Конкурентные преимущества различных фирм

Современная фирма

ФИРМА — это коммерческая организация, ко­торая, используя факторы производства, произ­водит товары и услуги и продает их с целью получения прибыли.

Рождение фирмы обусловлено тем, что производить многие виды продукции обособленно, в одиночку, невозможно или экономически невыгодно.

Имущество предприятия отделено от имуще­ства других фирм, организаций, граждан, государства и т.п.

Наряду с фирмами, которые представляют собой предприя­тия, производственной деятельностью занимаются и отдельные граждане (физические лица), т. е. индивидуальные производители. Они используют труд членов своей се­мьи или труд наемных работников.

Теории фирмы

Традиционная теория фирмы исходит из того, что поведение фирм определяется единственным желанием максимизировать прибыль, которое становится возможным при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Однако точный расчет подобных показателей затруднителен, и нет абсолютно достоверной и достаточной информации о рынке, спросе, его эластичности и практически невозможно предугадать действия конкурентов. В результате появляются альтернативные теории, объясняющие поведение фирмы иными целевыми установками.

Менеджериальная теория фирмы утверждает, что экономическое поведение фирмы определяют не собственники, а менеджеры и их целью является максимизация объема продаж и поступающего в результате дохода. Это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки.

Считается, что в краткосрочном периоде фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, а в долгосрочном – их больше волнует максимизация прибыли.

Существуют теории, которые утверждают, что собственники и менеджеры имеют общую цель – максимизацию роста фирмы. Владельцы стремятся к увеличению капитала, преследуя цель личного обогащения, а менеджеры желают повысить свой личный статус и жалованье. Экономический рост фирмы позволяет менеджеру расширить штат и внедрить новые проекты, что повышает его статус. При этом менеджеры предпочитают растущую фирму крупной фирме.

Экономическая теория множественности целей исходит из того, что у фирмы имеется не одна цель, а несколько. Сегодня фирма – сложная корпоративная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей.

Интерес высшего руководства фирмы – повысить престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирования компании, обеспечить ее стабильность и устойчивость.

Интерес акционеров – получить высокие дивиденды.

Интерес менеджеров – повысить свой социальный статус и сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов.

Интерес наемных рабочих – высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т.д.

Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды, в которой существует и функционирует фирма.

Классификация предприятий, внешняя и внутренняя среда

По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различают фирмы:

- промышленные,

- торговые,

- транспортные,

- страховые,

- инжиниринговые,

- банковские,

- финансово-инвестиционные,

- научно-исследовательские и инновационные,

- оказывающие различного рода услуги (связи, бытового обслуживания и т.д.).

Одна из самых многочисленных и самая крупная по объему суммарных продаж группа – промышленные фирмы (предприятия).

Также велико количество фирм, занятых внутренней и внешней торговлей. Их деятельность носит, как правило, посреднический характер.

Транспортные фирмы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Выделяются судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные фирмы. Последние в большинстве стран малорентабельны или убыточны, поэтому, как правило, их берет в свои руки государство.

С учетом отраслевой сферы деятельности различают многоотраслевые и диверсифицированные фирмы.

По критерию территориально-национальных масштабов деятельности все фирмы делятся на национальные и транснациональные корпорации (ТНК).

По степени концентрации производства фирмы распадаются на крупные, средние и мелкие. Критерии отнесения фирм к тому или иному разряду весьма условны и дифференцированы по странам. Так, в США к малым промышленным фирмам относят обычно такие, где занято до 500 чел., к средним – от 500 до 1000 чел.; в большинстве стран Европы средними считаются предприятия, привлекающие от 50 до 500 работников, а в Японии – от 30 до 300 человек.

Конкуренция

КОНКУРЕНЦИЯ — это борьба между произво­дителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи.

Поскольку платежеспособный спрос ограничен, между производителями идет постоянная борь­ба за кошелек покупателя. Рынок подсказывает ответ на вопрос, для кого производить, — для того, у кого выше покупательная способность, кто может заплатить за предлагаемый товар.

Выделяют два вида конкуренции: ценовую и неценовую.

Производители будут бороться за своего клиента, а значит, стремиться к обновлению ассортимента, улучшению качества, вежливому обслуживанию, оказанию дополнительных услуг и другим методам конкурентной борьбы. В результате такой конкуренции выигрывают все группы потребителей.

Конкурентные преимущества различных фирм

Крупные фирмы имеют следующие преимущества перед средними и мелкими компаниями:

- они характеризуются устойчивостью, за счет больших ресурсов и доходов имеют большие возможности. Крупные предприятия, как правило, не ликвидируются физически, а лишь меняют владельцев. Они способствуют повышению экономической стабильности в стране;

- крупные фирмы могут наладить массовое производство, что позволяет насытить рынок нужными товарами;

- крупные фирмы имеют возможность использовать новейшую дорогую технику, освоить новые отрасли, обеспечить крупномасштабное строительство, проводить крупные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);

- масштабы производства позволяют крупным фирмам иметь значительную экономию труда.

Средние фирмы в западных странах составляют в среднем около 20% всей численности предприятий.

Мелкие фирмы – самые многочисленные в рыночной экономике, характеризуются гибкостью, способностью быстро реагировать на изменяющийся спрос на рынке, быстрым обновлением. Мелкие предприятия выступают своего рода фундаментом рыночной экономики.

Причины выживания мелких предприятий в следующем:

- мелкие фирмы выбирают те сферы деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затратах, т.е. они не встают на пути среднего и крупного бизнеса;

- мелкие фирмы обладают особой привлекательностью для человека;

- для их создания нужен небольшой капитал:

- в отношении малых компаний существует поддержка со стороны государства.

Зна­чительный экономический эффект дала система сотрудничества крупного и малого предпринимательства (франчайзинг). В этой системе крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату право использовать свою торговую марку и оказывает различные услуги.

Малые фирмы играют важную роль в реализации политики занятости. Они сосредотачивают у себя значительную часть эко­номически активного населения.

Продукт фирмы

Любая фирма, независимо от ее организационно-правовой формы, выпускает ту или иную продукцию. Продукт фирмы вы­ступает, прежде всего, в натуральной форме — вещественной или невещественной. На металлургическом заводе — это тонны выплавленной стали, на автомобильном заводе — количество автомашин, в парикмахерской — численность обслуженных кли­ентов, в школе — число выпускников и т. п.

В работе фирмы принято различать краткосрочный и долгосрочный периоды.

КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД — интервал вре­мени, в течение которого величина одних факто­ров производства может изменяться, а размеры других остаются фиксированными.

ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД — интервал вре­мени, в течение которого величины всех факто­ров производства подвержены изменению.

Продолжительность кратко­срочного периода не связана жестко с какими-то временными рамками (месяц, квартал и т.д.). Она существенно раз­личается в отдельных отраслях. Так, требуется несколько лет, чтобы построить новый автомобильный завод и оснастить его оборудованием. Вместе с тем можно в очень короткий срок уве­личить пропускную способность столовой, поставив дополни­тельные столики, да и новую столовую построить можно довольно быстро. Следовательно, в автомобильной промышленности краткосрочный период значительно продолжительнее, чем в общественном питании.

ОБЩИЙ ПРОДУКТ (Q) — это объем продук­ции, произведенный фирмой за определенный период времени (например, за год).

Конкурентные преимущества различных фирм - student2.ru Величина общего продукта фирмы зависит от того, какое количество труда вовлекается в про­изводство, и от того, какой капитал вложен в данное предприя­тие. Эта зависимость может выражена в форме производственной функции, которая имеет вид:

Конкурентные преимущества различных фирм - student2.ru

Рис. 2. График общего продукта фирмы.

График показывает, что общий продукт фирмы растет высоким темпом и кривая идет круто вверх. Но по мере привлечения в производство новых рабочих темп прироста общего продукта снижается и наклон кривой ста­новится меньше. При вовлечении в производство 5-го рабочего общий продукт достигает максимальной величины.

Наши рекомендации