Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА

№ п/п Наименование функций Затраты на осуществление функций Экономия, руб.
до мероприятий после мероприятий

Для оценки эффективности труда руководителей и специалистов управления используют результаты аттестации, которые фиксируются в специально разработанных аттестационных листах по оценке результатов деятельности за год, составленных по материалам аттестационных листов по оценке текущей деятельности сотрудников (форма 1).

Форма 1


Форма аттестационного листа по оценке результатов деятельности за год


Ф.И.О. сотрудника _____________ Должность __________________

Стаж работы по специальности __________________ Базовый оклад _______________________________

№ п/п Наименование показателя оценки Оценка в баллах Комментарий руководителя
Степень сложности труда (К Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru ) Выполняемая работа превышает требования должностной инструкции по сложности или существенно ниже их
Степень напряженности труда (К Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru ) В процессе работы сотрудник выполнял дополнительно обязанности временно отсутствующего работника или часть его обязанностей выполняли другие сотрудники
Степень качества труда (К Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru ) Аккуратность и тщательность в выполнении работы, соответствие ее стандартам качества
Уровень планирования труда (К Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru ) Способность устанавливать цели, разрабатывать и внедрять планы действий, адаптировать их в соответствии с изменениями
Уровень организации труда (К Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru ) Способность координировать ресурсы и время для достижения результатов
Способность к руководству (К Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru ) Умение руководить и мотивировать других, устанавливать стандарт, оценивать работу других и способствовать ее улучшению
Коммуникабельность (К Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru ) Способность эффективно информировать и воздействовать на других, ясно выражаясь в письменной и устной форме
Отношение к работе (К Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru ) Четкое и добросовестное отношение к труду

Итоговая аттестация

Неудовлетворительно (1 балл) Ниже среднего уровня (2 балла) Удовлетворительно (3 балла) Хорошо (4 балла) Отлично (5 баллов)


Приложение: аттестационные листы по оценке текущей деятельности за рассматриваемый период (форма 2).

Руководитель (аттестации) __

Сотрудник (аттестации) _____

Члены аттестационной комиссии _____________________________

Форма 2


Форма аттестационного листа по оценке текущей деятельности


Ф.И.О. сотрудника _________ Аттестующий ______________________

Отдел ___________ Дата проведения ___________________________

Трудовой стаж по специальности _______________________________

1. Описание работы

Главные выполняемые функции - должностные обязанности на 200_ год

Требуемые результаты Оценка исполнения
1. 2. ...


Дополнительные обязанности, фактически осуществляемые сотрудником

Требуемые результаты Оценка исполнения
1. 2. ...

2. Проблемы, возникшие при выполнении работы ________________

3. Цели и задачи по улучшению работы _________________________

4. Действия, которые должны быть предприняты для улучшения выполнения работы ___________________
_________________________

5. Оценка текущей деятельности (какие задачи по улучшению работы были выполнены с момента последней аттестационной беседы, комментарии руководителя, количественная оценка производится в процентах к ранее определенным требованиям по должности к рабочему месту).

6. Административные действия, предлагаемые непосредственным руководителем.

Руководитель (аттестации) ___

Сотрудник (аттестации) ______

Используя данные аттестационных листов, рассчитывают коэффициенты эффективности труда (К Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru ) по каждому сотруднику. Для этого составляется табл. 7.12, причем

К Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru = Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru ,


где: Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru - средний балл работника по работе N 1;

Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru - средний балл работника по работе N 2;

Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru - продолжительность выполнения работы N 1;

Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru - продолжительность выполнения работы N 2.

Таблица 7.12

Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru

На этапе внедрения проводится социально-психологическая, профессиональная, материально-техническая подготовка работников и внедрение рекомендаций. Необходимо разработать систему стимулирования реализации проекта. Следует разработать план-график внедрения проекта (табл. 7.13).

Таблица 7.13


Форма плана-графика внедрения проекта

№ п/п Меропри- ятия Дата внедре- ния Ответствен- ный испол- нитель Соиспол- нитель Место внедрения Экономи- ческий эффект от внедрения Приме- чание
...


Контрольные вопросы к главе 7


1. В чем состоит единство функционального и стоимостного подходов при управлении эффективностью деятельности персонала?

2. Раскройте сущность функционально-стоимостного анализа как универсального метода, объединяющего различные методы исследования функций управления.

3. Какова сущность принципов ФСА?

4. Охарактеризуйте важнейшие термины ФСА.

5. Какие этапы ФСА вам известны?

6. Раскройте содержание подготовительного этапа ФСА.

7. Раскройте содержание информационного этапа ФСА.

8. Раскройте содержание аналитического этапа ФСА.

9. Как построить функционально-стоимостную диаграмму деятельности подразделения?

10. Как определить затраты на осуществление функций подразделения?

11. Как правильно формулировать функцию?

12. Что такое схема функциональных взаимосвязей?

13. Раскройте сущность метода попарных сравнений функций.

14. Как построить совмещенную диаграмму значимости функций и затрат на их осуществление?

15. Охарактеризуйте показатели качества функций управления.

16. Как построить совмещенную диаграмму значимости функций и уровня их качества?

17. Раскройте содержание творческого этапа ФСА.

18. Что такое морфологическая матрица способов выполнения функций?

19. Раскройте содержание исследовательского этапа ФСА.

20. Как осуществляется организационно-экономическая оценка поданных идей и предложений?

21. Раскройте содержание рекомендательного этапа ФСА.

22. Как оценить эффективность труда руководителей и специалистов подразделений управления организацией?

23. Раскройте содержание этапа внедрения ФСА.

Глава 8. Оценка эффективности управления персоналом

8.1. Сущность и структура затрат на персонал

Затраты на персонал организации - интегральный показатель, который включает в себя расходы, связанные с привлечением, вознаграждением, стимулированием, использованием, развитием, социальным обеспечением, организацией труда и улучшением его условий труда, увольнением персонала.

Расходы на персонал в практике учета подразделяют на основные и дополнительные (табл. 8.1).


Таблица 8.1


Укрупненная классификация расходов на персонал

Основные расходы   Дополнительные расходы
На основании тарифов и законодательства Социальные
Заработная плата сдельная и повременная (основные и вспомогательные рабочие). Оклады штатных сотрудников (руководители, специалисты, другие служащие). Выплаты внештатным сотрудникам. Поощрительные выплаты. Прочие выплаты Единый социальный налог (взнос). Платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию от несчастных случаев и т.п. Оплата отпусков. Оплата инвалидности, больничных листов. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности. Затраты по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований. Оплата за обучение, повышение квалификации и переподготовку кадров. Затраты на привлечение персонала (наем, отбор, увольнение). Прочие расходы Оплата транспортных расходов. Оплата жилищно-коммунальных услуг. Оплата медико-оздоровительных услуг. Оплата за питание. Оплата спецодежды. Производственный фонд социального обеспечения. Прочие расходы

В условиях действующей системы учета затрат на производство и оказание услуг в отечественных организациях осуществить оценку затрат на персонал весьма не просто, так как для этого следует произвести выборку данных из многочисленных форм бухгалтерской отчетности и других документов первичного учета. Часть затрат на персонал относится на себестоимость продукции (работ, услуг), часть затрат осуществляется за счет прибыли организации.

Положение о составе затрат по производству и реализации продукции, работ, услуг, включаемых в их себестоимость, и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 5 августа 1992 г. N 552, позволяет указать основные статьи затрат на персонал организации.

1. Расходы на оплату труда работников, занятых производством продукции, выполнением работ и оказанием услуг, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации, выплачиваемые в установленных законодательством размерах женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.

2. Расходы на выплаты авторских вознаграждений за изобретательскую и рационализаторскую деятельность.

3. Затраты по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований.

4. Затраты по обеспечению нормальных условий труда и техники безопасности.

5. Затраты на содержание работников аппарата управления организации и ее структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, включая затраты на содержание служебного автомобильного транспорта и компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей.

6. Затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов.

7. Расходы по оплате услуг связи, вычислительных центров, а также услуг, осуществляемых сторонними организациями по управлению организацией, в тех случаях, когда штатным расписанием или должностными инструкциями не предусмотрено выполнение каких-либо функций управления производством.

8. Расходы по оплате консультационных, информационных и аудиторских услуг.

9. Расходы по содержанию и обслуживанию технических средств управления: вычислительных центров, местных АТС, узлов связи, средств сигнализации и др.

10. Затраты организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), прибывших для переговоров в целях установления и поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) и ревизионной комиссии организации.

11. Затраты, связанные с подготовкой и переподготовкой кадров.

12. Затраты, связанные с набором рабочей силы, включая оплату выпускникам средних профессионально-технических учреждений и молодым специалистам, окончившим высшее или среднее специальное учебное учреждение, проезда к месту работы, а также отпуска перед началом работы.

13. Затраты по транспортировке работников к месту работы и обратно.

14. Выплаты за не проработанное на производстве (неявочное) время - очередные, дополнительные отпуска и т.д.

15. Единый социальный налог (взнос), зачисляемый в государственные внебюджетные фонды - пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования, который направлен на мобилизацию средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение и медицинскую помощь, в настоящее время заменяет собой страховые взносы, уплачиваемые во внебюджетные фонды.

16. Платежи (страховые взносы) по добровольному страхованию гражданской ответственности перевозчиков, профессиональной ответственности, а также платежи по заключенным в пользу своих работников договорам страхования от несчастных случаев и болезней, медицинского страхования, а также договорам с негосударственными пенсионными фондами, имеющими государственную лицензию.

17. Начисления на заработную плату и гонорар творческих работников, перечисляемые творческим союзом в их фонды.

18. Затраты по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанными с исполнением ими трудовых обязанностей.

19. Выплаты работникам, высвобождаемым из организаций в связи с их реорганизацией, сокращением численности работников и штатов.

Госкомстат РФ в 1999 г. принял решение о проведении выборочного статистического наблюдения состава затрат на рабочую силу в организациях. Цель наблюдения - получение репрезентативной информации об уровне, структуре и динамике затрат, производимых организациями в пользу работников по субъектам РФ, отраслям экономики и промышленности, формам собственности. Обследование должно проводиться один раз в два года по следующим показателям, характеризующим затраты организаций на рабочую силу, сгруппированным в 10 групп по направлениям затрат, соответствующих международной классификации затрат, рекомендованной Международной организацией труда (МОТ): оплата труда за отработанное время; оплата за неотработанное время; единовременные поощрительные выплаты; выплаты на питание, жилье, топливо, включаемые в заработную плату; расходы на обеспечение работников жильем; расходы организации на социальную защиту работников; расходы на профессиональное обучение; расходы на культурно-бытовое обслуживание; налоги, связанные с использованием рабочей силы; расходы, не отнесенные к ранее приведенным классификационным группам.

Анализ результатов обследования позволит выявить особенности социальной политики в зависимости от отрасли экономики, размера организации, территории, формы собственности.

Данная классификация расходов на персонал представляется нам компактной и способной охватить все статьи расходов, сложившиеся в отечественной бухгалтерской и статистической отчетности.

Основным источником покрытия затрат на персонал в рыночных условиях являются соответствующие расходы работодателей (табл. 8.2).


Таблица 8.2


Структура затрат организаций на рабочую силу*1
(все затраты = 100%)

_____
*1 Данные приведены по состоянию на вторую половину последнего десятилетия прошлого столетия.

Статьи затрат Вся экономика Промышленность
Оплата труда Из нее: выплаты на питание, топливо, жилье 58,6 1,2 56,2 1,2
Расходы по обеспечению жильем 3,4 4,5
Расходы на социальную защиту Из них: обязательные отчисления и выплаты 29,3 27,1 29,9 27,6
Расходы на профессиональное обучение 0,4 0,5
Расходы на культурно-бытовое обслуживание 3,4 4,6
Прочие расходы 3,1 2,7
Налоги, связанные с использованием рабочей силы 1,8 1,6

Из табл. 8.2 видно, что 85,7% (58,6 + 27,1) всех затрат на рабочую силу приходится на оплату труда и обязательные выплаты и только 7,2% (3,4 + 0,4 + 3,4) составляют расходы на жилье, обучение, культурно-бытовое обслуживание, если брать данные по экономике России в целом. Не лучше обстоит дело и по промышленности. При высоких темпах инфляции трудно рассчитывать, что оплата труда и выплаты покроют недополучение социальных услуг от организации (табл. 8.3).

Таблица 8.3


Доля занятого населения, получавшего соответствующие социальные блага через организации*1
(в %)

_____
*1 Реформирование социальной инфраструктуры российских предприятий. - Париж, ОЭСР, 1996. С. 47.

Виды услуг Изменение
Медицинское обслуживание –8
Организация отдыха –31
Организация отдыха детей –21
Детские сады –19
Питание –4
Снабжение продовольствием –20
Обеспечение жильем –29
Снабжение товарами –24
Прочее +3
Отсутствие социальных льгот +6

Данные табл. 8.3 показывают резкое уменьшение доли социальных расходов на персонал. Это связано с:

отсутствием социальных благ на кризисных предприятиях;

уменьшением их доли в общих расходах на персонал на предприятиях, переболевших и работающих относительно стабильно, устоявших в кризисной ситуации, но снизивших объемы производства;

уменьшением доли социальных услуг в общих расходах на персонал на преуспевающих предприятиях, которые пошли по пути увеличения размеров заработной платы, включив в нее расходы на социальные блага.

Структура затрат на персонал в одной из российских организаций выглядит следующим образом (табл. 8.4).

Таблица 8.4


Структура затрат на персонал отечественной организации

Направление затрат Уд. вес в общей сумме затрат, % Сумма затрат, руб.
Затраты в расчете на один отработанный чел.-час. Из них: 100,0 11 450
Заработная плата – всего В том числе: 64,9 7 435
оплата за отработанное время 58,2 6 667
оплата за неотработанное время 5,9
единовременные поощрительные выплаты 0,8
оплата стоимости питания
Расходы на жилье
Расходы на социальную защиту, всего 31,3 3 585
в том числе обязательные отчисления 24,9 2 855
Расходы на профессиональное обучение 0,4
Расходы на культурно-бытовое обслуживание 1,5
Прочие расходы 1,9
         

Приведем пример из зарубежной практики, который наглядно показывает структуру затрат, связанную с замещением работника в одной из фирм (табл. 8.5).

Таблица 8.5


Затраты на замещение работника (почасовая ставка оплаты - 10,9 долл.)

Элементы затрат Допущения Затраты, долл.
Увольнение
1. Снижение производительности труда в период, предшествующий увольнению 5%-ное снижение в течение 3 мес: 4-дневное отсутствие
2. Время, потерянное при обслуживании увольнения 3 ч времени увольняющегося, 3 ч других (по средней часовой ставке – 9,6 долл.)
3. Время на собеседование интервьюеров 30 мин руководителя отдела (21,65 долл. в час), 30 мин специалиста
4. Время на собеседование увольняющегося 1 ч
5. Резюмирование собеседования 30 мин руководителя отдела, 30 мин секретаря, 30 мин специалиста
6. Документальное оформление 30 мин конторского персонала (по средней ставке 9,6 долл. в час)
7. Снижение трудовой напряженности среди коллег 5%-ное снижение производительности труда 9 человек в течение 1-й недели
Итого:
Вакантная должность (3 недели)
1. Снижение объемов производства Еженедельные потери эквивалентны 16 ч
2. Выплата сверхурочных Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru / Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru рaбoты выполнялacь работниками с нормируемым рабочим днем (по 14,4 долл. в час), остальные Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru / Изменение трудоемкости выполнения функций в результате проведения ФСА - student2.ru работы – без оплаты
Итого:
Наем нового работника
1. Подача объявления Одно в местной газете
2. Брошюры (для ознакомления с организацией) Комплект
3. Комиссионное вознаграждение фирме по подбору персонала 22% годового оклада одного работника (за каждых 5 нанятых)
4. Проверка рекомендаций 45 мин
5. Собеседование 12 ч 45 мин по средней ставке, 45 мин по ставке руководителя
6. Оформление личного дела 3 ч
7. Оформление документации с использованием ЭВМ (внесение в платежную ведомость и другие документы) 15 мин
8. Расходы отдела человеческих ресурсов 17 ч
Итого:
Обучение
1. Формальное обучение 15 ч семинар с 5-ю слушателями по ставке 10 долл. в час, 15 ч работника
2. Обучение на рабочем месте 20 ч руководителя, 20 ч помощника, 20 ч коллег
3. Более низкая производительность труда 80% от нормативной в течение 2 мес
4. Исправление допущенных ошибок 20 ч – исправление финансовых документов, 4 ч машинного времени (90 долл. в час)
Итого:
Всего:
         

На практических примерах мы показали, насколько важен анализ и определение структуры затрат на персонал с точки зрения выявления направлений совершенствования работы с кадрами. Путем улучшения структуры таких расходов можно управлять кадровым потенциалом не только отдельной организации, но и экономики в целом.

Наши рекомендации