальный порядок производства предварительного слушания по уголовному делу, а также решения, которые принимаются по результатам производства предварительного слушания.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 17, 18, 19, 20, 61, 62]

Дополнительные: [274-278, 302-313]

К теме 20. Общие условия судебного разбирательства

Судебное разбирательство является центральной стадией в уго­ловном процессе. Его место в системе уголовного судопроизводства обусловлено конституционными положениями, соответствующими норма­ми уголовно-процессуального законодательства, которые должен знать курсант.

Понятие, сущность и значение стадии судебного разбирательст­ва раскрывается также в целом ряде постановлений Пленума Верхов­ного Суда РФ, указанных в плане семинарских и практических заня­тий, см., например, Бюллетень Верховного Суда РФ.

Общие положения судебного разбирательства регулируются ст.ст. 240-260 УПК РФ.

Слушатель должен усвоить понятия непосредственности, устнос­ти, неизменности состава суда, состязательности судебного разбирательства. Ему нужно разобраться в руководящей роли председательствующего в судебном заседании, правах и обязан­ностях народных заседателей и секретаря судебного заседания.

В судебном разбирательстве занято множество участников про­цесса, права и обязанности, а также функции которых необходимо знать.

Следует обратить внимание на вопрос о распорядке судебного заседания, культуры его проведения.

Курсант должен знать конкретные меры, применяемые в отноше­нии нарушителей порядка в судебном заседании.

Следует знать структуру и содержание протокола судебного за­седания, срок его изготовления, порядок рассмотрения замечаний на этот протокол.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 18, 19, 20, 55, 61, 62]

Дополнительные: [274-278, 302-313]

К теме 21. Порядок судебного разбирательства

При изучении этой темы нужно усвоить систему судебного засе­дания, знать наименование, назначение и содержание ее составных частей.

Структура составных частей судебного заседания и их содержа­ние регламентируется ст.ст. 261-317 УПК РФ.

В литературе было высказано ряд суждений относительно коли­чества частей судебного заседания (см., например, Перлов И.Д. Су­дебные прения и последнее слово подсудимого в советском уголовном процессе. М.: Госюриздат, 1957). Следует изучить имеющиеся сужде­ния и выразить свое отношение к ним.

Нужно обратить внимание на начало и окончание каждой части судебного заседания, памятуя, что все они в определенной мере со­действуют успешному разрешению дела по существу.

При изучении судебного следствия, необходимо исходить из его значения для вынесения приговора.

Исходя из принципа непосредственности все доказательства должны быть исследованы в ходе судебного заседания. Следует отметить, что при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением в УПК РФ предусмотрен особый порядок судебного разбирательства (ст.ст. 314-317 УПК РФ).

Исследованные на судебном следствии доказательства оценива­ются сторонами в судебных прениях. В литературе было высказано сомнение в целесообразности открытия судебных прениях при участии в суде одного лишь участника процесса - подсудимого (см., напри­мер, Перлов И.Д. Судебные прения и последнее слово подсудимого в советском уголовном процессе. М., Госюриздат, 1957).

Следует учесть, что закон не устанавливает пределов продол­жительности выступлений участников судебных прений. Однако закон предоставляет председательствующему в определенном случае право останавливать участвующих в прениях лиц, которое необходимо знать.

По окончании судебных прений суд предоставляет подсудимому последнее слово. Нужно внимательно изучить содержание и порядок его произнесения. В отдельных случаях подсудимый может быть лишен права участвовать в этой части судебного заседания.

Курсанту нужно обратить внимание на условия и процессуальный порядок возобновления судебного следствия после его окончания. Во всех случаях возобновления судебного следствия вновь открываются, затем судебные прения и снова подсудимому предоставляется возможность последнего слова.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 18, 19, 20, 61, 62]

Дополнительные: [118, 132, 153, 210, 218, 237, 267, 271, 302-313, 322, 343]

К теме 22. Приговор

Приговор является важнейшим актом правосудия, которым завер­шается рассмотрение уголовного дела по существу.

Место приговора среди всех других судебно-следственных реше­ний определено ст. 49 Конституции РФ.

Порядок постановления приговора, его структура и содержание регламентируются ст.ст. 296-313 УПК РФ. Следует обратить внимание на соотношение приговора, обвини­тельного заключения и постановление о привлечении в качестве об­виняемого.

Усвоение требований законности, обоснованности, мотивиро­ванности и справедливости приговора, их взаимосвязи между собой может помочь работа - Лупинская П.А. Решения в уголов­ном судопроизводстве. Их виды, содержание и формы. М.: Юрид. лит., 1976.

Курсанту необходимо проанализировать нормы Уголовного кодек­са РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, соответствующие постановления Пленума Верховных Судов СССР и РФ, в которых упоми­нается о мотивировке принятого судом решения по тому или иному вопросу приговора и запомнить.

Обвинительным приговором суд устанавливает уголовно-правовое положение осужденного, влияющее на организацию исполнения наказа­ния. Курсант должен в связи с этим определить значение приговора для органов, ведающих исполнением конкретного уголовного наказа­ния. Он должен уметь раскрыть понятие справедливости наказания исходя из требований закона.

Необходимо знать перечень вопросов, подлежащих разрешению при постановлении приговора, порядок их обсуждения.

Курсант должен раскрыть понятие тайны совещательной комнаты и процессуальное значение особого мнения судьи.

В зависимости от разрешения вопроса о виновности приговор подразделяется на определенные виды, которые необходимо знать.

Нужно обратить внимание на основания различных видов приго­воров, судьбу гражданского иска при разрешении уголовного дела.

Необходимо изучить порядок провозглашения приговора, основа­ния освобождения подсудимого из-под стражи в зале судебного засе­дания, срок вручения копии приговора осужденному или оправданному.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 7, 18, 19, 20, 61, 62]

Дополнительные: [274-278, 302-313]

К теме 23. Производство по уголовным делам,

подсудным мировому судье

Курсанты (слушатели) должны уяснить, что мировому судье подсудны уголовные дела частного обвинения и уголовные дела, поступившие с обвинительным актом.

При производстве по уголовным делам частного обвинения мировой судья уполномочен решать вопрос о возбуждении уголовного дела. При поступлении к нему заявления о возбуждении уголовного дела частного обвинения мировой судья должен предпринять меры для примирения сторон.

Необходимо уяснить структуру и содержание заявления по делам частного обвинения. Также следует уточнить права и обязанности частного обвинителя при производстве по уголовному делу.

Кроме того, следует обратить внимание на возможность объединения в одном производстве основного и встречного заявлений по делам частного обвинения.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 18, 19, 20, 28, 61, 62]

Дополнительные: [129, 153, 302-313, 317]

К теме 24. Производство по уголовным делам в суде с участием присяжных заседателей

При изучении этой темы нужно усвоить ст. 47 Конституции РФ, ст.324-353 УПК РФ, Федеральный закон «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации».

Необходимо обратить внимание на порядок формирования коллегии присяжных заседателей.

Целесообразно выделить особенности назначения судебного за­седания, особенности разбирательства дела судом присяжных, осо­бенности производства в суде второй инстанции и пересмотра в по­рядке надзора вступивших в законную силу приговоров и постановле­ний суда.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 18, 19, 20, 29, 61, 62]

Дополнительные: [271, 274-278, 298]

К теме 25. Апелляционное производство

При рассмотрении данной темы следует обратить внимание на ст. 354-372 УПК РФ.

Необходимо дать основные признаки апелляционного производства позволяющего признать его самостоятельной стадией уголовного процесса. Кроме того следует отделять апелляционное и кассационное производство.

В апелляционном порядке пересматриваются не вступившие в законную силу решения мирового судьи. Решения суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 18, 19, 20, 61, 62]

Дополнительные: [93, 96, 99, 150, 188, 218, 274-278, 297, 345]

К теме 26. Производство в кассационной инстанции

Пересмотр приговоров, определений и постановлений судебных органов одна из действенных гарантий установления истины, охраны прав и законных интересов участвующих в деле лиц, успешного осу­ществления задач уголовного судопроизводства. Он выражает собой осуществление надзорной функции вышестоящих судов за судебной де­ятельностью.

Эта надзорная функция обусловлена соответствующими положени­ями Конституции РФ, законодательства о судопроизводстве и судоус­тройстве.

Сущность и значение кассационного производства раскрывается в ст.ст. 373-389 УПК РФ.

Исходя из конституционных положений о судебном надзоре нужно дать определение этому понятию, провести отличие между этим видом надзорной деятельности и прокурорского надзора.

Надзорная деятельность вышестоящих судов включает в себя три формы: кассационное производство, производство в порядке надзора и возобновления дел ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств. В связи с этим надо усвоить общие и отличительные черты указанных форм.

Особое внимание следует обратить на выяснение институтов пе­ресмотра приговора в Англии, США, и знание этого вопроса поможет глубже разобраться в преимуществах русской кассации.

Сущность кассационного производства раскрывается в призна­ках, характеризующих эту стадию процесса, и в основных его чер­тах: 1) широкое обжалование приговора; 2) проверка законности и обоснованности приговора; 3) ревизионное начало; 4) широкие права кассаторов и гарантии охраны их прав и законных интересов; 5) большие полномочия кассационного суда, которые нужно усвоить.

Необходимо изучить порядок и сроки возбуждения кассационного производства, взаимоотношения осужденного с его защитником в этот момент.

Следует обратить внимание на вопрос о порядке, сроках расс­мотрения дел в суде кассационной инстанции, круге его участников, видах решений суда II инстанции и содержании определений кассационного суда.

Устанавливая основания, влекущие отмену или изменение приго­вора, в ст. 379 УПК РФ, Уголовно-процессуальный кодекс РФ в последующих статьях, а именно в ст.ст. 380-383, раскрывает содер­жание каждого из предусмотренных законом оснований.

Особого внимания заслуживает ст. 381 УПК РФ, в которой излагается содержание такого основания как нарушение уголовно-процессуального закона. Согласно этой статьи все наруше­ния уголовно-процессуального закона можно подразделить на две группы, так называемого «условных» нарушений, и группа безуслов­ных нарушений. Необходимо изучить их и понять основания такой классификации в теории, обратить внимание на категории, которым руководствуются судьи II-й инстанции, разрешая вопрос о степени нарушения требований уголовно-процессуального закона применитель­но к первой группе.

Нужно знать гарантии защиты законных интересов оправданного и осужденного при отмене соответственно оправдательного или обви­нительного приговора.

Для будущих сотрудников исправительных учреждений актуальны­ми являются вопрос о сроках и порядке обращения к исполнению оп­ределений суда кассационной инстанции.

Нормативные акты и литература

Основные: [1, 18, 19, 20, 51, 61, 62]

Дополнительные: [93, 96, 99, 150, 188, 218, 274-278, 297, 345]

К теме 27. Исполнение приговора

Исполнением приговора, как правило, завершается уголовный процесс. В этой стадии обращается к исполнению приговор, разреша­ется в случае необходимости целый ряд вопросов, влияющих на дея­тельность органов, ведающих фактическим исполнением конкретного вида уголовного наказания, чем обуславливается актуальность этой темы для будущих сотрудников исправительных учреждений. В связи с этим в планах семинарских и прак­тических занятий, а так же в специальном раздаточном материале указаны соответствующие дополнительные материалы, которые курсан­ты должны изучить и усвоить.

Следует усвоить понятие стадии исполнения приговора, не смешивая его с понятием исполнения наказания. В этих целях целесооб­разно, изучив соответствующую литературу и правовой материал, на бумаге изложить формализованную схему соотношения уголовных, уго­ловно-процессуальных, уголовно-исполнительных правоотношений в стадии исполнения приговора (см., например, Развитие науки и практика уголовного судопроизводства в свете требований Конститу­ции СССР. М., 1978, с. 102-105).

При изучении вопроса о времени начала стадии исполнения при­говора нужно обратить внимание на момент вступления приговора по групповому делу в случаях, когда часть из осужденных обжаловали приговор, определить с какой чертой кассационного производства связан этот вопрос. Необходимо разобраться в свойствах и значении обя­зательности, исключительности и непоколебимости вступившего в за­конную силу приговора, знать процессуальный порядок и сроки обра­щения к исполнению приговора, определения и постановления суда.

Целесообразно разобраться в понятии обращения к исполнению приговора.

УПК, упоминая термин «орган, приводящий приговор в исполне­ние» не раскрывает его содержание. Курсант должен сам усвоить со­ответствующий правовой материал и ответить на этот вопрос, а так­же о взаимоотношении указанных органов с судом, постановившим приговор.

Для усвоения круга вопросов, разрешаемых в стадии исполнения приговора, целесообразно классифицировать их. В литературе существует ряд классификаций (см., например, Матвиенко Е.А., Бибило В.Н. Уголовное судопроизводство по исполнению приговора. Минск, изд. БГУ имени В.И.Ленина, 1982). Необходимо знать эти вопросы.

Следует более тщательно разобраться в вопросе об отсрочке исполнения приговора, чтобы не смешивать этот уголовно-процессу­альный институт с уголовно-правовым институтом отсрочки исполне­ния наказания.

Наши рекомендации