Интегральный экономический показатель изделия и его технико-экономическая эффективность
В качестве интегрального экономического показателя нового изделия при его сравнении с аналогом служит цена потребления. Она выражается следующей формулой:
,
где К - единовременные капитальные затраты (на приобретение, транспортировку, монтаж, а также сопутствующие затраты); Зэ - затраты на эксплуатацию за все время работы изделия.
При длительном сроке эксплуатации, естественно, должны быть сделаны динамические оценки с применением дисконтирования. Если в результате изменения надежности нового изделия по сравнению с аналогом меняется оценка ущерба (в том числе и в смежных звеньях), это должно быть учтено. Точно также следует учесть сопутствующие положительные результаты применения нового изделия. К числу таковых следует, в частности, отнести:
- уменьшение габаритов и массы летательных аппаратов и судов при установке на них новых изделий взамен аналога;
- повышение точности и быстродействия системы управления (летательным аппаратом, судном, движением воздушного транспорта и т.д.), что обеспечивает сокращение длины пути, а значит, уменьшение расхода топлива, затрат на управление.
Таким образом, полная формула определения интегрального экономического показателя имеет вид
,
где - полная сумма ущерба от отказов (глава 6); Рс - сопутствующие положительные результаты применения нового изделия.
Оценку технико-экономической эффективности нового изделия удобно производить с помощью табл. 8.4.
Таблица 8.4
Оценка технико-экономической эффективности нового изделия
Параметр, | Коэф. | Аналог | Новое изделие | |||
оценка | весомости gi | |||||
* | ||||||
* | ||||||
i | ||||||
* | ||||||
* | ||||||
* | ||||||
n |
Окончание табл. 8.4
Параметр, | Коэф. | Аналог | Новое изделие | |||
оценка | весомости gi | |||||
Интегральный технический показатель | ||||||
Интегральный стоимостной показатель | ||||||
Технико-экономическая эффективность | ||||||
Относительная технико-экономическая эффективность ОКР |
Интегральный стоимостный показатель вряд ли может быть более или менее точно рассчитан на ранних этапах ОКР. Это связано с неполнотой конструкторской документации и отсутствием технологической документации. Единственный выход состоит в сравнении данного показателя с ценой аналогичной по элементной базе, технологии и конструкции продукции. Целесообразно при этом вычленить большие и сложные составные части изделия и оценить их отдельно.