Р - АТС в точке Q - максимальная прибыль на единицу продукции
Тема №6. Ценообразование на рынках совершенной и несовершенной конкуренции.
Рынок совершенной конкуренции
Рынок чистой монополии
Рынок монопольной конкуренции
Рынок олигополии
1. Рынок совершенной конкуренции .Чистая (совершенная) конкуренция - это такая экономическая система, которой присущи следующие признаки:
Большое число фирм в отрасли
Выпускается стандартный вид продукции
Отсутствует всякий контроль над ценой со стороны одного производителя
Присутствуют очень лёгкие условия вхождения в отрасль и выхода из неё
Отсутствует неценовая конкуренция (реклама и т.д.)
В мировой практике, однако ближе других к рынку чистой конкуренции подходит производство сельхозпродукции и рынок ценных бумаг.Только для рынка совершенной конкуренции присущи следующие особенности: 1) Спрос на товар единичной фирмы имеет совершенно эластичный вид, а рыночный спрос - обычный вид.
Совершенно эластичный спрос единичной фирмы, т.к. в условия совершенной конкуренции цена задана рынком (равновесием спроса и предложения), что позволяет фирме реализовать максимальный объём производства по цене рыночной и ниже, и не продать ни одну единицу, если цена выше равновесной.
2) В условиях совершенной конкуренции цена неизменна, поэтому MR = AR = Р
Ценообразование в условиях совершенной конкуренции.
Максимизация прибыли
TR = TC
2)
Расчёт оптимального объёма производства может производиться двумя способами:
Анализ TR и ТС
Анализ MR и МС Расчёт с помощью одного и другого способов должен дать один и тот же
Результат.
Любого производителя на любом рынке интересуют 3 основных вопроса:
Сколько продавать?
По какой цене продавать?
3) Размер прибыли при данном объёме производства?
Ценообразование рынка совершенной конкуренции.
Сравнение TR и ТС
Максимизация прибыли
Прибыль —> max, т.е. TR - ТС —> max
Минимизация убытков
Убыток —> min, т.е. ТС - TR —> min при условии, что при любом объёме производства предприятие несёт убыток. Оптимальным объёмом производства будет тот, при котором ТС - TR —> min.
Правило TR и ТС рассматривает либо прибыль, либо убыток совокупных затрат
Правило МС и MR
Правило МС и MR рассматривает прибыль или убыток на единицу продукции. Правило МС и MR:
Оптимальный объём производства (максимизация прибыли или минимизация убытка) будет находиться в точке равенства МС и MR.
• если MR > МС целесообразно увеличение производства
• если MR < МС - сокращение производства
2.1. Максимизация прибыли (рис. 2) Определение:
1) Пересечением MR и МС получаем максимальный объём
производства
2) Р - цена = MR = const
Р - АТС в точке Q - максимальная прибыль на единицу продукции
Минимизация убытков