Требования к результатам освоения дисциплины
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
По изучению дисциплины
«Аграрная экономика»
(для студентов инженерного факультета очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 110800.62 Агроинженерия по профилям: технический сервис в АПК; машины и оборудование в агробизнесе; электрооборудование и электротехнологии в АПК)
Ярославль 2014
Методические указания по изучению дисциплины «Аграрная экономика»
(для студентов инженерного факультета очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 110800.62 Агроинженерия по профилям: технический сервис в АПК; машины и оборудование в агробизнесе; электрооборудование и электротехнологии в АПК) разработаны в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной учебной программой подготовки студентов в высших сельскохозяйственных учебных заведениях по дисциплине «Экономика сельского хозяйства»
Методические указания подготовлены профессором кафедры «Экономика и рынки» М.Г. Сысоевой.
Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры экономики и рынков 25.10.2013г. (протокол №3), учебно-методической комиссией экономического факультета – 09.11.2013г. (протокол №9) и Ученого Совета экономического факультета ФГБОУ ВПО «Ярославская ГСХА» - протокол № 12 от «17» декабря 2013г.
Рецензенты: кандидат экономических наук, профессор Дугина Т.И.
(ФГБОУ ВПО «Ярославская государственная
сельскохозяйственная академия»);
кандидат экономических наук, профессор Иванихин А.А.
(ФГБОУ ВПО «Ярославская государственная
сельскохозяйственная академия»)
В методических указаниях представлены цель и задачи дисциплины, место дисциплины в ООП, требования к усвоению материала дисциплины и положение рейтинговой оценки знаний студентов. Для формирования в соответствии с ФГОСом общекультурных и профессиональных компетенций студентов предусмотрен для изучения перечень тем, которые объединены в разделы. К каждой теме предусмотрен перечень вопросов для самостоятельного изучения, тематика рефератов, основная и дополнительная литература, а также ряд тестов для текущего контроля знаний. Кроме того для практических занятий предложен ряд задач с методикой расчета соответствующих показателей. Также в данных указаниях предусмотрены задания для студентов заочной формы обучения.
ФГБОУ ВПО «Ярославская государственная
сельскохозяйственная академия», 2014
Сысоева М.Г., 2014
ВВЕДЕНИЕ
1. Цели и задачи дисциплины:
Цель дисциплины – формирование у студентов знаний закономерностей, а также форм, методов, средств и способов достижения высокой эффективности, рациональности и оптимальности ресурсного и производственного потенциалов аграрного сектора с целью обеспечения продовольственной безопасности страны.
Основные задачи дисциплины:
-повышение конкурентоспособности аграрного сектора и обоснование стратегий развития продовольственных рынков и рынков ресурсов для аграрной сферы на основе анализа их экономической конъюнктуры в условиях функционирования российской экономики в ВТО;
-обоснование наиболее эффективных и рациональных форм специализации, концентрации и кооперации, а также основных направлений интенсификации аграрной сферы на основе ее инновационного развития;
-разработка и обоснование приоритетных направлений инвестиционной и инновационной деятельности в аграрном секторе экономики;
-обоснование механизма, методов, способов и направлений государственного регулирования аграрного сектора в условиях участия РФ в ВТО.
2.Место дисциплины в структуре ООП: «Аграрная экономика» является вариативной частью профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 110800 Агроинженерия профилей «Технический сервис в АПК», «Машины и оборудование в агробизнесе», «Электрооборудование и электротехнологии в АПК», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г., № 552.
Требования к результатам освоения дисциплины
Дисциплина «Аграрная экономика» в совокупности с другими дисциплинами профилей «Технический сервис в АПК», «Машины и оборудование в агробизнесе», «Электрооборудование и электротехнологии в АПК» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций квалификации бакалавра:
ОК-6 - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, владение навыками самостоятельной работы;
ОК-6-1 - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации, владение навыками самостоятельной работы;
ОК-7 - понимание социальной значимости своей будущей профессии;
ОК-8 - использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
ОК-8-1 - использование основных положений и методов экономических наук при решении профессиональных задач;
ПК-17 -способность проводить стоимостную оценку основных производственных ресурсов и применять элементы экономического анализа в практической деятельности;
ПК – 18 - готовность систематизировать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов предприятия.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Знать: - источники информации для саморазвития;
- что от уровня усвоения положений аграрной экономики будет зависеть уровень квалификации выпускника в части экономического блока и в дальнейшем результативность его деятельности в аграрной сфере экономики;
- роль инженерной службы аграрной сферы:
ü в создании продовольственных ресурсов и обеспечении продовольственной безопасности,
ü в повышении производительности и экономии общественного труда,
ü в формировании личных и общественных доходов;
- критерии продовольственной безопасности;
- основные пути повышения производительности труда;
- социальное значение научно-технического прогресса и инноваций;
- понятие, предмет и методы науки «Аграрная экономика»;
- основные положения аграрной экономики:
Ø закономерности развития аграрного сектора и его роль в обеспечении продовольственной безопасности;
Ø конкуренцию и рыночную власть в аграрной сфере;
Ø механизм формирования издержек производства и ценообразования на продукцию агропромышленного комплекса, а также доходов в аграрной сфере;
Ø роль научно-технического прогресса и инноваций в обеспечении конкурентоспособности аграрной сферы в условиях участия страны в ВТО;
Ø экономические основы эффективности, интенсификации, экономического роста, размещения, специализации, концентрации и кооперации аграрного сектора экономики;
Ø способы стоимостной оценки основных производственных ресурсов (производственных средств, трудовых и земельных ресурсов);
Ø понятие и состав производственных ресурсов (производственных средств, трудовых и земельных ресурсов), а также методику определения уровня обеспеченности производственными ресурсами и эффективности их использования; источники формирования производственных средств и методику оценки эффективности инвестиций, роль научно-технического прогресса и инноваций в формировании и совершенствовании производственных ресурсов.
Уметь: - осуществлять поиск источников, а также необходимой и важной информации для саморазвития и повышения квалификации;
- оценивать уровень продовольственной безопасности;
- использовать основные положения и методы науки «Аграрная экономика» при решении профессиональных задач;
- проводить стоимостную оценку основных производственных ресурсов, а также анализировать уровень обеспеченности производственными ресурсами и эффективность их использования;
- анализировать уровень обеспеченности основными производственными ресурсами и эффективность их использования, а также инвестиций в процессе своей практической деятельности.
Владеть: - навыками самостоятельной работы с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, интернет-ресурсами, источниками статистической отчетности;
- методикой оценки уровня продовольственной безопасности;
- основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации;
- методами науки «агарная экономика», методическим подходом определения эффективности аграрной сферы;
- способами стоимостной оценки производственных средств, земельных и трудовых ресурсов;
- методическими подходами по определению уровня обеспеченности основными производственными ресурсами и эффективности их использования, а также эффективности использования инвестиций.