Предмет, объекты, методы и принципы бухгалтерского учета
Бух.учет – это упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе организации и ее обязательствах, путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хоз-ых операций.
Предметом бух учета является финансово хозяйственная деятельность предприятий как экономически самостоятельных субъектов с обособленным кругооборотом средств.
Объектами предмета бух учета выступают:
1) Внеоборотные и оборотные активы. Это материальная основа деятельности.
2) Собственный и заемный капитал.
3) Хозяйственные операции (процессы).
Два первых слагаемых составляют классификацию имущества.
Классификация имущества по составу и размещению представлена на схеме 2.1.
Классификация имущества по источникам его формирования представлена на схеме 2.2.
Хозяйственные операции представляют собой отношения людей по поводу хозяйственных средств. Под их действием происходят количественные и качественные изменения в составе имущества предприятия и его источников (смена форм собственности).
Хозяйственные процессы – это факты хозяйственной жизни, экономические события предприятия, где происходит движение имущества собственного и заемного капитала.
Это движение происходит под действием хозяйственных процессов, которые составляют основу функционирования предприятия.
В результате финансово хозяйственной деятельности предприятия происходит кругооборот хозяйственных средств и деление на хозяйственные процессы:
1) Процесс заготовления.
2) Процесс производства.
3) Процесс продажи.
Процесс заготовления предполагает приобретение материально производственных запасов, для чего необходимы деньги (Д).
Производство продукции, работ, услуг осуществляется с использованием материально производственных запасов основных средств, финансовых ресурсов и труда. В результате получают готовую продукцию или товар, или выполненные работы и услуги по фактической себестоимости (Т – товар).
Продажа продукции, работ, услуг осуществляется по отпускным ценам, состоящим из фактических затрат и прибыли. В результате получают затраченные деньги и прибыль (Д+д)
Д Т Д+д
В общем виде хозяйственный процесс представляет собой взаимодействие средств труда, предметов труда и живого труда.
Методом бух учета называется совокупность различных способов и приемов, используемых для ведения бух учета.
Элементами метода бух учета являются:
1) Документация,
2) Инвентаризация,
3) Оценка,
4) Калькуляция,
5) Счета,
6) Двойная запись,
7) Баланс,
8) Отчетность.
Принципы бух. учета.
1) Принцип системности (бух.учет, как система имеет вход (первичные документы) и выход (бух-ая отчетность))
2) Принцип оценки имущества и обязательств в денежном выражении
3) Принцип определенности факта хозяйственной деятельности (хоз-ые сделки д.б. четко определены)
4) Принцип непрерывности (осуществляется сплошной, полный и непрерывный учет хоз-ых опрераций)
5) Принцип документальности (все хозяйственные операции д.б. оформлены оправдательными документами. Нет документа-нет бух.учета)
6) Принцип ответственности руководителя (все руководители несут ответственность за организацию бух.учета: уголовная, административная, материальная, дисциплинарная)
7) Принцип обособления имущества (имущество организации должно учитываться обособлено от имущества других юр. Лиц, которые находятс на балансе п/п-я)
8) Принцип баланса (должна соблюдаться балансовая формула ∑ А = ∑ П
9) Принцип двойной записи
10) Принцип разделения текущих затрат от капитальных (текущие – которые включаются в себестоимость отчетного периода; капитальные – которые связаны с приобретением внеоборотных активов, которые либо вообще не включаются в себестоимость, либо переносят свою стоимость на издержки производства по частям в течении длительного периода)
11) Принцип соответствия (все доходы отчетного периода д.б. соотнесены с расходами)
12) Принцип определения выручки ( метод начисления, кассовый метод)
Принцип отчетного периода (отчетным годом для всех организаций является календарный год, при этом месячная и квартальная отчетность является промежуточной и составляется с нарастающим итогом
Общая модель системы бух учета включает следующие этапы учетного процесса:
1) Первичное наблюдение объектов учета,
2) Стоимостное измерение объектов учета,
3) Текущая группировка (регистрация данных объектов учета),
4) Периодическое обобщение объектов хозяйственных процессов.
Документ – это первый и главный источник информации о свершившихся фактах в хозяйственной деятельности предприятия. Зафиксированный в документе факт называется хозяйственной операцией.
Первичный бух документ – это письменное свидетельство о совершении хозяйственной операции, имеющее юридическую силу и не требующее дальнейших пояснений и детализации.
Инвентаризация – это способ проверки соответствия фактического наличия имущества с данными бух учета. Выявляются либо излишки, либо недостача материальных ценностей и денежных средств.
Оценка – это способ определения в стоимостном выражении имущества предприятия и его обязательств. Основные средства имеют первоначальную, восстановительную и остаточную стоимость.
Калькуляция (лат. Исчисление) – это предварительный и текущий расчет затрат в процессе производства продукции, работ, услуг. Калькуляция составляется в целом по предприятию, по отдельным ее видам (плановая, фактическая, нормативная), а также на каждую единицу.
Счета – предназначены для сбора и группировки информации об имуществе предприятия и источниках его формирования. Счета тесно связаны с балансом, т.к. открываются на основании баланса и их данные переносятся в баланс.
Счета делятся:
1) Активные,
2) Пассивные,
3) Активно-пассивные.
Не зависимо от вида строение счетов одинаково. Они представляют собой двухстороннюю таблицу, где левая сторона называется дебет (Д, от лат «должен»), а правая сторона – кредет (К, от лат «верит, имеет получить»).
Пассивный счет | Активный счет | ||
Дебет | Кредет | Д | К |
Сальдо начальное | Сальдо начальное | ||
Увеличение хозяйственных операций (+) | Уменьшение хозяйственных операций (-) | Уменьшение хозяйственных операций (-) | Увеличение хозяйственных операций (+) |
Оборот Д | Оборот К | Оборот Д | Оборот К |
Ск =Сн+Од-Ок | Ск =Сн+Ок-Од |
Активно-пассивные счета представляют две группы щитов:
1) Счет финансовых результатов. У счета 99 сальдо плавающее, т.е. остаток может быть либо по Д, либо по К: Д99 – убыток, К99 – прибыль.
2) Счета расчетов. Счет 76 – «расчета с разными дебиторами и кредиторами», который имеет развернутое сальдо. Т.е. одновременно показывают два остатка и по Д и по К.
Активные счета расположены в активе баланса, пассивные счета в пассиве баланса.
Двойная запись (диаграфическая запись) – устанавливает правила отражения на счетах суммы каждой хозяйственной операции.
Сущность метода в том, что каждая хозяйственная операция отражается по Д одного и кредету другого счета обязательно в одной и той же суммы.
Взаимосвязь между Д и К другого счета в результате двойной записи называется корреспонденцией счетов, а счета называются корреспондирующими.
Принцип двойной записи имеет важное контрольное значение, где при любых условиях сумма по Д должна быть равна сумме по К.
Пример:
1) С расчетного счета в кассу поступили денежные средства для выплаты ЗП в сумме 50 тыс. руб.
Сч 50А – счет кассы.
Сч 51А – расчетный счет организации.
Д50 К51 50000 – эта запись говорит, что с расчетного счета в кассу поступило 50000 руб.
2) Начислена ЗП работникам в сумме 50 тыс. руб.
Сч 70П
Сч 20А
Д20 К70 50000
3) Выдача ЗП из кассы: Д70 К50 задолженность 50000
Баланс (с франц. «Весы») – это система показателей, сгруппированных в сводную ведомость в виде двухсторонней таблицы, отражающая наличие имущества и источников его формирования в денежной оценке на определенную дату.
Отчетность – это итоговое обобщение фактов хозяйственной деятельности.
Бух отчетность используют как систему показателей, характеризующих производственно хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период времени. Бух отчетность составляют по определенным правилам и стандартам. Основным документом является ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность».