Переменные затраты составят
227,4 •1700 = 386,6 тыс. руб.
Постоянные издержки будут равны 225,9 тыс. руб. (612,5 - 386,6).
Таким образом, дифференциация смешанных издержек на по-
Стоянные и переменные с использованием различных методов при-
Вела к разным результатам.
По методу верхней—нижней точки:
•постоянные издержки за период —215,7 тыс. руб.,
•переменные издержки на единицу продукции —214,3 руб.
По графическому (статистическому) методу:
•постоянные издержки за период —270 тыс. руб.,
•Беременные издержки на единицу продукции —201,5 руб.
По методу наименьших квадратов:
•постоянные издержки за период —225,9 тыс. руб.,
•переменные издержки на единицу продукции —227,4 руб.
Исходя из отмеченных методов и руководствуясь задачей до-
Стижения определенной степени точности результатов расчетов,
предприятие может выбрать наиболее приемлемый вариант диффе-
Ренциации затрат.
Раздельное планирование постоянных и переменных затрат по-
Зволяет определить необходимый объем выпуска и реализации про-
Дукции, при котором достигается окупаемость этих затрат.
Минимальный объем выпуска продукции (в натуральном выра-
Жении), ниже которого производство продукции становится нерен-
табельным, рассчитывается следующим образом:
Т а б л и ц а 15.5
где ПЗ — . постоянные затраты в целом по предприятию;
У —цена единицы изделия (за минусом НДС);
Пер — . переменные затраты на единицу изделия
Рассмотрим расчет объема реализации продукции, обеспечи-
Вающего безубыточную деятельность предприятия (порогового
Объема), графическое построение точки безубыточности на конк-
Ретном примере.
Пример. Объем реализации продукции предприятия составляет
Ед. Цена единицы изделия —400 руб. Постоянные затраты
По предприятию равны 650 тыс. руб. Переменные затраты —
Тыс. руб., в том числе на единицу изделия —210 руб.
На рис. 15.2 представлен график, показывающий взаимосвязь
Объема реализации, затрат и прибыли предприятия. Как видно из
Рисунка, безубыточная деятельность предприятия достигается при
Объеме реализации 3421 ед. При таком объеме выручка от реализа-
Ции показывает постоянные и переменные затраты на производство
И реализацию продукции, а прибыль в этом случае равна нулю. Та-
Кая выручка называется пороговой выручкой, или порогом рента-
бельности (400 •3421 - 1368 тыс. руб.).
Дифференциация затрат на постоянные и переменные позволя-
Ет рассчитать объем реализации, обеспечивающий получение пред-
Рис. 15.2. График безубыточности
Приятием целевой суммы прибыли, покрывающей его потребности
В производственном и социальном развитии.
На основе использования предыдущей формулы получаем
—объем реализации, обеспечивающий получение целевой прибыли.
Если, исходя из условия рассмотренного примера, предполо-
Жить, что предприятие ставит целью получение прибыли в размере
Тыс. руб., то объем реализации, обеспечивающий ее получение,
Составит
Изменяя соотношение между постоянными и переменными за-
Тратами в пределах имеющихся возможностей, предприятие обес-
Печивает оптимизацию величины прибыли от реализации продук-
Ции. В качестве инструмента оптимизации выступает операцион-
Ный (производственный) рычаг. Он рассчитывается по формуле
где ОР —сила воздействия операционного рычага;
ВР • . выручка от реализации продукции;
Пер.З -—переменные затраты;
П -—прибыль от реализации продукции.
Исходя из условия рассматриваемого примера, операционный
Рычаг составляет
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое
Изменение выручки приводит к более сильному изменению прибы-
Ли. Так, если предположить, что выручка от реализации увеличится
на 1,7%, то прибыль в этом случае вырастет на 5,39% (1,7 •3,17).
Если же выручка уменьшится на 2,5%, то снижение прибыли соста-
вит 7,93% (2,5 •3,17). Таким образом, операционный рычаг пока-
Зывает, как изменится прибыль при изменении объема реализации
на 1%. Чем выше доля постоянных затрат в совокупных затратах
Предприятия, тем выше уровень операционного рычага. В связи
с этим важной задачей планирования затрат на производство и реа-
Лизацию продукции является не только снижение их абсолютной
Величины, но и совершенствование структуры.
Необходимо отметить, что руководители и менеджеры предприя-
Тия должны четко понимать, что управление издержками производ-
Ства и реализации продукции с целью их минимизации на предприя-
Тии является составной частью управления предприятием в целом.
Управление издержками необходимо прежде всего для:
•получения максимальной прибыли;
•улучшения финансового состояния фирмы;
•повышения конкурентоспособности предприятия и продукции;
•снижения риска стать банкротом и др.
Для решения проблемы снижения издержек производства и реа-
Лизации продукции на предприятии должна быть разработана об-
Щая концепция (программа), которая должна ежегодно корректи-
Роваться с учетом изменившихся на предприятии обстоятельств.
Эта программа должна носить комплексный характер, т. е. должна
Учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек
Производства и реализации продукции.
Содержание и сущность комплексной программы по снижению