Виды внешнеторговых операций

Экспорт — вывоз за границу товаров национального происхож­дения или в значительной степени переработанных в стране в целях их продажи.

Импорт — ввоз иностранных товаров с целью их использования на внутреннем рынке.

Экспортно-импортные операции являются наиболее распростра­ненными в международной торговле.

Встречная торговля (counter trade) — внешнеторговые операции, при совершении которых в документах (соглашениях или контрак­тах) фиксируются твердые обязательства экспортеров и импортеров произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. В последнем случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.

Это самый известный вид международной торговли, заключавшийся ранее в натуральном обмене товарами. Вытесненная впоследствии товарно-денежными отношениями встречная торговля в современных условиях приобрела новое содержание и получила определенное развитие в международном товарообмене. На ее долю приходится от 25 до 30% объема международных торговых операций.

Инициаторами развития встречной торговли являются импортеры, которые в условиях нехватки валюты могут осуществлять закупки необходимых товаров с полной или частичной оплатой их поставками своих товаров. В условиях обострения проблемы сбыта экспортеры вынуждены идти на то, чтобы получать от покупателя не денежный эквивалент их стоимости, а другие товары, которые они либо ис­пользуют в собственном производстве, либо реализуют на рынке. Одной из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных закупок экспортерами товаров, которые не могут быть ими использованы в собственном производстве, а заранее пред­назначаются для последующей продажи на внешнем или внутрен­нем рынке.

Эксперты ООН выделяют три основных вида международных встречных сделок:

· бартерные сделки (barter transactions);

· торговые компенсационные сделки (commercial compensation);

· промышленные компенсационные сделки (.industrial compen­sation).

Под промышленной компенсационной сделкой понимается сделка, в которой «одна сторона осуществляет поставку (зачастую согласо­вывая также необходимое финансирование) второй стороне товаров, услуг и/или технологии, которая используется последней для созда­ния новых производственных мощностей. Данные поставки затем возмещаются посредством поставок товаров, произведенных на со­зданных таким образом предприятиях (или иногда за счет поставок аналогичных товаров, произведенных третьими сторонами в данной стране). В торговой компенсационной сделке, как правило, отсутст­вуют подобные взаимоотношения между взаимными конкретными действиями обеих сторон»*.

* Герчикова И.Н. Международное коммерческое дело: Учебник для вузов. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996.

Специалисты Организации экономического сотрудничества и раз­вития (ОЭСР) подразделяют все международные встречные сделки на две категории:

· торговая компенсация;

· промышленная компенсация.

Под торговой компенсацией понимается одна операция на неболь­шую или умеренную сумму, включая обмен крайне разнородными товарами, которые обычно органически не связаны между собой.

Под промышленной компенсацией понимаются такие сделки, кото­рые охватывают продажу связанных между собой товаров на более крупную сумму, обычно соответствующую стоимости комплектного промышленного оборудования или готовых предприятий.

И.Н. Герчикова считает, что при классификации международ­ных встречных сделок следует исходить из организационно-правовой основы таких сделок и принципа компенсации. При таком подходе выделяется три вида международных встречных сделок (рис. 8.1):

· товарообменные и компенсационные сделки на безвалютной основе;

· компенсационные сделки на коммерческой основе;

· компенсационные сделки на основе соглашений о производ­ственном сотрудничестве.

Виды внешнеторговых операций - student2.ru

Виды внешнеторговых операций - student2.ru

Виды внешнеторговых операций - student2.ru

Согласно данным И.Н. Герчиковой, на долю товарообменных и компенсационных сделок приходится 4—5%, компенсационных сде­лок на коммерческой основе — 9—10%, встречных закупок в рамках производственного сотрудничества — 55—60%.

Эти три основных вида сделок отличаются большим разнообра­зием с точки зрения их целей и характера, сроков исполнения, ме­ханизма расчетов, порядка осуществления.

1. Сделки на основе натурального обмена — бартер (barter). Бартерные операции — наиболее традиционная разновидность встречной торговли, представляющая собой безвалютный, но оцененный обмен товарами. Стоимостная оценка товаров осуществляется для обеспечения эквивалентности обмена. Для этих сделок характерны наличие контракта, в котором фиксируются натуральные объемы обмениваемых товаров, и одновременное движение товарных потоков. На количество товаров не влияет изменение ценовых про­порций на мировом рынке. Чистый бартер наименее распространен во встречной торговле.

2 Коммерческие сделки, предусматривающие участие продавца в реализации товаров. Это самая распространенная группа операций, имеющая две разновидности:

· непосредственная закупка товаров для внутрифирменного использования либо для перепродажи третьей стороне;

· содействие экспортера в нахождении покупателя товаров им­портера.

Принципиальное отличие такого рода сделок от бартера заклю­чается в том, что при ней деньги используются как мера стоимости и средство платежа. Такие сделки могут оформляться юридически либо одним экспортным контрактом с указанием условий встречной торговли, либо двумя контрактами на первичный экспорт и встреч­ный экспорт. В последнем случае в первом экспортном контракте содержится обязательство экспортера закупить у импортера товары на сумму, составляющую определенный процент от первоначальной поставки.

Существует множество разновидностей сделок этой группы, на­пример:

компенсационные сделки. Продавец соглашается получить оплату частично или полностью в виде поставок каких-либо товаров покупа­теля. Как правило, это оформляется одним контрактом. Такие сделки напоминают бартерные, но имеют некоторые существенные отличия. Во-первых, каждый партнер выставляет счет за свои поставки в де­нежной форме. Во-вторых, экспортер может поручить выполнение своих обязательств по встречному импорту третьей стороне. При такой форме сделки можно получать выручку одновременно;

встречные закупки (встречные поставки). Экспортер обязуется за­купить или устроить закупку третьей стороной товаров импортера на сумму, составляющую определенный, заранее оговариваемый процент от его собственных поставок. Эти сделки оформляются двумя контрактами, причем иногда не указываются конкретные товары, а фиксируются сроки и сумма закупки. Платежи по контракту осуществляются одновременно;

авансовые закупки. В этом случае первоначальные и встречные поставки как бы меняются местами, т.е. сторона, заинтересованная в продаже своих товаров определенному покупателю, сначала закупает какие-либо товары или услуги у него;

соглашение об «офсете». Экспортер соглашается закупить в стране импортера товары на сумму, составляющую определенную долю oт суммы экспортной поставки, причем такая доля чаще всего превышает 100%. Сделки такого рода, как правило, связаны с дорогостоящими программами закупок оружия и военной техники;

сделки типа «свитч». В этом случае экспортер передает свои обя­зательства по встречной поставке третьей стороне, как правило, специализированной торговой фирме. Такие операции применяются в сочетании с любыми другими формами, кроме бартера.

выкуп устаревшей продукции, т. е. зачет остаточной стоимости выкупаемых товаров по цене новых. Эта форма торговли является одним из самых эффективных способов, позволяющих увеличить объем продажи в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта, и наиболее широко применяется при сбыте легковых автомобилей, сельскохозяйственной техники, электронно-вычислительных машин и т.д. Так, в промышленно развитых странах торговые представители практически всех автомобилестроительных компаний при покупке клиентом новой автомашины вычитают из ее стоимости цену ста­рой. Существуют примерно одинаковые для всех фирм таблицы оценки стоимости старых машин в зависимости от года выпуска,, пробега и технического состояния. В Западной Европе в конце 80-х гг. более 70% новых легковых автомобилей сбывалось при выкупе уста­ревших моделей;

3. Встречные поставки как составная часть промышленного сотруд­ничества, например компенсационные поставки (buy-back). Экспортер поставляет оборудование на условиях кредита, причем оплата предоставляемых кредитов должна производиться после получения выручки от встречных поставок продукции. В рамках таких согла­шений на условиях кредита импортируются машины, оборудование, материалы и некоторые другие виды товаров для строительства про­мышленных объектов. Впоследствии валютная выручка от экспорта части продукции этих предприятий служит источником погашения кредита.

К этой группе можно также отнести:

операции с давальческим сырьем, т.е. переработку иностранного сырья с расчетами за работу исходным сырьем или продуктами пе­реработки. В результате неравномерного развития производительных сил, разные страны обладают несимметричными мощностями по добыче и переработке сырья, что создает предпосылки к заключению международных контрактов, по которым одна из сторон обязуется экспортировать исходное сырье и импортировать продукты пере­работки или готовую продукцию, другая — перерабатывать сырье, называемое давальческим, своими средствами. Оплата услуг пере­рабатывающих фирм по таким соглашениям осуществляется постав­ками дополнительного количества давальческого сырья.

Методы торговли

Метод торговли — это способ осуществления торгового обмена (торговой операции, или торговой сделки). В международной торго­вой практике применяются два основных метода торговли:

· прямой метод (совершение операции непосредственно между производителем и потребителем);

· косвенный метод (совершение операции через посредника). При прямом методе торговли возникает определенная финансовая выгода, поскольку сокращаются издержки на сумму комиссионного вознаграждения посреднику, снижаются риск и зависимость резуль­татов коммерческой деятельности от возможной недобросовестности или недостаточной компетенции посреднической организации. Этот метод также позволяет постоянно находиться на рынке, учитывать его изменения и своевременно на них реагировать. В то же время использование прямого метода торговли подразумевает наличие коммерческой квалификации и торгового опыта. В противном случае финансовые издержки не только не сократятся, но могут значитель­но возрасти. Кроме того, международная торговля по сравнению с внутренней является более рискованной, что обусловлено экономи­ческими, политическими, правовыми и социальными условиями в разных странах, их традициями и обычаями, а также большими расстояниями между торговыми партнерами. В результате часто бывает целесообразно, а иногда просто необходимо использовать посред­ников для проведения международных торговых операций.

Более половины международного товарного обмена осуществля­ется при содействии торговых посредников, т.е. независимых от про­изводителей и потребителей товаров торговых фирм, организаций и лиц. Существуют различные виды посредников.

Простые посредники (брокеры) подыскивают и сводят взаимо­заинтересованных продавцов и покупателей, но сами не принимают непосредственного участия в сделках.

Широко распространено привлечение продавцами или покупате­лями (доверителями) фирм, организаций и лиц к совершению сде­лок от имени и за счет доверителей, т.е. в качестве поверенных.

Доверители исполняют подписанные поверенными контракты, воз­мещают им понесенные расходы и выплачивают вознаграждение, которое является оценкой компетенции и оперативности посредников.

Еще более широкое применение в международной торговле по­лучили договоры комиссии, по которым комиссионеры получают право подыскивать партнеров и подписывать с ними контракты от своего имени, но за счет продавца или покупателя (комитентов), которые несут коммерческие риски. Перед третьими лицами комиссионеры выступают как продавцы.

Также распространенной формой договора комиссии является продажа товаров на условиях консигнации. Экспортер (консигнант) поставляет товар на склад посредника (консигнатора) для реализации на рынке в течение определенного срока. Консигнатор осуществляет платежи консигнанту по мере его реализации со склада. Не продан­ные к установленному сроку товары консигнатор имеет право вер­нуть консигнанту. На условиях консигнации реализуют в основном товары массового спроса. По существу, при консигнации экспортер кредитует посредника на средний срок реализации товара. Непремен­ным условием консигнационного соглашения является сохранение за комитентом права собственности на товары до их реализации покупателям.

Основной объем международной торговли опосредствуется неза­висимыми торговыми фирмами, занимающимися перепродажей товаров (дистрибьюторы), которые отличаются от простых посредников и поверенных тем, что они от своего имени и за свой счет заключают договоры купли-продажи, с одной стороны, с продавцами, а с другой — с покупателями.

Очень часто в международной торговле прибегают к услугам аген­тов, к которым обычно относят посредников, действующих на рын­ке в интересах и от имени экспортеров или импортеров, т. е. принци­палов. В агентских соглашениях обычно оговариваются полномочия посредников по наиболее существенным условиям внешнеторговых сделок, а также дополнительные обязательства агентов, например исследование рынков, реклама, предпродажная доработка товаров, техническое обслуживание и т. д. Чаще всего агентские соглашения регулируют общие условия сотрудничества агентов и принципалов, а поставки или закупки товаров осуществляются по отдельным кон­трактам, заключаемым в рамках таких соглашений.

Существуют еще три особых типа посредников, роль которых настолько значительна, что часто о них говорят как об особых спо­собах торговли: биржи, торги, аукционы (см. главу 3).

Наши рекомендации