Анализ структуры и рентабельности себестоимости единицы продукции
Анализ структуры себестоимости заключается в нахождении процентного соотношения статей калькуляции относительно себестоимости, а также выявления статей с наибольшей процентной долей. Это позволяет выявить влияние различных факторов на изменение себестоимости. Он направлен на выявление внутрихозяйственных резервов снижения себестоимости, повышения рентабельности и на этой основе роста конкурентоспособности продукции. Планирование и учет затрат по статьям калькуляции обеспечивают контроль затрат по местам их возникновения и исходя из результатов этого контроля снижение издержек и повышение эффективности работы административно-управленческого персонала. [5]
Анализ себестоимости:
а) призван обеспечивать необходимой информацией управленческий персонал предприятия, который отвечает за планирование, за проведение контроля по хозяйственным операциям и принятия разнообразных административных решений;
б) направлен на выявление возможностей повышения эффективности использования материальных, трудовых и денежных ресурсов в процессе производства, снабжения и сбыта продукции;
в) дает данные необходимые для управленческих целей, определения показателей эффективности, принятия стратегических решений по ценообразованию, состава продукции, технологического процесса, разработки изделий. Именно, руководствуясь анализом, специалисты и менеджеры принимают тактические решения и действия [3].
Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности предприятия и как инструмент инвестиционной политике и ценообразовании.
Показатели рентабельности можно объединить в несколько групп:
1) показатели, характеризующие рентабельность (окупаемость) издержек производства и инвестиционных проектов;
2) показатели, характеризующие рентабельность продаж;
3) показатели, характеризующие доходность капитала и его частей.
Все эти показатели могут рассчитываться на основе балансовой прибыли, прибыли от реализации продукции и чистой прибыли.
Затраты на один рубль товарной продукции можно рассчитать по формуле:
З= , где - себестоимость изделия i; - объем производства изделия i;
- годовой объем товарной продукции.
Рентабельность вычисляется по следующей формуле:
, где - цена изделия i; - себестоимость изделия i.