Общие стратегии ценообразования
Цена товара может ограничить рынок фирмы определенным эксклюзивным потребительским сегментом, привлечь новых покупателей, а также быть нейтральным вторичным инструментом маркетинга. Существуют три основные ценовые стратегии, которых может придерживаться фирма: «снятие сливок», проникновения и нейтральная стратегия. Критерий их выделения – связь между ценой и экономической ценностью товара с точки зрения «среднего рынка», состоящего из основной массы покупателей (Рис.4.2.).
Но высокие или низкие цены здесь не обязательно выше или ниже чем другие цены на рынке. Главное – это соотношение их с ценностью.
Выбор стратегии не должен быть произвольным, он зависит от структуры затрат фирмы, ее конкурентоспособности, мотивации покупателей. В каждом случае будет благоприятна своя стратегия, хотя в отдельных моментах необходимо применять и гибридные стратегии.
Ценовая стратегия «снятие сливок» - это установление высокой цены по отношению к экономической ценности продукта для большинства возможных покупателей с целью получить прибыль за счет относительно низкой чувствительности к цене у маленькой группы покупателей. Цены тесно связаны с суммой денег, которую покупатели готовы заплатить. Стратегия работает, когда прибыль от продаж при высоких ценах превышает прибыль от продаж на более крупных рынках по более низким ценам, и когда дополнительные издержки составляют значительную часть цены продукта, что даже небольшое повышение цены приводит к существенному повышению прибыли
Очень высокая «»»тСссм
Высокая
Относительная
ценаСредняя
Низкая
Очень низкая
Низкая Средняя Высокая
Низкая Средняя Высокая
Экономическая ценность товара Рис.4.2. Общие стратегии ценообразования.
Покупатели здесь ценят отличительные атрибуты продукта, его престижность. Покупка такого товара придает им особый статус и выделяет их из всей массы покупателей. Кроме того, покупать по ценам «снятия сливок» люди предпочитают при переложении затрат на других лиц, например в случае бизнес - командировки.
Чтобы использовать такую стратегию, фирма должна иметь источник конкурентного преимущества, не давая другим фирмам производить подобные товары по более низким ценам: патенты, авторские права, фирменная репутация качества, доступ к дефицитным ресурсам, имидж.
Фирма может использовать стратегию ступенчатого ценообразования в случаях продаж товаров длительного пользования или одноразового потребления. «Снятие сливок» происходит в этом случае путем постепенного снижения цены так, что очередная группа потребителей платит максимально возможную для них цену. Но потенциальные покупатели могут быстро понять такую стратегию и отложить покупки, ожидая дальнейшего понижения цен. В этом случае фирма тоже может затягивать во времени снижение цены или параллельно снижать качество и ассортимент товара. Данный вид стратегии путем снижения цены дает возможность фирме постепенно наращивать производственные мощности и уменьшать экспансию конкурентов.
Проникающее ценообразование – это установление низкой цены по отношению к экономической ценности с целью получить прибыль от устойчивой позиции на рынке или от объема продаж, привлекая и удерживая широкий круг покупателей. Стратегия удачна, если дополнительные издержки составляют небольшую часть цены. Кроме того, чем ниже предельная выручка в расчете на одну продажу, тем выше должен быть прирост объема продаж для условия выгодности стратегии проникновения.
Определенная часть потребителей должна быть чувствительна к ценам, чтобы оправдать установление низких цен. Это могут быть потребители, покупающие большими партиями, не требующие специального обслуживания или дополнительных удобств и комфорта. Данная стратегия не привлечет покупателей, оценивающих преимущества конкурирующих товаров выше, чем различия в цене, и фирма только потеряет такой сегмент рынка.
Конкуренты всегда стремятся подорвать такую стратегию путем снижения собственных цен. Если у них нет возможности сделать это, то стратегия проникновения позволяет захватывать и удерживать долю рынка. Это возможно, если у фирмы есть конкурентное преимущество в снижении затрат, или фирма мала и не составляет пока угрозу конкурентам, или когда еще не сформировалась устойчивая конкуренция на рынке.
Нейтральное ценообразование – стратегия, при которой цены не используются для захвата доли рынка. Она снижает роль цены как инструмента рынка и принимается в случае отсутствия условий для остальных стратегий. Нейтральная стратегия применима на рынках, где покупатели довольно чувствительны к уровню цен, и у них существует сильная связь «цена - качество», что не позволяет применить стратегию «снятия сливок», а конкуренты чувствительны к снижению цен, что не позволяет применить стратегию проникновения. Хотя нейтральное ценообразование менее действенно, чем стратегии «снятия сливок» и проникновения, но оно отражает действительную ценность товара и несет информацию потребителям о его качестве.