Конкурентные преимущества различных фирм
Современная фирма
ФИРМА — это коммерческая организация, которая, используя факторы производства, производит товары и услуги и продает их с целью получения прибыли.
Рождение фирмы обусловлено тем, что производить многие виды продукции обособленно, в одиночку, невозможно или экономически невыгодно.
Имущество предприятия отделено от имущества других фирм, организаций, граждан, государства и т.п.
Наряду с фирмами, которые представляют собой предприятия, производственной деятельностью занимаются и отдельные граждане (физические лица), т. е. индивидуальные производители. Они используют труд членов своей семьи или труд наемных работников.
Теории фирмы
Традиционная теория фирмы исходит из того, что поведение фирм определяется единственным желанием максимизировать прибыль, которое становится возможным при равенстве предельных издержек и предельного дохода. Однако точный расчет подобных показателей затруднителен, и нет абсолютно достоверной и достаточной информации о рынке, спросе, его эластичности и практически невозможно предугадать действия конкурентов. В результате появляются альтернативные теории, объясняющие поведение фирмы иными целевыми установками.
Менеджериальная теория фирмы утверждает, что экономическое поведение фирмы определяют не собственники, а менеджеры и их целью является максимизация объема продаж и поступающего в результате дохода. Это объясняется прямой зависимостью жалованья и всех дополнительных льгот и выплат, получаемых менеджерами от торговой выручки.
Считается, что в краткосрочном периоде фирмы предпочитают максимизировать объем продаж, а в долгосрочном – их больше волнует максимизация прибыли.
Существуют теории, которые утверждают, что собственники и менеджеры имеют общую цель – максимизацию роста фирмы. Владельцы стремятся к увеличению капитала, преследуя цель личного обогащения, а менеджеры желают повысить свой личный статус и жалованье. Экономический рост фирмы позволяет менеджеру расширить штат и внедрить новые проекты, что повышает его статус. При этом менеджеры предпочитают растущую фирму крупной фирме.
Экономическая теория множественности целей исходит из того, что у фирмы имеется не одна цель, а несколько. Сегодня фирма – сложная корпоративная система, в которой иерархии субъектов и объектов управления соответствует иерархия интересов и целей.
Интерес высшего руководства фирмы – повысить престиж фирмы, улучшить экономические показатели функционирования компании, обеспечить ее стабильность и устойчивость.
Интерес акционеров – получить высокие дивиденды.
Интерес менеджеров – повысить свой социальный статус и сделать хорошую карьеру, обеспечить рост доходов.
Интерес наемных рабочих – высокая заработная плата, хорошие условия труда, повышение квалификации, профессиональный рост и т.д.
Большое внимание в поведенческих теориях отводится учету влияния внешней среды, в которой существует и функционирует фирма.
Классификация предприятий, внешняя и внутренняя среда
По виду хозяйственной деятельности и характеру совершаемых операций различают фирмы:
- промышленные,
- торговые,
- транспортные,
- страховые,
- инжиниринговые,
- банковские,
- финансово-инвестиционные,
- научно-исследовательские и инновационные,
- оказывающие различного рода услуги (связи, бытового обслуживания и т.д.).
Одна из самых многочисленных и самая крупная по объему суммарных продаж группа – промышленные фирмы (предприятия).
Также велико количество фирм, занятых внутренней и внешней торговлей. Их деятельность носит, как правило, посреднический характер.
Транспортные фирмы осуществляют перевозку грузов и пассажиров. Выделяются судоходные, автомобильные, авиационные и железнодорожные фирмы. Последние в большинстве стран малорентабельны или убыточны, поэтому, как правило, их берет в свои руки государство.
С учетом отраслевой сферы деятельности различают многоотраслевые и диверсифицированные фирмы.
По критерию территориально-национальных масштабов деятельности все фирмы делятся на национальные и транснациональные корпорации (ТНК).
По степени концентрации производства фирмы распадаются на крупные, средние и мелкие. Критерии отнесения фирм к тому или иному разряду весьма условны и дифференцированы по странам. Так, в США к малым промышленным фирмам относят обычно такие, где занято до 500 чел., к средним – от 500 до 1000 чел.; в большинстве стран Европы средними считаются предприятия, привлекающие от 50 до 500 работников, а в Японии – от 30 до 300 человек.
Конкуренция
КОНКУРЕНЦИЯ — это борьба между производителями товаров и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи.
Поскольку платежеспособный спрос ограничен, между производителями идет постоянная борьба за кошелек покупателя. Рынок подсказывает ответ на вопрос, для кого производить, — для того, у кого выше покупательная способность, кто может заплатить за предлагаемый товар.
Выделяют два вида конкуренции: ценовую и неценовую.
Производители будут бороться за своего клиента, а значит, стремиться к обновлению ассортимента, улучшению качества, вежливому обслуживанию, оказанию дополнительных услуг и другим методам конкурентной борьбы. В результате такой конкуренции выигрывают все группы потребителей.
Конкурентные преимущества различных фирм
Крупные фирмы имеют следующие преимущества перед средними и мелкими компаниями:
- они характеризуются устойчивостью, за счет больших ресурсов и доходов имеют большие возможности. Крупные предприятия, как правило, не ликвидируются физически, а лишь меняют владельцев. Они способствуют повышению экономической стабильности в стране;
- крупные фирмы могут наладить массовое производство, что позволяет насытить рынок нужными товарами;
- крупные фирмы имеют возможность использовать новейшую дорогую технику, освоить новые отрасли, обеспечить крупномасштабное строительство, проводить крупные научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР);
- масштабы производства позволяют крупным фирмам иметь значительную экономию труда.
Средние фирмы в западных странах составляют в среднем около 20% всей численности предприятий.
Мелкие фирмы – самые многочисленные в рыночной экономике, характеризуются гибкостью, способностью быстро реагировать на изменяющийся спрос на рынке, быстрым обновлением. Мелкие предприятия выступают своего рода фундаментом рыночной экономики.
Причины выживания мелких предприятий в следующем:
- мелкие фирмы выбирают те сферы деятельности, где нет необходимости в массовом производстве, больших затратах, т.е. они не встают на пути среднего и крупного бизнеса;
- мелкие фирмы обладают особой привлекательностью для человека;
- для их создания нужен небольшой капитал:
- в отношении малых компаний существует поддержка со стороны государства.
Значительный экономический эффект дала система сотрудничества крупного и малого предпринимательства (франчайзинг). В этой системе крупная головная фирма предоставляет малой фирме за плату право использовать свою торговую марку и оказывает различные услуги.
Малые фирмы играют важную роль в реализации политики занятости. Они сосредотачивают у себя значительную часть экономически активного населения.
Продукт фирмы
Любая фирма, независимо от ее организационно-правовой формы, выпускает ту или иную продукцию. Продукт фирмы выступает, прежде всего, в натуральной форме — вещественной или невещественной. На металлургическом заводе — это тонны выплавленной стали, на автомобильном заводе — количество автомашин, в парикмахерской — численность обслуженных клиентов, в школе — число выпускников и т. п.
В работе фирмы принято различать краткосрочный и долгосрочный периоды.
КРАТКОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД — интервал времени, в течение которого величина одних факторов производства может изменяться, а размеры других остаются фиксированными.
ДОЛГОСРОЧНЫЙ ПЕРИОД — интервал времени, в течение которого величины всех факторов производства подвержены изменению.
Продолжительность краткосрочного периода не связана жестко с какими-то временными рамками (месяц, квартал и т.д.). Она существенно различается в отдельных отраслях. Так, требуется несколько лет, чтобы построить новый автомобильный завод и оснастить его оборудованием. Вместе с тем можно в очень короткий срок увеличить пропускную способность столовой, поставив дополнительные столики, да и новую столовую построить можно довольно быстро. Следовательно, в автомобильной промышленности краткосрочный период значительно продолжительнее, чем в общественном питании.
ОБЩИЙ ПРОДУКТ (Q) — это объем продукции, произведенный фирмой за определенный период времени (например, за год).
Величина общего продукта фирмы зависит от того, какое количество труда вовлекается в производство, и от того, какой капитал вложен в данное предприятие. Эта зависимость может выражена в форме производственной функции, которая имеет вид:
Рис. 2. График общего продукта фирмы.
График показывает, что общий продукт фирмы растет высоким темпом и кривая идет круто вверх. Но по мере привлечения в производство новых рабочих темп прироста общего продукта снижается и наклон кривой становится меньше. При вовлечении в производство 5-го рабочего общий продукт достигает максимальной величины.