Применение и ограничения Т-В
Как подход к производственной деятельности, основанный на принципе непрерывного улучшения и сокращения потерь, Т-В может быть применен в любых условиях, однако в своей наиболее вероятной форме, а именно в виде поточного производства без запасов, система становится несколько более ограниченной по сфере применения. В принципе, производственная система Т-В должна обладать крайне высокой реакционной способностью, поскольку все задержки сведены к минимуму и нет никаких отставаний в виде невыполненной работы. На практике короткое время цикла достигается только при точном соответствии производственных мощностей и потребностей рынка и при стабильной работе поставщиков. В том виде, как система Т-В была описана выше, она эффективно работает только в условиях стабильного и предсказуемого спроса.
Т-В не учитывает проблем сезонности и практически не оставляет возможности для метода погони за спросом. Это означает, что как бы не велась работа в цехах, будет оставаться потребность в хранении запасов готовой продукции. Увы, но наличие склада в конце производственной линии никак не способствует желанию сокращать потери – отношению, крайне необходимому при Т-В. Именно поэтому компании, перенявшие данную систему работы, часто имеют отдельные склады готовых товаров или даже прибегают к субподряду, когда вся продукция продается агентам, которые потом занимаются ее распределением.
Парадокс Т-В в том, что, устраняя запасы – в идеале на всем протяжении цепочки поставок, – система дает возможность работать очень гибко и отзывчиво, но – только в условиях рынка с низким разнообразием и высокой стабильностью.
И последнее, за что критикуют Т-В, это непрерывные улучшения. По своей природе такие улучшения происходят медленно и на первый взгляд незаметно, так что сразу после внедрения каких-либо существенных перемен не наблюдается. А изменения, с самого начала проводимые принудительно, могут продолжаться лишь до определенного предела.
В любом случае, за незаметность изменений критикуют только внедрение Т-В на оперативном уровне. Если идея сокращения потерь в самом широком их понимании и принцип непрерывных улучшений применяются на стратегическом уровне, во многих организациях произойдут заметные, кардинальные перемены.
Кайзен
Спорный вопрос – есть ли разница между Т-В, кайзен и тотальным качеством. Все эти подходы основаны на принципе непрерывных улучшений с использованием всех ресурсов организации.
Кайзен* – это система постоянного улучшения продукта, сервиса и технологий с использованием мобильных команд, наделенных широкими полномочиями.
Его цель – в максимизации удовлетворения покупателей. Такая же цель явно ставится в тотальном качестве, и она же, но уже неявно, прослеживается в Т-В, ведь неудовлетворенный покупатель это тоже «потеря». Другая цель кайзен – это минимизация затрат и, таким образом, уменьшение потерь в любой их форме. Это, как было показано, прямая задача Т-В.
Чем кайзен отличается от обычного менеджмента, так это отношением к человеческим ресурсам. Традиционный научный менеджмент, воплощенный в идеях тейлоризма, говорит, что менеджеры должны управлять, а рабочие – подчиняться их приказам. В основе лежит командная структура с более или менее жестким распределением функций. В кайзен считается, что те, кто находится к проблеме ближе всего, могут внести в ее решение наибольший вклад, а это значит, что операторы станков в цехах или контактирующий с покупателями персонал играют столь же важную роль, как руководители или технические специалисты.
Во главе команды стоит рабочий лидер (то есть его роль не ограничивается одним лишь наблюдением). Команда не только сама планирует и выполняет поставленные перед ней задачи, но также обладает полномочиями по совершенствованию работы в целом. Конечно, для этого может потребоваться тесный контакт с другими командами и помощь технических специалистов – и то и другое будет поощряться. Контроль и координация деятельности по-прежнему необходимы и осуществляются с помощью обычной структуры управления, а также посредством создания многофункциональных команд. Такой подход к организации работы рассматривается как дальнейшее развитие принципов Т-В относительно сокращения потерь, в качестве которых здесь выступают навыки и способности работников. Кроме того, он способствует и сокращению числа уровней в служебной иерархии. Когда принятие решений и ответственность передаются на самый низший уровень, как и происходит в кайзен, устраняется большая часть рутинных командно-контрольных функций. Отпадает надобность в десятниках, бригадирах, старших инженерах и так далее, т. е. во многих промежуточных звеньях между работником и менеджером. Пожалуй, разница между гибкими рабочими командами в Т-В и кайзен невелика, разве что Т-В рассматривается в основном как производственный подход. В этой связи кайзен может считаться наиболее подходящим для сферы обслуживания.
Резюме
В теме был рассмотрен альтернативный подход к календарному планированию. В отличие от ПМО и ОТП японский способ организации работы «точно-вовремя» уделяет собственно планированию относительно небольшое внимание, ставя на первое место создание сбалансированного технологического процесса с высокой загрузкой и максимальной гибкостью рабочей силы и оборудования. Так как все «узкие места» устраняются, все, что требуется, это загрузить производство заказами на изготовление ряда продуктов в определенной диктуемой рынком пропорции и обеспечить беспрепятственный поток материалов через систему.
За счет протягивающего календарного планирования все возникающие проблемы становятся видны сразу и всем, а само планирование заключается не более чем в правильном составлении карточек. Для внедрения такого подхода необходим целый ряд предпосылок, призванных обеспечить бесперебойное производство: тотальное качество, гибкость, компактное размещение оборудования, снижение наладочных работ и затрат и так далее. Именно сосредоточение на эффективности, а также отказ, от принятия ограничений дает Т-В то преимущество, что проявляется при его правильном внедрении. Параллельно, хотя и несколько менее подробно, был рассмотрен подход кайзен.
* Следует заметить, что тотальное качество – программа, возможная лишь при наличии в организации определенного (довольно высокого) уровня корпоративной культуры, ориентированной на человеческий фактор в производстве. Для реализации этой программы мало предписаний и кружков качества, на предприятии должна существовать собственная философия, вовлекающая каждого работника в процесс стремления к идеальному качеству.
* Подсистема «канбан» явилась следствием развития системы «точно-вовремя». При практическом использовании этих программ следует учитывать, что разработаны они были на поточном автомобилестроительном производстве завода Toyota. Для внедрения этих систем на производствах с более творческим или разнообразным набором операций следует делать скидку на это и разрабатывать более гибкие и более приспособленные к специфике производства модификации Т-В.
* Термин «кайзен» стал одним из самых популярных в менеджменте западных стран в 1980-1990 гг. По сути он «озвучивает» некую «конъюнкцию» двух японских иероглифов: «кай» – новинка, новшество и «зен» – польза, благо, целесообразность. В результате получаем термин, который можно перевести как «усовершенствование». Однако философия «кайзен» гораздо глубже простого усовершенствования, поскольку одной из главных своих компонент считает ориентацию на самое лучшее в человеке. Таким образом, восточный термин прижился на западной почве, став символом одной из наиболее привлекательных бизнес-культур, объединивших упорство индивидуальности Запада и выгоды командной работы Востока. Справедливости ради следует отметить, что понятие «кайзен» гораздо чаще встречается в европейской, чем в заокеанской литературе. Американцы, озабоченные выняньчиванием гордости собой и своей страной, неохотно признают, что кто-то где-то может создать нечто лучшее, чем они бы это сделали сами. Поэтому кайзен-стратегии в их бизнес-идеологии обычно заменяются «командной работой» и «корпоративным духом».