Общее представление о продукте
- мебель высокого качества;
- реализуется по доступным (рыночным) ценам;
- имеет современный дизайн;
- удобна в использовании.
Список производимой и реализуемой продукции
- диван;
- кресло;
- банкетка;
- тахта;
- кушетка.
Положение дел в отрасли
- оборот мебели России составляет менее 1% мирового оборота;
- мебельная отрасль России – одна из самых перспективных отраслей;
- на иностранные компании приходится большая доля отрасли;
- имеет место невысокое качество продукции.
Анализ рынка
- на рынке высокий уровень конкуренции;
- рынок довольно сильно насыщен;
- стабильно и уверенно растет на протяжении последних лет;
- устойчивый спрос на мягкую мебель.
Анализ потребителя
- нацелены на достижение оптимума «цена-качество»;
- предпочитают импортную мебель отечественной;
- следуют зарождающимся тенденциям и моде;
- у потребителей наблюдается устойчивый спрос на мягкую мебель.
Анализ конкурентов
- иностранные компании (высокое качество продукции);
- крупные отечественные компании (низкие издержки производства);
- индивидуальные и частные предприниматели («серые» поставки и низкие цены).
План маркетинга
- применение новых технологий производства и оборудования;
- обеспечение очень высокого качества продукции;
- продажа мебели по рыночным ценам;
- проведение регулярных маркетинговых исследований.
План по персоналу (месячная зарплата)
- CEO (50 000 рублей);
- CFO (50 000 рублей);
- бухгалтер (40 300 рублей);
- производственный специалист (30 150 рублей);
- технический работник (10 050 рублей);
- 8 производственных рабочих (по 20 100 рублей);
- маркетолог (30 000 рублей);
- логист (30 300 рублей).
Необходимое оборудование
- 2 станка (по 500 000 рублей);
- компьютер (15 000 рублей);
- инструменты (30 000 рублей).
Источники средств
- уставный капитал (1 000 000 рублей);
- краткосрочный кредит (1 000 000 рублей).
Окружение и налоги
- ставка дисконтирования – 20% (рубли) и 3% (доллары США);
- ставка рефинансирования – 8.25%;
- налог на прибыль – 20%;
- налог на имущество – 2.2%;
- НДС – 18%;
- отчисления в ФСС – 34%.
Направления расходований
- закупка материалов;
- выплата зарплаты и отчислений в ФСС;
- ОХР (3 000 рублей в месяц);
- ОПР (5 000 рублей в месяц);
- транспортные издержки (4 000 рублей в месяц);
- затраты на маркетинг (2 000 рублей в месяц);
- уплата налогов;
- аренда здания (600 000 рублей единовременно в начале проекта) ;
- выплата процентов по ссуде и возврат основного долга (20% годовых).
Цены продажи
- диван – 42 500 рублей;
- кресло – 22 000 рублей;
- банкетка – 7 700 рублей;
- тахта – 17 500 рублей;
- кушетка – 13 500 рублей.
Ожидаемые объемы продаж за год
- диваны – 50 штук;
- кресла – 165 штук;
- банкетки – 290 штук;
- тахты – 165 штук;
- кушетки – 235 штук.
Ожидаемые финансовые результаты
- чистая приведенная стоимость проекта – 268 907 руб.;
- внутренняя норма рентабельности – 120.70%;
- индекс прибыльности – 1.37;
- дисконтируемый период окупаемости – 10 месяцев;
- чистая прибыль на конец года – 38 283.67 рубля.
Анализ положения дел в отрасли
Анализ рынка
В марте 2010 г. маркетинговое агентство DISCOVERY Research Group завершило исследование рынка мебели для дома в России.
Согласно расчетам специалистов агентства объем рынка мебели в 2008 году составил $6,5 млрд. или 160,9 млрд. рублей. Рынок мебели достаточно инертен, поэтому по итогам 2008г. кризис еще не успел оказать значительного влияния. Однако уже в 2009г. объем рынка упал на 27% (в рублевом эквиваленте) и составил 117,5 млрд. рублей. В долларом выражении рынок просел еще сильнее – почти в 2 раза, до $3,7 млрд.
Доля мебели отечественного производства на внутреннем рынке составляет более 60%.
Объем импорта в стоимостном выражении в 2009 году по сравнению с 2008 годом упал на 40% – с $2.8 до 1.7 млрд. Девальвация рубля в конце 2008 - начале 2009 годов по отношению к основным валютам (доллар и евро) существенно отразилась на импорте мебели в Россию.
Объемы экспорта в 2009 г. также упали – на 30% с $366.1 млн. до 256.3 млн. При этом в рублевом эквиваленте падение составило всего 10%.
В условиях кризиса спрос на офисную мебель падает быстрее, чем на мебель для дома. Отметим, что на домашнюю мебель формируется отложенный спрос населения. В тоже время увеличения продаж в летний период 2010 г. не произойдет, однако уже к осени ожидается увеличение покупательской активности.
В наибольшей степени от кризиса пострадали производители мягкой мебели. Во-первых, в этом сегменте отмечается наибольшее падение спроса, а во-вторых, отечественные производители мягкой мебели больше зависят от импортных комплектующих, цена на которые в результате девальвации рубля повышается, что вынуждает производителей повышать цены.
Рынок мебели в докризисный период был одним из наиболее успешно развивавшихся сегментов товарного рынка. Мебель относится к товарам длительного пользования, потребление которых является одним из основных индикаторов состояния экономики страны.
В докризисное время в России сложилась благоприятная экономическая ситуация, поддерживаемая высокими ценами на нефть на мировых рынках, что стимулировало спрос со стороны населения на бытовую технику, мебель, недвижимость, транспортные средства и так далее. Основываясь на изменениях в потребительских предпочтениях, приоритетах и поведении потребителей, аналитики прогнозировали дальнейший рост мебельного рынка.
На протяжении последних лет потребление мебели в России ежегодно росло в среднем на 15 – 25%. Ситуация переломилась в 2008 году, когда темп роста объема рынка в последнем квартале сократился до 5.9%. В 2009 году, по предварительным оценкам, произошло падение рынка примерно на 23%.
Сокращение рынка мебели напрямую связано с кризисными явлениями в экономике.
Можно выделить следующие составляющие кризиса:
- кризис финансового сектора;
- кризис реального сектора экономики;
- потребительский кризис;
- «психологический» кризис.
При этом основное влияние на рынок мебели оказали следующие факторы:
- объемы строительства (жилищное и коммерческое);
- покупательная способность населения и доходы.
Наиболее существенно кризис отразился на сегментах офисной мебели и мебели для спальни. В первом случае сокращение потребление обосновывается желанием компаний сокращать расходы в сложное для себя время, а во втором — тем, что мебель для спален является наименее необходимой в обстановке домов (российский человек, как известно, рассматривает диван и как место отдыха, и как кровать).
Наименьшее влияние кризис оказал на сегменты мебели для кухни, для гостиных и мягкой мебели. Это еще раз подчеркивает консерватизм российского рынка: в квартирах по-прежнему на первом месте кухни (место сбора всей семьи) и главная комната и неизменными «стенкой» и диваном.
Отметим также, что из-за влияния кризиса спрос смещается в сегмент эконом-класса. Происходит это потому, что доля средств на приобретение новых квартир (выплату ипотеки) в бюджете становится более значительной, объем финансирования ремонтных работ и приобретения мебели в новую квартиру сокращается, поэтому предпочтение отдается более дешевым вариантам. Корпоративные заказчики снижают непроизводственные затраты, в том числе затраты на аренду офисов. В сегменте эконом-класса выделяются подсегменты, призванные удовлетворить потребности всех потребителей.
Одновременно с эконом-классом относительно неплохо себя чувствует премиум-класс, который практически не потерял своего потребителя. Хуже всего в условиях кризиса приходится производителям и поставщикам мебели среднего класса, потребитель которой массово перешел в эконом-сегмент.
Сокращение спроса во всех сегментах мебельного рынка заставило производителей и поставщиков оптимизировать стратегии работы на рынке:
- оптимизация источников финансирования;
- 68% пересмотр взаимоотношений с поставщиками и дилерами (поставщики стали «более вменяемыми»);
- 59% более тщательное изучение потребителей (смена Push-стратегий на Pull-стратегии);
- 55% сокращение постоянных издержек;
- 41% расширение ассортимента (основное направление расширения — выпуск мебели эконом-класса);
- 23% сокращение персонала;
- сокращение ассортимента, дилерской сети.
По прогнозам, в 2010 году продолжится сокращение мебельного рынка. Положительную динамику рынок начнет демонстрировать с 2011 года, а на уровень 2008 года выйдет не ранее 2014 года.
Отметим, что такой относительно быстрый выход из кризиса возможен благодаря особенностям спроса на мебель: в период рецессии накапливается отложенный спрос, который и становится двигателем рынка в посткризисный период.