Переменные затраты составят

227,4 •1700 = 386,6 тыс. руб.

Постоянные издержки будут равны 225,9 тыс. руб. (612,5 - 386,6).

Таким образом, дифференциация смешанных издержек на по-

Стоянные и переменные с использованием различных методов при-

Вела к разным результатам.

По методу верхней—нижней точки:

•постоянные издержки за период —215,7 тыс. руб.,

•переменные издержки на единицу продукции —214,3 руб.

По графическому (статистическому) методу:

•постоянные издержки за период —270 тыс. руб.,

•Беременные издержки на единицу продукции —201,5 руб.

По методу наименьших квадратов:

•постоянные издержки за период —225,9 тыс. руб.,

•переменные издержки на единицу продукции —227,4 руб.

Исходя из отмеченных методов и руководствуясь задачей до-

Стижения определенной степени точности результатов расчетов,

предприятие может выбрать наиболее приемлемый вариант диффе-

Ренциации затрат.

Раздельное планирование постоянных и переменных затрат по-

Зволяет определить необходимый объем выпуска и реализации про-

Дукции, при котором достигается окупаемость этих затрат.

Минимальный объем выпуска продукции (в натуральном выра-

Жении), ниже которого производство продукции становится нерен-

табельным, рассчитывается следующим образом:

Т а б л и ц а 15.5

где ПЗ — . постоянные затраты в целом по предприятию;

У —цена единицы изделия (за минусом НДС);

Пер — . переменные затраты на единицу изделия

Рассмотрим расчет объема реализации продукции, обеспечи-

Вающего безубыточную деятельность предприятия (порогового

Объема), графическое построение точки безубыточности на конк-

Ретном примере.

Пример. Объем реализации продукции предприятия составляет

Ед. Цена единицы изделия —400 руб. Постоянные затраты

По предприятию равны 650 тыс. руб. Переменные затраты —

Тыс. руб., в том числе на единицу изделия —210 руб.

На рис. 15.2 представлен график, показывающий взаимосвязь

Объема реализации, затрат и прибыли предприятия. Как видно из

Рисунка, безубыточная деятельность предприятия достигается при

Объеме реализации 3421 ед. При таком объеме выручка от реализа-

Ции показывает постоянные и переменные затраты на производство

И реализацию продукции, а прибыль в этом случае равна нулю. Та-

Кая выручка называется пороговой выручкой, или порогом рента-

бельности (400 •3421 - 1368 тыс. руб.).

Дифференциация затрат на постоянные и переменные позволя-

Ет рассчитать объем реализации, обеспечивающий получение пред-

Рис. 15.2. График безубыточности

Приятием целевой суммы прибыли, покрывающей его потребности

В производственном и социальном развитии.

На основе использования предыдущей формулы получаем

—объем реализации, обеспечивающий получение целевой прибыли.

Если, исходя из условия рассмотренного примера, предполо-

Жить, что предприятие ставит целью получение прибыли в размере

Тыс. руб., то объем реализации, обеспечивающий ее получение,

Составит

Изменяя соотношение между постоянными и переменными за-

Тратами в пределах имеющихся возможностей, предприятие обес-

Печивает оптимизацию величины прибыли от реализации продук-

Ции. В качестве инструмента оптимизации выступает операцион-

Ный (производственный) рычаг. Он рассчитывается по формуле

где ОР —сила воздействия операционного рычага;

ВР • . выручка от реализации продукции;

Пер.З -—переменные затраты;

П -—прибыль от реализации продукции.

Исходя из условия рассматриваемого примера, операционный

Рычаг составляет

Действие операционного рычага проявляется в том, что любое

Изменение выручки приводит к более сильному изменению прибы-

Ли. Так, если предположить, что выручка от реализации увеличится

на 1,7%, то прибыль в этом случае вырастет на 5,39% (1,7 •3,17).

Если же выручка уменьшится на 2,5%, то снижение прибыли соста-

вит 7,93% (2,5 •3,17). Таким образом, операционный рычаг пока-

Зывает, как изменится прибыль при изменении объема реализации

на 1%. Чем выше доля постоянных затрат в совокупных затратах

Предприятия, тем выше уровень операционного рычага. В связи

с этим важной задачей планирования затрат на производство и реа-

Лизацию продукции является не только снижение их абсолютной

Величины, но и совершенствование структуры.

Необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприя-

Тия должны четко понимать, что управление издержками производ-

Ства и реализации продукции с целью их минимизации на предприя-

Тии является составной частью управления предприятием в целом.

Управление издержками необходимо прежде всего для:

•получения максимальной прибыли;

•улучшения финансового состояния фирмы;

•повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;

•снижения риска стать банкротом и др.

Для решения проблемы снижения издержек производства и реа-

Лизации продукции на предприятии должна быть разработана об-

Щая концепция (программа), которая должна ежегодно корректи-

Роваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств.

Эта программа должна носить комплексный характер, т. е. должна

Учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек

Производства и реализации продукции.

Содержание и сущность комплексной программы по снижению

Наши рекомендации