Состав и структура цены
Состав цены характеризуется её экономическими элементами, как себестоимость, прибыль и т.д. Цена выражается денежной единицей.
В отличие от состава структура цены есть соотношение отдельных элементов цены, выраженное в процентном соотношении либо в удельном весе этих элементов в цене товара.
Принято выделять отпускную, оптовую и розничную цены.
Отпускная цена – это цена, которую назначает производитель продукции. По этой цене предприятие реализует производственную продукцию оптово-сбытовым организациям. Другими словами, реализуя свою продукцию по отпускным ценам, организации должны возместить свои затраты и получить такую прибыль, размер которой позволил бы выжить в условиях рынка.
На основе отпускных цен предприятие планирует, анализирует и рассчитывает стоимость показателей своей работы.
Отпускная цена предприятия состоит:
– из издержек производства и реализации;
– прибыли;
– акциза (если товар, который производит данная организация, является подакцизным);
– НДС.
Оптовая цена – это цена, по которой реализуют товар посредники. Такая цена включает в себя:
– отпускную цену;
– снабженческо-сбытовую наценку;
– НДС.
Розничная цена – это цена, по которой приобретают товар конечные потребители. Она включает в себя:
– оптовую цену;
– торговую надбавку;
– НДС.
Таким образом, цены на товар различаются в зависимости от того, на какой стадии товародвижения она формируется. Массовый товар обычно проходит три основные стадии товародвижения:
– предприятие – оптовая торговля;
– оптовая торговля – розничная торговля;
– розничная торговля – потребители.
Трем этим стадиям товародвижения соответствуют перечисленные три вида цен.
Налоги в составе цены
Взаимосвязь налогов и цен обусловлена ролью этих двух экономических категорий. Если цена позволяет определить стоимость всех произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, то налоги являются частью этой стоимости. Воздействие налогов на уровень цен проявляется в их включении в цену товара, в отнесении на финансовый результат производителя. Природа налогового влияния на цены зависит от конкретного налога и определяется механизмом его расчета и возможностью переложения на покупателя посредством включения в цену.
Налог является не только элементом цены. Взаимодействие налогов и цен проявляется в том, что цена товаров (работ, услуг) является основой при определении налоговой базы. В механизм расчета практически всех значимых налогов заложена цена реализуемых товаров (работ, услуг).
Налог – это объективная экономико-правовая категория, инструмент перераспределения национального дохода, с помощью которого часть выручки (прибыли, дохода) физического или юридического лица направляется в бюджет и внебюджетные фонды для использования на нужды общества и государства.
Источником средств для уплаты этих налогов становится выручка, полученная от продажи товаров и оказания услуг. В связи с этим, устанавливая цену на товар (услугу), предприниматель учитывает в ней сумму налога, которую он будет обязан заплатить после реализации продукции.
Так как налоги играют важнейшую роль в жизни общества, цена также приобретает ряд важнейших социально-экономических функций.
1. Формирование доходной части государственного бюджета. Фискальная функция цены имеет важнейшее практическое значение. Около 80% доходов бюджета формируется за счет налоговых поступлений.
2. Формирование доходов внебюджетных государственных фондов: социального обеспечения, Пенсионного, обязательного медицинского страхования. Иными словами, цена играет важнейшую социальную роль, обеспечивая поддержку малоимущим слоям населения. С одной стороны, признается, что система взносов в государственные внебюджетные фонды служит гуманным целям, но с другой – она подвергается многосторонней критике из-за неоправданно высокого уровня обязательных платежей.
3. Развитие производства. Выручка, являясь объектом налогообложения, участвует в воспроизводственном процессе и может как стимулировать, так и дестимулировать производственный процесс. Снижение налогов на покупку сырья ведет к снижению его стоимости, способствуя улучшению рыночной ситуации для производителя.
4. Влияние на уровень цен. Налоги, которые производитель и продавец традиционно включают в состав цены на товар, непосредственно влияют на уровень цен на аналогичные товары, на заменители данного продукта и на товары, «дополняющие» его.
5. Влияние на потребительский спрос. Налоги и сборы являются важнейшим инструментом регулирования спроса на продукт. Дифференцированное налогообложение позволяет устанавливать заниженные налоговые ставки на товары первой необходимости с целью понижения цены на них; а для предметов роскоши и товаров, оказывающих неблагоприятное воздействие на здоровье граждан, напротив, устанавливаются более высокие налоговые ставки с целью сделать их менее доступными.
6. Воздействие на движение цен, их снижение и инфляцию. Более высокие налоги способствуют развитию инфляционных процессов, низкие – приостанавливают их. Высокие цены на отдельные товары в силу общеэкономического закона спроса и предложения также оказывают весомое влияние на ценовую картину на рынке в целом.
7. Влияние на доходы граждан. В чрезмерном количестве налоги отрицательно сказываются на доходах граждан. Уровень цен на товары увеличивается соответственно росту налогов, и этот процесс необязательно сопровождается ростом заработной платы. Совокупные доходы граждан, таким образом, снижаются, падает совокупный платежеспособный спрос.
По объекту налогообложения налоги подразделяют на прямые и косвенные.
Прямые налоги уплачиваются непосредственно субъектом налогообложения, т. е. физическим или юридическим лицом, и они прямо пропорциональны его платежеспособности. К ним относят: налог на имущество, подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль (доход) предприятий, налог на доходы банков, земельный, лесной, налог на добычу полезных ископаемых и т. п.
Косвенные налоги – это налоги на товары и услуги, частично или полностью переносимые на цену товара. К ним относят: налог на добавленную стоимость (с акцизы), налог на сделки с недвижимостью и ценными бумагами, налог на наследство, транспортный налог, таможенные пошлины и т. д.
Именно косвенное налогообложение составляет основу доходов государственного бюджета. От уплаты косвенных налогов сложнее всего уклоняться, так как налогооблагаемая база их достаточно очевидна. Но вместе с тем косвенные налоги считаются социально несправедливыми в связи с их регрессивным характером: самые высокие налоги в процентном отношении платят малоимущие граждане.
Соотношение косвенных и прямых налогов является предметом серьезнейших споров и дискуссий политиков и юристов.
Любая налоговая система, построенная на принципах рыночной экономики, сталкивается с необходимостью оценки индивидуальных сделок хозяйствующих субъектов на предмет соответствия применяемых цен реализуемой продукции общему уровню рыночных цен, безусловно, с учетом специфических особенностей каждой сделки. При отсутствии четкого механизма, позволяющего при определенных условиях в целях налогообложения корректировать цену конкретной сделки, у ее участников появляется соблазн показывать цены, отличающиеся от реальных (рыночных) цен.
Нарушение ценовой дисциплины может выражаться в необоснованном завышении или занижении государственных цен или тарифов.
К задачам налогового контроля над ценами относятся:
– регулирование цен на товары первой необходимости;
– регулирование уровня цен на монополистических рынках;
– регулирование рыночного равновесия и равномерности экономического цикла;
– контроль над процессами инфляции и дефляции;
– поддержание занятости населения;
– обеспечение социальной справедливости цен;
– стимулирование производства;
– защита национальной экономики;
– стимулирование экономического роста.
Контрольные вопросы
1. Через какие каналы осуществляется распределительная функция цены?
2. Как связаны между собой функция сбалансирования спроса и предложения и распределительная функция?
3. В чем проявляется учетно-измерительная функция цены?
4. Значение стимулирующей функции цены в экономике.
5. Какие факторы следует учитывать предприятию, выбирая объект для вложения капиталов?
6. Как связаны между собой различные функции цены?
7. В чем заключается отличие состава цены от структуры?
8. Что понимается под отпускной ценой предприятия?
9. Что включается в оптовую цену?
10. Из каких элементов состоит розничная цена?
11. Перечислите основные социально-экономические функции, которые выполняют налоги.
12. Какое значение имеет налоговый контроль над ценами?