Требования к результатам освоения дисциплины

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

По изучению дисциплины

«Аграрная экономика»

(для студентов инженерного факультета очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 110800.62 Агроинженерия по профилям: технический сервис в АПК; машины и оборудование в агробизнесе; электрооборудование и электротехнологии в АПК)

Ярославль 2014

Методические указания по изучению дисциплины «Аграрная экономика»

(для студентов инженерного факультета очной и заочной форм обучения по направлению подготовки 110800.62 Агроинженерия по профилям: технический сервис в АПК; машины и оборудование в агробизнесе; электрооборудование и электротехнологии в АПК) разработаны в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, примерной учебной программой подготовки студентов в высших сельскохозяйственных учебных заведениях по дисциплине «Экономика сельского хозяйства»

Методические указания подготовлены профессором кафедры «Экономика и рынки» М.Г. Сысоевой.

Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры экономики и рынков 25.10.2013г. (протокол №3), учебно-методической комиссией экономического факультета – 09.11.2013г. (протокол №9) и Ученого Совета экономического факультета ФГБОУ ВПО «Ярославская ГСХА» - протокол № 12 от «17» декабря 2013г.

Рецензенты: кандидат экономических наук, профессор Дугина Т.И.

(ФГБОУ ВПО «Ярославская государственная

сельскохозяйственная академия»);

кандидат экономических наук, профессор Иванихин А.А.

(ФГБОУ ВПО «Ярославская государственная

сельскохозяйственная академия»)

В методических указаниях представлены цель и задачи дисциплины, место дисциплины в ООП, требования к усвоению материала дисциплины и положение рейтинговой оценки знаний студентов. Для формирования в соответствии с ФГОСом общекультурных и профессиональных компетенций студентов предусмотрен для изучения перечень тем, которые объединены в разделы. К каждой теме предусмотрен перечень вопросов для самостоятельного изучения, тематика рефератов, основная и дополнительная литература, а также ряд тестов для текущего контроля знаний. Кроме того для практических занятий предложен ряд задач с методикой расчета соответствующих показателей. Также в данных указаниях предусмотрены задания для студентов заочной формы обучения.

ФГБОУ ВПО «Ярославская государственная

сельскохозяйственная академия», 2014

Сысоева М.Г., 2014

ВВЕДЕНИЕ

1. Цели и задачи дисциплины:

Цель дисциплины – формирование у студентов знаний закономерностей, а также форм, методов, средств и способов достижения высокой эффективности, рациональности и оптимальности ресурсного и производственного потенциалов аграрного сектора с целью обеспечения продовольственной безопасности страны.

Основные задачи дисциплины:

-повышение конкурентоспособности аграрного сектора и обоснование стратегий развития продовольственных рынков и рынков ресурсов для аграрной сферы на основе анализа их экономической конъюнктуры в условиях функционирования российской экономики в ВТО;

-обоснование наиболее эффективных и рациональных форм специализации, концентрации и кооперации, а также основных направлений интенсификации аграрной сферы на основе ее инновационного развития;

-разработка и обоснование приоритетных направлений инвестиционной и инновационной деятельности в аграрном секторе экономики;

-обоснование механизма, методов, способов и направлений государственного регулирования аграрного сектора в условиях участия РФ в ВТО.

2.Место дисциплины в структуре ООП: «Аграрная экономика» является вариативной частью профессионального цикла федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению 110800 Агроинженерия профилей «Технический сервис в АПК», «Машины и оборудование в агробизнесе», «Электрооборудование и электротехнологии в АПК», утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 9 ноября 2009 г., № 552.

Требования к результатам освоения дисциплины

Дисциплина «Аграрная экономика» в совокупности с другими дисциплинами профилей «Технический сервис в АПК», «Машины и оборудование в агробизнесе», «Электрооборудование и электротехнологии в АПК» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций квалификации бакалавра:

ОК-6 - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства, владение навыками самостоятельной работы;

ОК-6-1 - стремление к саморазвитию, повышению своей квалификации, владение навыками самостоятельной работы;

ОК-7 - понимание социальной значимости своей будущей профессии;

ОК-8 - использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;

ОК-8-1 - использование основных положений и методов экономических наук при решении профессиональных задач;

ПК-17 -способность проводить стоимостную оценку основных производственных ресурсов и применять элементы экономического анализа в практической деятельности;

ПК – 18 - готовность систематизировать и обобщать информацию по формированию и использованию ресурсов предприятия.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: - источники информации для саморазвития;

- что от уровня усвоения положений аграрной экономики будет зависеть уровень квалификации выпускника в части экономического блока и в дальнейшем результативность его деятельности в аграрной сфере экономики;

- роль инженерной службы аграрной сферы:

ü в создании продовольственных ресурсов и обеспечении продовольственной безопасности,

ü в повышении производительности и экономии общественного труда,

ü в формировании личных и общественных доходов;

- критерии продовольственной безопасности;

- основные пути повышения производительности труда;

- социальное значение научно-технического прогресса и инноваций;

- понятие, предмет и методы науки «Аграрная экономика»;

- основные положения аграрной экономики:

Ø закономерности развития аграрного сектора и его роль в обеспечении продовольственной безопасности;

Ø конкуренцию и рыночную власть в аграрной сфере;

Ø механизм формирования издержек производства и ценообразования на продукцию агропромышленного комплекса, а также доходов в аграрной сфере;

Ø роль научно-технического прогресса и инноваций в обеспечении конкурентоспособности аграрной сферы в условиях участия страны в ВТО;

Ø экономические основы эффективности, интенсификации, экономического роста, размещения, специализации, концентрации и кооперации аграрного сектора экономики;

Ø способы стоимостной оценки основных производственных ресурсов (производственных средств, трудовых и земельных ресурсов);

Ø понятие и состав производственных ресурсов (производственных средств, трудовых и земельных ресурсов), а также методику определения уровня обеспеченности производственными ресурсами и эффективности их использования; источники формирования производственных средств и методику оценки эффективности инвестиций, роль научно-технического прогресса и инноваций в формировании и совершенствовании производственных ресурсов.

Уметь: - осуществлять поиск источников, а также необходимой и важной информации для саморазвития и повышения квалификации;

- оценивать уровень продовольственной безопасности;

- использовать основные положения и методы науки «Аграрная экономика» при решении профессиональных задач;

- проводить стоимостную оценку основных производственных ресурсов, а также анализировать уровень обеспеченности производственными ресурсами и эффективность их использования;

- анализировать уровень обеспеченности основными производственными ресурсами и эффективность их использования, а также инвестиций в процессе своей практической деятельности.

Владеть: - навыками самостоятельной работы с учебной, научной, нормативной и справочной литературой, интернет-ресурсами, источниками статистической отчетности;

- методикой оценки уровня продовольственной безопасности;

- основными методами, способами и средствами получения, хранения и переработки информации;

- методами науки «агарная экономика», методическим подходом определения эффективности аграрной сферы;

- способами стоимостной оценки производственных средств, земельных и трудовых ресурсов;

- методическими подходами по определению уровня обеспеченности основными производственными ресурсами и эффективности их использования, а также эффективности использования инвестиций.

Наши рекомендации